Село Кесьма

Кесьма. Старое, православное село. Расположено на пересечении трактов Тверского и Староустюжского. Расположено село посредине пути между городами Красный Холм и Весьегонск.

В селе было 3 мелочные лавки, 6 мануфактурных лавок, 3 чайные, 12 палаток, 20 будок и 1 казенная винная лавка. По понедельник, с ноября по Троицын день, в селе базары. Главная крупная торговля на кесемских базарах, это лен. В некоторые дни его продавали до 1000 пудов. Население сбывает дрова, овощи, холст, кожаные сапоги.

В 1907 году на кесемских базарах продано 35000 пудов овса. 65000 пудов льна. 500 сотен яиц и сырые кожи до 1500 штук. Скупленные яйца, холст, сырье увозятся в Красный Холм. Кроме базаров в селе три трехдневные ярмарки. На ярмарках торговля мануфактурой и бакалейными товарами.

Поэтому интересно представить, как жили кесемчане. Каковы их основные промыслы и занятия.

казенка Гришиных

Крестьянские будни полны забот. Поскольку село стояло на двух проезжих трактах и было центром волости, само собой подразумевалось, что чиновникам необходимо где-то жить, людям проезжающим необходимо отдыхать и зачастую с ночлегом. Поэтому кесемчане при строительстве дома, это предусматривали. Дома строили или двухэтажные (если было недостаточно земли), или просторные (в одном доме два автономных жилища). Такой небольшой двухэтажный домик, хотя на сегодня одноэтажный, Степина Василия Ивановича. На приобретенный спустя несколько лет участок земли, сняли с дома второй этаж и построили дом на данном участке. В дом этот отделили семью сына Михаила. А Захар остался жить в родительском доме.

кесемчанин Василий Иванович Степин

Просторные кесемские дома, как образец - дом Ивана Изосимовича Кишкичева, имели две кухни и два изолированных помещения. Необходимо поправить свои доходы, одну часть дома сдавали в наем. Сдавали, как правило, передние, фасадные, помещения. А сами переходили жить во вторую избу. Возможно, тесновато, но зато дом дает доход. Помимо сдачи в наем дома, сдавали часть погреба и подвала для хранения продуктов. Торговали домашней снедью и дровами для нужд квартирантов. Да и хозяйка дома с дочками имели возможность заработка. Прислужили жене начальника - квартиранта, еще доход в доме. Пусть и мелкая услуга: баню истопить, с ребенком посидеть, белье на пруду выполоскать.

А как кесемчанки полоскали белье зимой? Холод не холод, а надо ехать на пруд. Белье грузили в корыто, в деревянные санки, сами одевались потеплей, а в корзиночку ставили, укутанный в платок или ветошь, горшок с горячей водой. На морозе, в ледяной воде руки стынут, погреют руки в горячей воде и опять белье полоскать. А полоскали не в самом пруду, а у жёлоба, где вода из пруда выливалась. В самом пруду управляющий Влас Гаврилович Лебедев полоскать белье сельским бабам не позволял. Осенью Влас Гаврилович всех кесемчан собирал парк убирать и пруд чистить.

Кесемские женщины, за исключением молодых девушек с образованием, не устраивались на работу в организации. Истопниками и санитарками в больнице служили пришлые бобылки. А кесемчанки вели дом, торговали около своих ворот на лоточке, или в будочке. Случалось и нежелательное событие. Поскольку крестьянин старался копеечку сберечь и скрывал свое занятие и доход, то время от времени в село наведывался фискальный инспектор из уездного по промысловому налогу присутствия. Находилось присутствие в городе Красный Холм. Шел такой инспектор по селу и примечал, у кого торговля без разрешения, какая новая будка появилась, чей это бараночный курень. Присылали, после посещения фискального инспектора, уведомление об уплате налога. Хитроумные кесемские жители старались избежать подобных историй. Прослышав об инспекторе, свои будочки и лоточки прятали за ворота, подальше от глаз людских. А при получении уведомления о налоге, шли в волостную управу, писали прошения в уездную управу и горячо божились об ошибке писарей. Ну а далее, жизнь есть жизнь, опять выносили свои лоточки и торговали до следующего рейда проверяющих.

Было в селе несколько особо рукодельных женщин. Кесемская крестьянка старалась сама обшивать семью, но в особо торжественных случаях обращались к рукодельнице-портнихе. Звали такую портниху на селе уважительно «модиска» - модистка. Особый случай, послуживший необходимостью обращения к портнихе, поступление дочерей на учебу гимназию или в епархиальное женское училище. Правила требовали девочке иметь надлежащий внешний вид и не выделяться из группы одноклассниц. В такой ситуации без хорошей опытной портнихи никак не справиться.

У нескольких крестьян в селе было по два дома. В одном семья жила, второй дом сдавали квартирантам. Возможно, второй дом строили, как вложение в дело свободных денег. Прикупали кусок земли, как правило неподалеку от своего дома. Ставили еще один дом. Сыновья подрастали? Что впереди будет? Дом пригодится.

Такой второй дом в селе был у священника Воскресенского. Священник в нем разместил школу, ибо в школьном здании тесно стало.

дом столяра Константина Кишкичева.

Был такой дом у Ивана Изосимовича Кишкичева. Стоял наискосок от земской больницы и в данном доме жили врачи и фельдшера. Случалось, во время эпидемий больничные покои переполнены карантинными больными, тогда прием и родовую палату размещали в частном доме.

Если пристально посмотреть и проанализировать кому в селе требовались квартиры, то получается, что крестьянский дом всегда был востребован квартирантами. Смотрите: становой пристав, урядник, земский начальник, письмоводитель земского начальника, врач, фельдшер, акушерка, ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, стражники (человек 5 при уряднике), почтовые чиновники (не менее трех), учителя в церковно-приходской школе, учителя в соседних земских школах, да и бобылки (санитарки в больнице) тоже искали уголок для житья. Поэтому кесемчанин служил в одном из присутственных мест села, как-то волостная управа, лавка торговая, другое занятие, а дополнительным доходом было для него земледелие и домашнее хозяйство. В селе держали крестьяне коров и лошадей. В Пронины, Кишкичевы, Зайцевы, Щербинины держали по 2-3 коровы. Садовниковы держали в хозяйстве до 10 лошадей.

Еще один вид дохода: каждая кузница и столярня у хозяев имела два, а то и три наемных работника. А кузниц было в селе две. У Николая Егоровича Волкова кузница на Староустюжском тракте. У Василия Изосимовича Кишкичева кузница на Тверском тракте.

Грамотные, обстоятельные крестьяне устраивались на службу в волостное управление. Штат волостной управы состоял из волостного старшины, столоначальника, писаря, девушки-конторщицы. В местной управе на данных должностях служили кесемские жители и получали приличное жалование. Волостной старшина: Карпушкин Михаил Васильевич, крестьянин села Кесьма, Харулин Алексей Тимофеевич крестьянин села Чернецкое. Делопроизводителем, столоначальником и писарем служили Круглов Василий Степанович, Кузин Владимир Савватеевич, конторщица Воскресенская Лидия Александровна.

Устраивались крестьяне помимо этого еще и приказчиками в торговые лавки. Владелец торговой лавки озабочен главным, достать товар подешевле и продать подороже. Вот и едет торговец за товарами в города Красный Холм, Устюжну, Мологу, на местные базары. В лавке покупателей встречает приказчик. Так звали продавца.

Интересен уклад села. По праздникам и воскресеньям всем жителям полагалось быть в храме. В храм шли семьями. Приучали детей к пристойному поведению. Во время церковной службы закрыты все сельские лавки, закрыты служебные учреждения. По окончании службы церковной начинается базар, гудит толпа, открываются торговые лаки, открыта для граждан библиотека. Вот таков был обычный уклад села.

Сельский староста строго следил за порядками в селе. Чтобы не было раздоров и драк. Чтобы семьи жили дружно, молодежь и дети родителей почитали. Следил староста и за санитарным порядком. Каждый хозяин дома просто обязан был содержать в порядке и чистоте свой кусок территории. А территория была от угла дома одного соседа, до второго угла своего дома. Придомовую тропку - тротуар - полагалось держать в опрятности. Проезжую часть дороги (тракта) содержали в порядке, уже упоминаемый мною участок до половины проезжей части дороги. Вторая половина дорожного полотна была на совести соседа из дома напротив.

Если случались непредвиденные события или возникала необходимость принятия решения всем миром, то есть всем сельским обществом, то собирали сход. На сельском сходе кесемчане принимали весьма судьбоносные решения. В 1867 году собирая по три копейки серебром со двора, насобирали на постройку здания училища. Позднее, в 1901 году, сельчане приняли предложение земства об уступке участка земли под строительство земской больницы. А деньги, уплаченные земством за выделенную землю, пошли на уплату податей, то есть налогов.

А был в селе еще и местный негласный совестливый суд. Судили, или взывали к совести. Отправляется девушка на беседу вечером. Мать ей обязательно даст прялку и корзинку с шерстью или льном. Сиди девушка, время зря не теряй. На людей смотри, себя усердной невестой показывай. Сидят девицы, прядут, мотушки мотают. В корзинки укладывают. Ведь мать-то дома и отчет спросит. А одна девица не прядет, играет, пляшет и поет. Девушки маменькин урок выполнили. Пряжа готова. Поставили корзинки под лавку, плясать пошли. А потом уходя с беседы хватились, а урок то заданный где? А это шустрая девка, пока все плясали, изловчилась и унесла чужие мотушки. Событие горькое. Как дома девушку встретит мать, урок не выполнен, да и настораживает матушку поведение доченьки. Стоит ли на беседу отпускать? А веселая плясунья домой пришла, пряжу в мотушках принесла. Вот и удивляются все, плясала, плясала, а больше всех напряла. Но рано или поздно, все тайное становится явным. Поймав такую плутовку, с ней разбираются сельские бабы. Утром водят воровку по улицам села. На руки ей повесили эти мотушки. Идет по улице эта несчастная, в окружении сельских бойких баб. К каждому дому подходят, всем рассказывают, что и у кого случилось. Хорошо если хозяйка дома постесняется выйти и детей от окна уведет. А другая хозяйка детей выпустит, да дразнилке научит. Пошел бабий праздник на селе. Могут и водой из ведра окатить. Хоть и чистой водой окатят, да вот в век не отмоешься. Пока все село не обойдут, не отпустят. Вот такой на селе был совестливый бабий суд.

Источники:

Рассказы старожилов.

Постановления Весьегонской земской управы, 1865-1916.

Протоколы собраний Весьегонского земского собрания,1865-1915.

Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год.- Тверь, 1914.

Справочник волостного деления Тверской губернии. Оценочно-статистический отдел Тверской губернской управы, 1915.

Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям за 1859 год. - Санкт-Петербург, 1862.

Фото: Е. Селифонова и сайт "Тверские своды"

 

Елена Селифонова, библиотекарь Кесемской сельской библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей