Работа этнологической экспедиции в Тверской и Рыбинской губерниях в 1921-1922 году.

Этнологическая экспедиция в Тверскую губернию в 1921 г. была осуществлена по инициативе Разряда этнологии Российской Академии Истории Материальной Культуры в Петрограде при участии, кроме Академии, Этнографического Отдела Русского Музея, Комиссии по изучению племенного состава населения России, Отделения Этнографии Русского Географического Общества и Бежецкого Научного Общества.

В начале работы Российской Академии Истории Материальной Культуры, в 1919 г., Д.А Золотарев, сотрудник Разряда этнологии в Петрограде, разработал программу деятельности и приступил, по принятии со Этнологическим Отделением, к осуществлению, привлекая с лета 1920 г. новых сотрудников.

Сделав ряд экскурсий в Тверскую, Ярославскую, Олонецкую и Саратовскую губ., в целях ознакомления с бытом современной деревин и с деятельностью местных научных организаций, уже в 1920 г. решил приступить к планомерной исследовательской работе.

Впечатления летних поездок побудили его заняться подготовкой этнологической экспедиции, а инициатива и готовность помочь, проявленные учредителями Бежецкого Научного Общества, определили район первых работ экспедиции. Он особенно охотно остановился на Тверской губернии потому, что еще в 1911 г. там начал свои антропологические исследования великорусов.

Основная научная задача этой экспедиции, определялась необходимостью этнологического изучения данной территории на основании антропологических, этнографических и лингвистических исследований на местах. К этому присоединялось изучение наиболее интересных промыслов и расширялся район работ.

Силы экспедиции распределялись следующим образом. Во главе экспедиции, как руководитель, был Золотарев, принимавший непосредственное участие в исследовательской работе в Бежецком, Весьегонском, Мологском, Вышневолоцком и Устюженском уездах. Его помощником по хозяйственно-организационной части был Розов и  уполномоченные на местах.

Работа Весьегонского отряда, состоявшего из С. А. Еремина, А. Л. Колобаева, 3. Малиновской, Р. П. Митусовой, М. М. Серовой, И. Д. Старынкевич и местных сотрудников А. И. Головлицпна и С. Неклюкова была в ведении С. А. Еремина; Краснохолмского, состоявшего из М. И. Артамонова, М. П. Грязнова, М. Б. Едемского и местных сотрудников К. А. Троицкой и А. Н, Курочкиной — в ведении Едемского; Бежецкого, в составе: А. И. Михайлова, Л. И. Песселеп, А. Е. Кудряшевой, Е. Д. Герке, С. Д. Синицина — в ведении А. И. Михайлова и Мологского, состоявшего из сотрудников: Е. Э. Бломквист, Н. П. Гринковой, М. М. Серовой, В. И. Шибаева и местного художника Гордея Лесовика—в ведении Золотарева. Всего принимало участие 17 петроградских сотрудников и несколько местных.

При подготовке к экспедиционной работе было решено произвести исследование в Бежецком у. района близ станции Максатиха с русским и карельским населением, Алабузинского района в 8 в. от Бежецка и сев.-зап. части уезда; в Весьегонском у. — районов Пушкарщины и Чамеровской вол., с карельским населением; в Краснохолмском у.—района д. Огибалова с развитым гончарным промыслом и Делединской волости; в Мологском у.—района Леонтьевской и Покровско-Ситской волостей и района судостроения на р. .Пологе.

Хотя не в полной мере, все эти районы и были посещены и обследованы экспедицией, которая, кроме того, имела возможность совершить маршрутную поездку на лодке по Мологе от ст. Максатиха до Весьегонска (около 320 в.) с остановками для работ в 8 пунктах и ряд отдельных экскурсий в пределах Краснохолмского, Мологского и Весьегонского уездов пешком, на лошади или на велосипеде. Эти поездки содействовали поддержке связи отрядов и дали материал для сравнения местностей, где протекала основная работа с другими частями изучаемой территории.

Изучая территорию в целом, особое внимание уделяли таким своеобразным уголкам, как Пушкарщпна в Весьегонском и Сицкарщина в Мологском у. Население Щербовской и Топалковской волостей Весьегонского у. — пушкари, также, как население Покровско-Ситской волости Мологского у. — сицкари, выделяясь своеобразными особенностями, до сих пор представляют этнологическую загадку, которая привлекла внимание исследователей. Мы решили изучить и объяснить особенности тех и других. Имея специфические задания по изучению промыслов, остановились на очень интересном и важном промысле — судостроении п др. промыслах, встречающихся в изучаемом крае —плотничестве, гончарном, валяльном и пр.

Не имея возможности в настоящем отчете подробно говорить о всех работах п обрисовать результаты деятельности экспедиции, попытаюсь кратко ознакомить с выполненной экспедицией работой.

Экспедиция, разбившаяся на отряды, работала одновременно в нескольких местах.

Бежецкий отряд работал, опираясь на содействие Бежецкого Научного Общества и Максатихского Районного отделения кооперативного союза, устроившись в школе, помещающейся в усадьбе близ станции Максатиха Рыбинской жел. дор. Район Максатихи, расположенной в лесной части уезда, на берегу сплавной реки, с тяготеющим к ней русским и карельским населением и выросшей в довоенное время в большой, богатый поселок с торговлей и заготовительными конторами, был интересен лишь, как местность, где городские влияния сказываются скорее и где смена этих влияний идет быстрее, чем в других местах. Понятно, что внимание экспедиции было устремлено в стороны от станции, в район сел: Рыбинского - 8 "верст, Кирилловского -12 в., и Загородья, Вышневолоцкого у. — 10 в.

Отстоя друг от друга не более чем на 20-25 в., эти села, несмотря на однородные хозяйственные условия, представляют каждое свой особый интерес. Современность наложила на них общий отпечаток.

Обеспеченное существование населения богатого хлебом сказалось на укладе жизни и создало району славу хлебной житницы, куда очень много горожан ездило последние годы, если не за хлебом, то за самогонкой. И теперь здесь совершенно открыто гонят и пьют самогонку, делая с каждым днем новые успехи в технике изготовления.

В праздники, которые нам приходилось наблюдать, целыми днями гуляя, шумит пьяная толпа, причем ни один праздник, как здесь говорят, «не обходится без покойника». В такой обстановке, когда люди, одетые в городские костюмы, утрачивают не только свои этнографические особенности, но часто и свой человеческий облик, трудно заметить этнографические отличия упомянутых районов.

Но в будние дни, при внимательном наблюдении, вы заметите особенности жителей побережья Мологи из старинного городка Рыбинска, прихожан с. Кирилловского, вспоминающих до сих пор, как их деды пришли сюда «в лес, на остров» из Ильгощинской и Застолбской вол. южной части Бежецкого у., и карел Загородья, заброшенных судьбой на берег тихой Мологи из страны скал и озер, на место разоренного новгородского погоста. Стоит попристальнее вглядеться в эту народную массу, чтобы увидеть и понять ее интерес, разнообразие и особенности. Экспедиция и стремилась, насколько можно в короткий срок, уловить все ценное, что позволит понять природные и бытовые особенности населения района.

В упомянутых местностях произведены исследования природы, языка, материального и духовного быта населения. Золотарев производил антропологические измерения в Алабузине — 45 мужчин, в Рыбинском — 40 мужчин, в Ломах -15 мужчин и в селе Загородки -41 мужчин, занимался Фотографированием и вел обще - этнографпческпе наблюдения. Герке изучала особенности говоров населения н собирала данные по этнографии. Кудряшева, занимаясь по преимуществу живой стариной, записала 36 сказок, десятки песен, причитаний, обрядов, представляющих очень большой интерес. Несселеп изучала постройки. Местные сотрудники: агроном И. А. Фролов работал над описанием сельского хозяйства района, Синицын собирал материал по Фольклору и А. И. и Н. М. Голынские составил очерк: Свадебные обычаи Радуховской вол. Бежецкого уезда.

В Весьегонском у. экспедицию привлекли пушкари, получившие свое название, как подтверждают данные, по фамилии их владельца графа Мусина-Пушкина. Живя в глуши, в 60—70 вв. от города и железной дороги и сохраняя до настоящего времени своеобразные черты быта, пушкари не могли быть обойдены нами. Точно также не хотели исследователи пройти мимо находящихся в противоположном конце уезда карел Чамеровской вол., самой восточной карельской колонии в уезде, лучше сохранившей благодаря старообрядчеству старые бытовые особенности.

Здесь и там производились длительные работы, которые в кратком отчете можно представить лишь суммарно. Малиновской и Митусовой измерено 105 пушкарей, 80 пушкарок, 40. карел и 40 карелок. Ереминым собран материал по языку, позволяющий в связи с ранее имевшимся у него, дать характеристику говоров уезда. Серовой и Старынкевич записано 8 сказок, 130 частушек, десятки длинных свадебных песен, собран материал по обрядам, семейному быту, домашнему хозяйству и сделано около 100 набросков построек и орнамента.

Особый интерес представляют собранные Серовой в большом количестве загадки и биографические данные о нескольких женщинах, характеризующие все стороны народного быта, не исключая самых интимных, и говорящие об очень тяжелой женской доле.

Неутомимый сотрудник экспедиции Колобаев исполнил более 500 рисунков, планов и чертежей, представляющих систематически подобранное собрание иллюстраций, характеризующих всесторонне быт пушкарей. Малиновская особенно много времени посвятила изучению пушкарской одежды. Записи вместе с рисунками и планами дают полную картину особенностей построек и их украшений, а вместе с привезенными в Этнографический Отдел Русского Музея коллекциями, в количестве более 800 предметов, прекрасно знакомят с пушкарской одеждой нескольких поколений и другими сторонами их жизни.

Собранный в уезде, в частности в Перемутской волости, материал по промыслам является дополнением к имеющейся у экспедиции рукописи «Описание промыслов Весьегонского уезда», так как он дает сведения о современном состоянии промыслов.

Материал двух, наиболее полно изученных районов уезда дополняется теми наблюдениями, какие сделаны экскурсиями вдоль всего уезда: на велосипеде — Розова (Чамерово-Детково-Красный Холм), пешком — Еремина (Весьегонск-Детково и обратно), на лошадях— Едемского, Ерязнова и Егорова (Красный Холм-Верхние Пороги и обратно), и на лодке — (Бломквист, Гринковой, Малиновской, Колобаева, Розова и Золотарева (Максатиха-Весьегонск),

Река Молога, обрамленная прекрасными лугами своих невысоких, частью поемных берегов, а местами украшенная великолепными лесами, является хорошей артерией для сплава леса, но в силу мелководности, большого количества перекатов и каменных гряд, не могла быть удобным путем сообщения я служить местом очень большого стяжения населения. Редко расположенное по наиболее возвышенным берегам население, не обладающее никакими судами кроме плотов и челнов, и оторванное от городов и железных дорог, представляет особый интерес, который, естественно, усиливается, по мере удаления от Максатихи к Устюжне и Весьегонску.

Здесь в этой заброшенной среди мологских меандров тиши живут весьегонцы и устюжане, свято и слепо храня старые привычки и быт. Здесь вы легко находите и сказку, которую любят слушать во время долгого сплава бревен и копаней для судостроения или во время длинных зимних вечеров, здесь вы до сих пор увидите старинную домотканную одежду, даже встретите старух в пестрой, порой художественно вышитой сороке, здесь вы найдете редкое разнообразие старинного и нового орнамента. На берегах Мологи есть деревни, как Усть-Кировское, где сохраняются живые музеи украшений русской избы, то необычайно просто, то вычурно и ярко убраной кружевной резьбой очень разнообразного в одном селении рисунка. Здесь наряду с угнетающей вас грубостью и темнотой, вы видите непосредственность проявлений материнского сердца и бабушкиных ласк, утешающих оставленных дома во время страды ребятишек.

Замечая постоянно, как медленно доходят сюда и как туго усваиваются массой мысли и понятия, давно принятые городом, вместе с тем встречаете людей, ведущих суровую жизнь земледельца, рыболова или гонщика леса и в то же время живущих интересами среднего интеллигента, разбирающегося в сложных явлениях общественности, и способных без особых усилий понять значение вашей научной работы.

Здесь наряду с ослаблением хозяйственных средств и ухудшением сельскохозяйственного инвентаря, вы заметите местами необычайную тягу к лучшей жизни, большим удобствам, новой постройке и улучшению системы хозяйства. Здесь вы видите почти самодовлеющую жизнь, недостаточно разнообразную и красочную, но настоящую и деловую.

Мы заглянули в эту жизнь. Кратковременные остановки, сделанные нами в 8 местах, на расстоянии 320 в., нашего двухнедельного путешествия, дали возможность ознакомиться с антропологическими особенностями мологжан, измеренных в нескольких пунктах в количестве 175 человек, собрать материал по говору, записать 15 сказок, несколько песен, описать, зарисовать и сфотографировать различные виды средств передвижения, построек и орнамента.

Было бы очень интересно и полезно углубиться, и подробно изучить все проявления и особенности этой жизни «на веси, как на небеси».

Результаты работ нашего пушкарского отряда, остававшегося долгое время в наиболее интересном районе Весьегонского у. и наблюдавшего остатки глубокой старины и патриархальности жизни, позволяют сказать, что экспедиция хотя бы в одном месте эту задачу выполнила.

   

ИСТОЧНИК

Золотарев А.А. Работа этнологической экспедиции в Тверской и Рыбинской губерниях

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей