Село Тухани

Весьегонский уезд отличается обилием лесов, которые, особенно в пограничной полосе уезда, соприкасаются с Новгородской и отчасти Ярославской губерниями. Вековой сосновый бор подходит к самому Весьегонску и тянется по направлению к юго-западу от него на расстоянии почти 30 верст.

По дороге, пролегающей бором, не встречается путнику ни одного селения, только две лесные сторожки напоминают здесь о присутствии человека. Среди таких лесов, на высокой холмистой местности, расположено село Тухани.

Оно состоит из 9 дворов крестьянских и 5 дворов, принадлежащих лицам духовного звания. Расположено, в один посад по направлению с юга на север.

Против села на запад, на самом высоком пункте холма стоит не большой, но довольно красивой архитектуры каменный храм в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы, окруженный каменной оградой с железными решетками. Северная половина ограды покрыта прекрасной березовой рощей, которая возникла благодаря разумному обычаю местных прихожан сажать над могилами своих родственников деревце какой-нибудь лиственной породы, как символ воскресения и будущей загробной жизни. Эта рощица является украшением села Туханей. Благодаря ей Туханское кладбище производит впечатление мирного уголка. С южной стороны от церкви, по южному склону холма, разрослась великолепная липовая роща, переживающая уже, наверное, не первое столетие.

За рощей белеется дом князя Ухтомского, окруженный плодовым садом и обширным парком.

Село Тухани по красоте и живописности занимает не последнее место среди сел Тверской епархии.

С холма, на котором расположена церковь, открывается вид во все стороны. На севере от села видны деревни, принадлежащие Туханскому приходу. Далее, на самом горизонте, виднеется село Пятницкое, расположенное в 20 верстах от Туханей. Самый близкий город от Туханей - это Устюжна Новгородской губернии, в 35 верстах от села.

Село Тухани возникло в давние времена. В документах 18 века называется «Тухань». Очевидно, это славянское «ту» - там и татарское «хан». Первоначальная форма названия села видоизменилась в Тухань, а позднее в Тухани.

С этим названием связано памятное для России событие – времена татарщины. Известно, что в 1238 году наводнена была их ордами вся Тверская губерния. Тверская губерния была ареной военных действий довольно продолжительное время. И возможно, что село Тухани было местом пребывания грозного хана. Что наша местность видела ужасы татарского погрома, об этом можно убедиться на следующем. Одна из деревень соседнего прихода Любегощи носит название Батеевка. Возможно, первоначальное название Батыевка. В 25 верстах от Туханей - село Баскаки. Татарское слово «баскак» означает посланник. Названия пустошей «Терпигорево», «Пленница». Таким образом, село Тухани принадлежит к числу древнейших сел Тверской епархии.

Когда был построен первый храм неизвестно. Известно, что в 17 столетии в селе Туханях было две деревянные церкви. Одна в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Чудотворца. Вторая церковь в честь святого пророка Ильи. 1768 году обе церкви пришли в ветхость. В виду чего появилась необходимость в ремонте старых церквей или в постройке одной новой. Оказалось, более выгодно вместо двух деревянных церквей построить одну каменную. Нелегкий труд ходатайства о постройке взял на себя прихожанин дворянин Илья Андреевич Батюшков. Ходатайство Батюшкова в резиденцию Олонецкого архипастыря увенчалось успехом.

В 1768 году Илья Андреевич Батюшков получил благословенную грамоту на постройку в селе Тухани вместо двух деревянных одной каменной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с двумя приделами Святого Чудотворца Николая и Святого пророка Ильи. Строили церковь не менее 20 лет. Построена усердием прихожан в 1789 году.

В данное время Туханский приход отличался обилием прихожан помещиков. От которых, как от крепостных владельцев приходских душ, церковь в праве была ожидать помощи не только словом, но и делом. В 1799 году крестьяне Туханского прихода принадлежали 16 помещичьим домам.

В 1779 году храм еще не был построен окончательно. Потребовалось много времени и средств, чтобы привести его в более или менее благоустроенный вид. Крыша и кресты были деревянные, внешний и внутренний вид благолепием не отличался. Иконостасы перенесены из старых церквей и временно приспособлены для богослужения. Все свидетельствовало о недостатке и скудности церковных средств. Церковные средства пополнялись посредством сбора доброхотных пожертвований. С 1789 по 1855 год церковные средства расходовались на внешнее и внутреннее украшение храма. Материал для ремонта церковной крыши заготовляли с 1811 по 1822 год.

В 1822 году выдано из церковных сумм помещику Николаю Ивановичу Патрикееву, местному прихожанину, 300 рублей на покупку листового железа. На приобретенное Патрикеевым железо покрыта крыша в трапезной и в холодной церкви с алтарем. Работы по покрытию крыши церкви железом полностью закончены в 1826 году. Особенно много по благоустройству церкви сделано священником Иосифом Полозовым, в период между 1847 и 1855 годами. За это время деревянная решетка на солее холодной церкви заменена железной. Починялась и красилась крыша, перестилались полы, починялась штукатурка церкви и на колокольни. С 1852 по 1856 год в церкви сменили все три иконостаса. Первоначально переменен иконостас в холодной церкви. Стены церкви выкрашены голубой краской, по углам украшены изображением четырех евангелистов. На стене напротив алтаря была написана картина, изображающая изгнание торгующих из храма. В 1855 году переменены иконостасы в придельных алтарях Святого Чудотворца Николая и Святого Ильи пророка.

Все три иконостаса строил и писывал для них иконы цеховой мастер живописного искусства Андрей Федорович Смирнов за 1500 рублей. И стоит отдать честь господину Смирнову. Иконы его письма могли бы быть достойным украшением любого городского уездного храма. И могут служить примером для многих живописцев, занимающихся церковной живописью.

После перемены иконостасов большой работы в церкви не проводили. Что благоприятствовало росту церковного капитала. Который, к 1872 году возрос до значительной суммы и составлял 1240 рублей.

С 1872 года и до настоящего времени, при священнике Дмитрии Ушакове, церковные средства постепенно увеличивались. В 1901 году церковный капитал составлял 5207 рублей. Сверх этого, капиталов причта - 500 рублей. В 1882 году вся церковь оштукатурена и выкрашена медянкой, трапезная покрыта железом. В 1890 году вся церковь преобразована в теплую. Переделаны входные двери, 24 оконные рамы, устроены две изразцовые печи. В 1890 году в трапезной устроена настенная живопись. На своде и стенах церкви были написаны масляной краской картины, изображающие чудеса Иисуса Христа. Кроме того, были вызолочены оба иконостаса. В 1898 году была украшена стенной живописью холодная церковь. На стенах написаны масляной краской картины на темы из притч Спасителя. Позолочен иконостас главного придела. Полы в обеих церквах выкрашены охрой. На этот ремонт израсходовано 450 рублей. В 1900 году вокруг церкви устроена ограда из железных решеток, стоимостью 750 рублей.

В настоящее время Туханский храм предстал в следующем виде:

Расположенный на самом высоком пункте местности, занимаемом между селом и усадьбой князя Ухтомского. Кругом храма расположено кладбище. С трех сторон храм окружает железная ограда с красивыми решетками. С севера деревянная ограда и глубокая канава. Туханский храм каменный с такою же колокольней. Крыша покрыта листовым железом и окрашена медянкой. Глава на церкви выкрашена кобальтом. Украшена вызолоченными звездами и украшена вызолоченным железным четырехконечным крестом. Церковь освещается 29 окнами: 4 из них под главой, 6 в куполе, 6 под куполом. Внизу 13 больших окон, укрепленных железными решетками. В связи с церковью находится каменная колокольня в три яруса. Увенчанная также, как и церковь, позолоченным железным черырехконечным крестом.

Церковный звон состоит из пяти колоколов. Первый колокол весом 26 пудов, 27 фунтов. Второй - 17 пудов. Третий - 12 пудов. Четвертый - 6 пудов. Пятый весом 2 пуда. Все колокола приобретены на средства прихожан и литы неизвестно где.

В храм ведут два входа. Один с запада, через паперть в теплую церковь. Второй вход, с южной стороны, в холодную церковь. Иконостасы обоих приделов устроены в два яруса. По белому фону украшены резьбой с позолотой. Имеют две двери: царские и северные. Свод и стены этой половины храма украшены весьма приличной живописью, изображающей чудеса Спасителя. Между алтарями, через полуциркульную арку – вход в летнюю половину храма. Здесь помещается один главный придел в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Иконостас этого придела трехярусный. По белому фону украшен резьбой и позолотой. В нем трое дверей: царские, северные и южные. Две массивные, местами вызолоченные колонны в итальянском стиле. Отделанные под мрамор и поставленные по обе стороны царских ворот, придают особую красоту и величие иконостасу.

Высокий конусообразный купол церкви украшен изображением святых ангелов. А по стенам изображены в лицах притчи Спасителя. Благодаря стенной живописи, преобладающему белому фону и иконостасов, обилию света и воздуха холодный Туханский храм производит особенно отрадное впечатление на посетителя, который не найдет здесь ничего такого, что нарушило бы гармонию и ослабляло впечатление.

Поэтому справедливость требует заметить, что не бесплодны были долголетние заботы и хлопоты о. Дмитрия Ушакова, на долю которого выпало более других потрудиться в деле благоустройства Туханского храма. Туханская церковь навсегда сохранит о нем добрую память.

Но нельзя не упомянуть с благодарностью о князе Максиме Семеновиче Ухтомском, который был деятельным сотрудником о. Дмитрия, близко принимая к сердцу интересы своего храма. Все работы по церкви, за последние 30 лет, производились при живом участии князя и его личном наблюдении. Кроме того, князья Ухтомкие известны. как жертвователи в пользу местного храма. Из их пожертвований можно указать следующее:

Евангелие в лист, с одной стороны сплошь покрытое серебром.

Завеса в главном алтаре шелковая.

Два нерукотворных образа Спасителя в серебряных ризах.

Несколько довольно ценных облачений.

Князем Максимом Семеновичем Ухтомским внесено на вечное поминовение в пользу причта - 300 рублей, в пользу церкви - 200 рублей.

Следует с благодарностью упомянуть и о других жертвователях в пользу нашего храма.

Покойный ныне священник Лев Полозов пожертвовал две медные ризы на местные иконы Спасителя и Божьей Матери.

Особенно ценны и многочисленны пожертвования господ дворян Патрикеевых. Они пожертвовали паникадило медное, посеребренное, в 24 свечи, весом в три пуда. Серебряную дароносицу, плащаницу писаную на полотне, с покрывалом алого бархата, на котором серебром вышит весь тропарь «Благообразный Иосиф». Серебряный крест с литым распятием. Блюдо для благословения хлебов, чаша для освящения воды. Но особенное внимание привлекает к себе дар Патрикеевых – картина «Моление о чаше», помещенная на горнем месте главного придела. Это копия с известной картины художника Бруни, написанная в академии художеств, в удостоверении чего от академии имеется свидетельство.

Как единственный памятник старины сохранилась икона святого Николая чудотворца, которая пользуется особым почитанием у местных прихожан.

Продолжение следует.

ИСТОЧНИК:

«Тверские епархиальные ведомости», 1901 г. № 17.

 

         Елена Селифонова. Кесьма.

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей