Сельская магазея или хлебозапасный магазин

Уважаемые читатели! Работая с документами Весьегонского земства, обнаружила ранее незнакомые словосочетания: «хлебозапасный магазин» и «общественная запашка». Что это за магазин такой был в наших деревнях? Было у такого магазина еще и другое название «магазея» или «гамазея». А это всего лишь общественный хлебный амбар. Вот об этом, сегодня забытом объекте сельского быта, я вам и хочу рассказать. Магазея, гамазея, или хлебозапасный магазин, создавался сельским обществом в середине девятнадцатого века в российских деревнях. Были такие строения и в деревнях Весьегонского уезда.

 Хлебозапасный магазин - амбар для хранения зерна одного сельского общества. Создавался по указу правительства в каждом сельском обществе на случай бедствий или нехватки зерна на посевную. Сельское общество в селе Кесьма состояло из объединения деревень: Кесьма, Губачево, Старое, Можайка. Сельское общество при селе Романовское Чамеровской волости состояло из жителей Романовского, Брикова, Кобылина, Подольского, Топорищева. Сельское общество в Чамеровской волости объединило деревни: Башкино, Микляево и Шушмирово. В пределах церкви Остолоповского прихода, а именно в деревне Борихино, обнаружен еще один хлебозапасный магазин. Предполагается, что данный магазин был построен для только одной деревни. Подтверждением этого служит обнаруженный кусочек документа из Тверского областного архива: «в 1883году разрешено крестьянам деревни Борихино Кесемской волости продать здание хлебозапасного магазина. А деньги, 350 рублей перевести в пользу церкви села Остолопово». Хлебозапасные магазины состояли в распоряжении волостного старшины и сельского старосты. Контролером хлебозапасных магазинов Весьегонского уезда состоял корнет Николай Павлович Пыжов, усадьба Никольское Кесемской волости.

Общественная запашка. Общественный клин пашни из земель общества, или арендованный у третьих лиц, как у местных крупных землевладельцев, так и в землях удельного ведомства. Засевали и собирали урожай всем обществом. Называлось это натуральный продовольственный запас сельского общества. Для хранения хлебного запаса и строили данный хлебозапасный магазин. Выделяли из членов общества крестьянина, ответственного за сохранность зерна. Весной, если у кого-либо из членов общества оказался недостаток в семенах на посев зерновых, на сельском сходе решали вопрос о предоставлении натуральной ссуды на возвратной основе. Возвращали натуральную зерновую ссуду с нового урожая. В урожайный год крестьяне обществом принимали коллегиальное решение о возможности продажи части зерна, а вырученные средства использовать для уплаты податей, приобретения дров для сельской школы и решения других общественных проблем. Весной остатки зерна в хлебозапасном магазине было возможно разделить по семьям членов общества, а возможно и продать за пределами общества. Хлебозапасные магазины прекратили свое использование с выходом крестьян на отруба, выездом на хутора и миграцией населения за пределы общества. Сельская община прекратила свое существование. А магазин, или амбар для общественного зерна, за ненадобностью продавали. Так крестьяне деревни Борихино Кесемской волости продали свой амбар краснохолмскому мещанину Власу Гавриловичу Лебедеву из села Кесьма. Общественный амбар деревень Шушмирово, Башкино и Тарачево пожертвовали под домовую церковь в Троице-Пятницкий женский монастырь.

 В селе Романовское, стоит и поныне в центре села красивый кирпичный амбар.

  

Вот он, хлебозапасный магазин сельского общества, надобность в котором отпала в 1899 году. Вот прямое свидетельство об этом в земских документах: «Натуральные продовольственные запасы крестьян Чамеровской волости деревень Романцево, Романовское, Боловино, Подольское, Топорищево, Башкино, Микляево и Шушмирово обращены в денежный капитал. Вырученная от продажи зерна сумма, 2241 рубль, внесена в государственную сберегательную кассу на хранение». Чем держать зерно в амбаре, выгодней продать его осенью на пристани Ламская пустынь, где шла бойкая торговля хлебом. А на вырученные деньги весной приобрести недостающее для посева зерно. Строили такие добротные амбары – магазины, как правило, на краю селения. Почему? Чтобы сохранить во время частых сельских пожаров драгоценный крестьянский запас. Кирпичный амбар-магазин в селе Романовское, поставили в центре селения. Возможно, еще при строительстве покрыли крышу железом. Надежное строение, которому пожары не страшны. Напротив этого амбара стояли дома крепких зажиточных крестьян Арсения Эрина и Григория Иванова. Торговцы, возможно, выкупили амбар у сельского общества для своих нужд. Сгорели особняки этих хозяев, неоднократно горело село, а хлебозапасный амбар стоит и сегодня, как памятник старинного крестьянского уклада.

Источники:

Протоколы собраний Весьегонского уездного земского собрания.1865-1916.

«Тверские губернские ведомости», 1867-1916.

 ГАТО. Фонд -56. Опись 1-1. Дело №2568.

Фото Татьяны Вавиловой

Елена Селифонова. Библиотекарь Кесемской сельской библиотеки

 

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей