Русская прялка узором богата ...

Русская прялка узором богата,

Формой красива, резьбой хороша.

Мастер создал её в прошлом когда-то,

В ней старина и живая душа.

 

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили, веретено.

Прабабушки наши пряли, старались,

Чтобы  красивым  соткать полотно.

 

Много столетий служила надёжно.

Людям каким? Где оставила след?

Даже представить себе невозможно-

Прялка жива, а хозяина нет.

 

Ей бы в избу, да на лавку к окошку,

К донцу  куделку опять "примотнуть".

Вспомнить, как было, хоть на немножко.

Прялку музейную к жизни вернуть.

Раньше не продавали пряжу для вязания. Рукодельницы изготовляли ее из стриженой овечьей шерсти самостоятельно. Старинные прялки представляли собой простое устройство, состоящее всего из двух частей. Так как это был исконно женский труд, прялка сопровождала хозяйку на протяжении всей жизни.

Пряли как в одиночестве, так и в компании, проводя за этим занятием многие часы и часто засиживаясь до позднего вечера. Поэтому очень важно было для женщин, как эта самая прялка выглядит. Много внимания уделялось сначала ее внешнему виду.

А чуть позднее постоянно усовершенствовалась прялка для максимальной оптимизации и автоматизации процесса. Ее использовали во множестве народных обрядов. Прялка служила основой древней мифологии не только славян, но и остальных народов мира.

Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи одно из древнейших средств производства, родом из стран древнего Востока. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Изготавливалось из сухого дерева (чаще из берёзы). Длина веретена от 20 до 80 см.

Пря́лка— приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. Пряха — женщина, занимающаяся ручным прядением.

Прялка-донце– ручная прялка состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Выделяют два вида прялок по конструкции:

•        цельные (делались из корня и ствола березы или ели),

•        составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

В коллекции нашего музея хранится 3 прялки-донце, все они составные. Две прялки имеют ажурные шейки (ножки) – со сквозными отверстиями прямоугольной формы, так же украшенные декоративной резьбой. У одной из них резьбой украшена и лопаска, у второй – лопаска  простая. Обе эти прялки не окрашенные. У третьей прялки ножка отличается от двух предыдущих, она имеет ярко раскрашенную токарную ножку.

     

Прялки неразрывно связаны с веретёнами, их в нашей коллекции 8 штук. Они отличаются длиной, временем изготовления (есть более новые экземпляры, а есть те, которых время не пожалело – обломанные концы, трещины), декором.

Поверья

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчёлы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прялка считалась лучшим подарком девушке от жениха и замужней женщине от мужа. Обычно у каждой женщины имелось несколько прялок, которым придавалось ритуальное значение. Их расписывали различными сюжетами, часто изображалось мировое древо.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.

Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы — орисниц представляют тремя женщинами с прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придёт за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадётся плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребёнка, то он заболеет.

Мотив прядения отражён в ряжении. В этом случае прядение символизировало богатство, размножение. У русских кикимора при обходе домов «пряла» в углу на принесённой с собою прялке.

Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея и самовил, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью.

Удивительной и уникальной историей обладает каждая прялка, которой когда-либо пользовались женщины в старину. Мы рады, что в нашей музейной коллекции есть данные предметы быта.

Источник:

сайт Уйского краеведческого музея

Щепетова Елена, библиограф центральной библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей