Русский художник и весьегонская природа

Б.М.Кустодиев “Портрет Ивана Билибина”1901 г.

“Насколько я себя помню, я всегда рисовал”.

И.Я.Билибин

 

Всем известны сказочные, полные таинственности и древних миров, иллюстрации Ивана Билибина к русским народным сказкам. Где удалось художнику увидеть этот русский дух?

Родился Иван Билибин родился под Санкт-Петербургом, в селе Тарховка. Отец его был врачом в военно-полевом госпитале, мама - дочерью знаменитого композитора А.Г.Рубинштейна. В доме всегда царила творческая атмосфера.  

В 1890 году Билибин закончил по желанию отца полный курс юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Но параллельно проходил обучение живописи в  школе-мастерской княгини М.К.Тенишевой под руководством известного художника Ильи Ефимовича Репина.

Настоящему художнику нужен свой, узнаваемый стиль. Что же повлияло на создание тех самых, знаменитых “билибинских” сюжетов? Путешествие в глубинку страны.

Профессор Государственной академии славянской культуры, краевед, Вячеслав Михайлович Воробьёв, замечательно рассказал о том, как оказался Иван Яковлевич на весьегонской земле и какое значение это имело в его творческой судьбе, в статье «Крещение Родиной», от 30 августа 2011 года в газете «Тверская жизнь»:

"Выставка московских художников-передвижников в Петербурге в 1899 году стала потрясением для студента-юриста Ивана Билибина. Он буквально застыл возле картины Виктора Васнецова «Богатыри», поражённый мощью всадников — защитников Родины и ширью ландшафта. Он только что вернулся из Мюнхена, где учился в мастерской художника А.Ашбе, постигая классическую живописную школу европейских мастеров. И вдруг — седая Русь, крещение Родиной, пока что на уровне ощущений, а не глубинного постижения.

Иван Яковлевич воскликнул, не отрывая глаз от монументального полотна: «Ах, если бы теперь я мог увидеть где-нибудь в России такие пейзажи и таких людей! Но это невозможно». На что его юный друг и однокашник по юридическому факультету Петербургского университета Павел Гронский сказал с улыбкой: «Иван, приезжай в моё имение под Весьегонск. Там за тысячу лет, со времён Ильи Муромца, ничего не изменилось. Будешь писать прямо с натуры».

Тем же летом Билибин, приехал в имение Ёгны, принадлежавшее Гронским. В то лето здесь, в весьегонской глубинке, родились книжные иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке".

С раннего утра до позднего вечера бродил художник по окрестностям, любовался на речки, леса и холмы, заходил в избы, слушал песни и сказки, рисовал портреты крестьян, их одежду, утварь, посуду, постройки…

“Здесь, в стране дремучих лесов, таинственных речек и озёр, родились когда-то предания о богатырях, диковинных зверях и птицах, о чудесных заморских краях. Они воплотились в устной поэзии и декоративном творчестве народа”, - отмечают биографы выдающегося русского художника.

Весьегонский краевед Геннадий Андреевич Ларин, в своей книге-справочнике “Весьегония”, подчёркивает: “По мнению многих исследователей творчества Ивана Яковлевича, именно здесь, в это лето, родился художник Билибин с неповторимым графическим стилем, основанным на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченным акварелью”.

Вернувшись из Ёгон в Петербург, Иван Билибин понял, что нащупал собственный стиль, который можно применять и в иллюстрации, и в декоративном искусстве, и при оформлении театральных постановок.

И хотя в России в то время не было книжного издательства, способного выполнить цветную печать на должном уровне, сказку удалось выпустить в государственном учреждении по печати банковских ассигнаций и ценных бумаг (сегодня - Гознак).

Благодаря этой тоненькой книжке с изумительными иллюстрациями, 23-летний Иван Билибин стал признанным мастером.

“Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и о Сером волке” была мгновенно раскуплена. Экспедиция заготовления государственных бумаг приобрела монопольное право на издание книг художника. И в последующие три года вышло ещё шесть небольших книжечек русских народных сказок в едином оформлении: «Василиса Прекрасная»,

«Царевна-Лягушка», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка». А позже и сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о Царе Салтане» (1905) и «Сказка о Золотом Петушке» (1910).

Иллюстрация на спинке обложки, 1907 г.

Все эти годы Иван Яковлевич Билибин продолжал ездить в имение Гронских, напитываться образами природы. Он рисовал детей, пейзажи, костюмы, орнаменты, крестьянские дома. Придумывал характеры сказочных персонажей, охваченных разными чувствами: страхом, надеждой, злобой. И всё в иллюстрациях подчёркивало эти чувства.

В Ёгнах художник не расставался с томиком русских сказок, собранных А.Н.Афанасьевым. Образы обступали его, и Билибину оставалось лишь перенести их на бумагу. Почти все зарисовки Иван Яковлевич использовал при оформлении изданий русских народных сказок и сказок Пушкина, в создании театральных декораций и костюмов.

Творческая коллекция художника росла. Сегодня часть этих работ находится в Третьяковской галерее.

Билибин стал не только художником весьегонского края, но и собирателем фольклора. Он коллекционировал предметы крестьянского быта: шуточные картинки, кружева, вышивки. Зарисовывал и фотографировал памятники древнерусского зодчества, записывал песни и загадки.

Карельский костюм

В течение 1902-1904 годов, помимо поездок в Весьегонский край, Иван Билибин по заданию этнографического Русского музея совершает экспедиции по северу. Посещает Архангельскую, Вологодскую, Олонецкую губернии. Всё это помогало художнику  оттачивать свой стиль.

В 1903-1906 годах Билибин издал фотоальбом с памятниками деревянного зодчества. В книге “Весьегония” Г.А.Ларина представлены три архивные фотографии несохранившихся ныне церквей, сделанных художником. Это - Знаменская церковь (опустевшее с.Пылёво),

 Успенская (Никольская) церковь (несуществующее с.Никола-Реня, Фёдорково),

и церковь Рождества Богородицы (с.Лошицы).

Летом 1917 года Билибин гостил у своих друзей дворян Калитеевских в соседнем имении Попово и создал там занавес для театральных постановок в Любегощинской земской школе.

После революционного переворота 1917 года Билибин уезжает из Петрограда в крымское имение Батилиман, где проводит два года. Затем эмигрирует в Египет. В августе 1925 года - перебирается в Париж. Там возобновляется его дружба с П.П.Гронским, художник объединяется с коллегами в творческий союз “Мир искусства”. Его талант востребован. Он создаёт блистательные декорации к постановкам русских опер в Париже, Брно, Праге, балета Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе.

Но, видимо, русской душе художника не хватало насыщения родными, любимыми местами. В 1936 году Иван Билибин возвращается в Ленинград. Он уже мастер с мировой известностью. Преподаёт на графическом отделении Всероссийской Академии художеств, продолжает работать в книжной графике, пишет пейзажи любимого Крыма и Кавказа, защищает докторскую диссертацию, собирается стать профессором.

Война помешала осуществиться планам. Последний Новый год в своей жизни художник встретил с коллегами в промёрзших подвалах Академии художеств. Зимой 1941-1942 года там находилось бомбоубежище для сотрудников.

В первую блокадную зиму, 7 февраля 1942 года, Иван Яковлевич Билибин умер от голода. Он был похоронен в братской могиле.

Последней работой художника стала иллюстрация к былине «Дюк Степанович». Нам же досталось богатое наследие, хранящее в себе красоту и многогранность традиций, фольклорные элементы, дух времени.

Судьба усадьбы в Ёгнах.

“Можно без преувеличения сказать, что в усадьбе Ёгны под Весьегонском и её окрестностях Иван Билибин родился как русский художник, нашёл себя и свой путь в искусстве”, - пишет В.М.Воробьёв.

Усадьба Гронских в Ёгнах, уже только из-за одного факта, что в ней столько лет творил И.Я.Билибин, заслуживает внимания и сохранения. В 1770-е годы усадьба принадлежала дворянскому роду Десятовых, к Гронским перешла в конце XIXвека. Рядом был построен новый дом, названный “Колыбели”, который при разделе семейного имущества и достался будущему профессору права, депутату IVГосударственной Думы Гронскому Павлу Павловичу. Туда и приезжал в течение многих лет художник Билибин. По свидетельству местного жителя И.Е.Мокина, жил он в мезонине усадебного дома.

Ёгны окружал большой парк, который сегодня значится памятником природы. В начале 90-х годов ХХ века парк и усадебные строения находились ещё в удовлетворительном состоянии,  - отмечает в “Весьегонии” Геннадий Ларин. Дом “Колыбели” использовался Макаровской школой, строения усадьбы - местным колхозом. Они регулярно ремонтировались, серьёзных конструктивных изменений внутренней планировки не допускалось.

Резко ухудшилась ситуация с середины 90-х годов. Сегодня строения усадьбы Ёгны практически полностью разрушены. Парк в запустении.

Найдётся ли тот, кто сможет по эскизам восстановить прекрасный дом Билибина-Гронских, расчистит парк, сохранит память для потомков?

Здесь ощущается необычность места. Кругом тишина и только вековые липы и ели - свидетели времён давно минувших лет, тихо качают своими головами. Да зарастает рядом прекрасный яблоневый сад.

 

Источник:

Воробьёв В.М. Крещение Родиной / В.М. Воробьёв // Тверская жизнь. - 2011.

Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник. - Москва : Ключ-С, 2010. - 456 с., ил.

Зелов Н.С. О художниках / Н.С. Зелов - Москва, 2017. - 242 с.

Семёнов О.С. Иван Билибин / О.С. Семёнов. - Москва : Детская литература, 1986. - 87 с., ил.

Вержиникова Т.Ф. Иван Билибин / Т.Ф. Вержиников. - Спб : Аврора, 2009. - 175с., ил.

Подготовила Ольга Орлова, заведующая Весьегонской детской библиотекой

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей