Семья Виноградовых в истории семьи Чамерово

Во все времена рождались, рождаются и будут рождаться удивительные и легендарные личности, которых помнит мир, хотя в своё время их не признал. Личности поистине уникальные и удивительные, противоречивые, порой одинокие в своей среде, зачастую с трагическими судьбами.

Не думайте, что такие личности рождаются только в крупных городах и в знаменитых фамилиях. Нет, такие личности рождались и в глубинке, и примеров тому мы имеем достаточное количество.

Не стало исключением и наше село Чамерово.

Кто бы мог подумать, что из семьи молодого, но уже вдового священника-миссионера, выйдут в свет известные в 19 столетии личности! И огромная заслуга в этом  о. Николая Сергеевича Виноградова, который сумел достойно воспитать своих двух сыновей - Александра, известного и знаменитого учёного-синолога, и миссионера и Константина, будущего не менее знаменитого профессора медицины. Именно отец смог дать им достойное образование в домашних условиях, выработать в них определённый стимул и тягу к знаниям, которая достигла феноменальных способностей, удивляя порой и самого родителя.

Пожалуй, домашнее образование братьев Виноградовых по своему объёму далеко превосходило даже дворянское образование в во всей губернии... Поэтому в своей знаменитости Александр и Константин Виноградовы были во многом обязаны своему отцу - священнику села Чамерово - Николаю Сергеевичу Виноградову (1818-1880), поборнику единоверия и пособнику образования в уезде.

ОТЕЦ

Виноградов Николай Сергеевич (1818-1880) - священник.  Родился в с.Княжево Бежецкого уезда, Тверской губернии. С 1841г.- студент Тверской семинарии. В 1842г.- вступил в брак с Анной Матвеевной Образцовой (дочкой священника с.Григорково (Титовского) М.Образцова.). Был направлен священником в с.Чамерово, где служил 1842-1854 гг. В 1854г.-ученик митрополита С.- Петербургского и Новгородского Григория по миссионерскому классу для противодействия и уврачевания Раскола. Сторонник  Единоверия. С 1855г.- благочинный приходов Весьегонского уезда, учитель церковно-приходской школы (безвозмездно). С 1870г.-главный строитель и помощник в создании каменного Казанского храма в с.Чамерово. Участник Крымской войны.

Награды:в 1854г.- набедренник; в 1857г.- фиолетовая скуфья; в 1858г. - бронзовый наперстный крест на Владимирской ленте; в 1878г. награждён золотым крестом из кабинета Его Величества государя императора Александра Николаевича.

Умер 3 августа 1880г. в г. Весьегонске.

Виноградовъ Николай СергѢевичъ, священникъ Весьегонскаго Богоявленскаго собора 1870—1880, съ 1842 г. бывшiй священникомъ въ с. ЧамеровѢВесьегон. у., р. 28 апрѢля 1818 ϯ3 августа 1880. «По благодати Божiей сей iepeй много споспѢшествовалъ открытiю единовѢрческой церкви въ с. ПневѢи созданiю крестоваго (sic) благолѢпнаго храма во има Пресв. Богородицы Ея иконы Казанскiй, что въ с. ЧамеровѢВесьегон. у. Тв. еп.» (Весьегонскъ, соборное кладбище).

СЫН АЛЕКСАНДР

Александр Николаевич Виноградов - учёный, синолог, востоковед и исследователь родился 5 февраля 1845 г. в селе Чамерово Весьегонского уезда в семье священника - миссионера Николая Сергеевича Виноградова (1818-1880), который с 1870г. являлся священником Богоявленского собора г. Весьегонска. Мать Александра -Анна Матвеевна -дочь священника села Титовское Матфея Образцова умерла в 1848г. и молодой вдовец о. Николай полностью посвятил себя воспитанию своих сыновей - Александра и Константина. Он не отдал их в церковное училище, как это требовалось духовному сословию.

Отец Николай дал им прекрасное домашнее образование на селе, не жалея на это никаких материальных средств; и как итог - дети прославили отца. Александр, минуя местную Тверскую семинарию, поступил в столичную духовную школу в Петербурге. Это было в 1859г. Её он заканчивает в 1865г.

Своими феноменальными способностями Александр мог удивить не только собственного отца, но и архиерея - ректора духовного учебного заведения. Ему предлагают должность при семинарии, в частности, место помощника наставника преподавателя живописи и рисования. На этой стезе А.Виноградов был поистине талантлив, но он жаждет больших знаний, поэтому поступает в Академию при Семинарии, но, по неизвестным причинам, переводится в Московскую Духовную семинарию, где становится помощником наблюдателя иконографии Феодора Григорьевича Солнцева (1801-1892) - крупнейшего русского специалиста по художественной археологии. В 1867г. вновь поступает в Петербургскую духовную академию.

С 1868г. начинается в его жизни Ярославский период, в который он до 1874г. преподаёт в местной Духовной Семинарии живопись и рисование. Активно занимается исследованием церковной архитектуры, которым  был и остаётся богат Ярославль. Это культура 16-17вв., с её удивительными храмами, фресками и иконами.

Александр Николаевич создаёт новый учебник по церковной археологии, предлагает ввести курсы лекций по этому предмету, но семинарское начальство отклонило эту просьбу, так как важность археологии, в том числе и церковной, в обществе и в церковной среде не находило должного понимания.

Это было время, когда старое разбиралось, перестраивалось, надстраивалось... Средневековое и исконно русское заменялось на стили барокко и классицизм, пристраивались приделы и паперти, а старое и историческое покрывалось новыми наслоениями новой культуры.

Поэтому, обиженный на непонимание важности предложенного им курса лекций по церковной археологии, Виноградов уходит из Семинарии в 1871г. и поступает в Ярославский Демидовский юридический лицей, который заканчивает в 1874г. со званием кандидата юридических наук за исследовательское сочинение "Весьегонская писцевая книга 17 века".

В 1874-1879гг. он служит аудитором, наблюдает за производством военно-судебных дел, в том числе в 5-м Киевском гренадерском полку с 1875 по 1876гг. За реферат "Краткие сведения о деревянных храмах Весьегонского уезда и некоторых при них достопримечательностях, а также курганах и насыпях по Весьегонскому уезду Тверской губернии" Виноградова избрали членом Археологического общества с правом свободно участвовать в заседаниях. За рукописный сборник русских и карельских песен Весьегонского уезда Тверской губернии он в 1877г. избирается членом Географического общества.

До 1881г. являлся слушателем Археологического института в Санкт-Петербурге. Помимо этого он продолжал активно изучать деревянные памятники Тверской, Ярославской и Новгородской губерний. Александр Виноградов был одним из тех, кто впервые возвысил свой голос и обратил внимание общественности на исчезновение памятников деревянного зодчества. Он вовремя осознал эту опасность.

Исчезновение памятников деревянного зодчества было связано с обветшанием самих памятников и активным распространением каменного храмоздательства в сельской местности, когда старые деревянные храмы разрушались или гибли в пожарах, а на их месте возводились новые - из камня, согласно общему регламенту, требованиям, крику моде и вкусу местной аристократии. Виноградов предлагал создать коллекцию видов, планов и чертежей погибающих памятников.

Для ознакомления с этой проблемой общественность он написал учебное пособие для подготовки реставраторов, предлагал создать необходимые и соответствующие курсы, но его предложение было всеми проигнорировано.

Итог - в наше время на территории Весьегонского района практически нет памятников деревянного зодчества 17,18, нач.19вв. Встречается только конец 19в. и, собственно, сам 20век.

Из деревянных храмов осталось – Иоанно-Предтеченская церковь г.Весьегонска 1869г. с позднейшими наслоениями, Тихвинская (изначально Введенская) в Малом Фоминском 1858г., реставрируемая в начале 2000-гг., деревянная часовня в д.Огнишино, Покровская часовня в д.Иван-Гора 1890г. и практически разрушенная часовня в д.Воскресенье. От остального величия остались жалкие остатки брёвен и основания; пример тому Георгиевская церковь в селе Баскаки, от которой сохранилось основание. Остальные памятники либо сломали за ветхостью, например, как в Николе-Высоке после строительства нового каменного храма, или разрушили в Советский период, как деревянную Троицкую церковь в с.Кесьма. А что-то погибло в огне, как деревянная Покровская кладбищенская церковь в марте 1951г.

10 мая 1880 г. Александр Николаевич Виноградов добровольно принимает на себя крест монашества. Его рукополагают в иеромонахи. Отныне он - отец Алексий. Но для мира «умирать» ему ещё было рано - его зачисляют в 16-ю русскую духовную миссию. За своё миссионерское служение в Китае о. Алексий удостаивается правом ношения золотого наперстного креста,  так называемого "кабинетного креста", который выдавался из императорского кабинета, указом императора. О награждении этим крестом перед императором мог ходатайствовать Святейший Синод - соборный орган церковного управления РПЦ С 1721-1917гг., его второе наименование Ведомство (что одно и то же с Министерством) Православного исповедания - ВПИ (некий прообраз будущего Совета по делам религий СССР). Разумеется, этим кабинетным крестом император мог награждать знакомое ему духовенство - императорских духовников, настоятелей Кремлёвских и дворцовых соборов, крупных монастырей, протопресвитеров военного, морского и миссионерского духовенства. Отец Виноградова,  священник Николай Сергеевич, тоже имел золотой наперстный крест. Сельский священник получил его за участие в Крымской войне.

В Пекин он прибыл в ноябре 1881года. Здесь он изучает китайский язык, культуру и традиции, занимается различными исследованиями и совершает богослужения в походной церкви, для которой сам же написал иконы. В 1887г. о. Алексий заболевает, начинаются приступы психического заболевания. Что это было за заболевание -  нам неизвестно, но о.Алексия срочно отправляют в Россию и определяют в Киево - Печерскую лавру. Когда он был проездом через Ургу  (сегодняшний Улан-Батор), иеромонах рисовал картины для русского консульства, а уже в Сибири собирает многочисленные сведения о деревянном церковном зодчестве. В 1888г. иеромонах Алексий прибыл в Киев, где ему было скучно. Он быстро оправился от болезни, жаждал научной деятельности, а необходимых материалов при себе не было. На помощь ему приходит митрополит Киевский и Галицкий Платон, который отправляясь по церковным делам в Петербург, взял собой и монаха-синолога. Теперь, с ноября 1888г., о. Алексий проживает в Петербурге, на подворье Киево -Печерской Лавры, которое располагалось на Васильевском острове. В Петербурге монах не сидит без дела. Он преподносит в дар Академии художеств часть своей коллекции, в том числе собственные рисунки и таблицы, а также фотоальбом с видами Пекина. За это его удостаивают звания Почётного вольного общника. Здесь же священник выступает с докладами перед востоковедами и архитекторами, ему было что рассказать и поведать своим соотечественникам. В этом же году о.Алексия зачисляют в 17- ю духовную миссию и начинается самый плодотворный период в его жизни. На свои личные средства он создаёт энциклопедию синологии - "История Библии на Востоке", часть первую. В этом труде Виноградов не касается текстологии Священного Писания, он подробно рассказывает о судьбах несторианства, иудаизма и мусульманства в Китае. Он знакомит читателя с учением и этикой даосизма, буддизма и конфуцианства. Он составил также труд под названием «Древнепатриархальные династии царей Ассиро - Вавилонии, Персии, Китая, Евреев и Магометян». В 1892г. выходит самая полная и последняя работа иеромонаха Алексия о русских деревянных храмах в епархиях Новгородской, Тверской, Ярославской, Иркутской и Красноярской 17 и 18вв. В эти же годы создаётся трехтомная штудия «История Английско-Американской Библии». Но про этот труд забыли, как и про самого иеромонаха. На основе огромного количества различных источников о. Алексий воссоздал подробнейшую картину появления Библии на английском языке; он проводил сравнительный анализ текстов и различных толкований, а также дал универсальный обзор всех христианских сект и библейских обществ. Священнослужитель особое внимание в своих исследованиях уделял  переводу Священного Писания на европейские и восточные языки.

После большого переутомления недуги снова дали знать о себе, поэтому учёный ненадолго приезжал в Россию, отдыхал, но вновь был определён в состав миссии, так как ему были нужны новые материалы для продолжения своих трудов. Он уезжает в Китай в 1895г., на месте он совершает богослужения для русских моряков и значительно пополняет свою коллекцию. В 1897г. миссионер предлагает Академии художеств прислать в Пекин архитектора и группу художников для изучения, как он высказался, "перлов восточного искусства". Его предложение в очередной раз проигнорировали. Тяжёлый нервный срыв приводит о. Алексия к длительной болезни, он уже не может исполнять свои прямые миссионерские обязанности и его отправляют на Родину. В 1900г., согласно решению Святейшего Синода, местом постоянного его пребывания стала знаменитая своими старцами Оптина пустынь, где он произвёл на всех, в том числе и на местного архиерея, впечатление маньяка, помешанного на Китае. За это он получил прозвище "Пекин". Но дело не в этом! В обитель он был поселён на праве пенсионера, то есть не был зачислен в число братии, что освобождало его от различных монастырских послушаний и обязанностей. Разве только согласно чреде он совершал Богослужения, а так, благодаря своему положению, синолог-монах был предоставлен сам себе и своё свободное время он посвятил новым труда, которые дошли до нас в рукописном варианте. Алексию удалось перевезти в обитель всю свою огромную библиотеку. В монастыре он занимался исключительно научной и художественной деятельностью.

Хотя ко всему добавились различного рода искушения. Учёный, которому было уже за пятьдесят, как ему показалось, влюбился в шестнадцатилетнюю девушку, да так, что желал бежать из монастыря. В 1904 г. он писал в Синод прошение о снятии с него священного сана и монашеских обетов, но в Синоде в этой просьбе ему было отказано. Видимо, синодалы боялись скандала, ведь слава учёного монаха ещё не закатилась, пусть он так и не получал признания от официальных научных кругов, но, тем не менее, его многие знали и о нём многие помнили. Поэтому нельзя было никак исполнить просьбу уже больного психическим заболеванием человека, особенно такую просьбу, исходившую от человека в священном сане. Да и его влюблённость, пожалуй, священноначалие восприняло как некое следствие этого непростого заболевания... Как бы там не было, но это прошло. Синолог продолжил свои изыскания. Ему удалось подготовить к печати вторую часть "История Библии на Востоке", также он обобщил материалы для третьей части, занимался переводческой деятельностью, в частности, переводил лучшие европейские учебники китайского языка на русский язык, составлял различные словари и пособия для изучения китайского языка. Также он занимался и уранологией. И всё это до самой смерти... Самой последней работой о. Алексия был перевод «Шэн - юй, священный эдикт, или наставление трёх императоров: Шуаль - чжи, Канси и Юн - чжэша» для публичного преподавания китайскому народу. Эта работа датирована 10 марта 1919г. Надо сказать, что "оптинский отшельник" в этот период занимался не только китаистикой. Недалеко от Оптины располагается "злой город" - легендарный Козельск, который хан Батый долго не мог захватить, хотя сам город был не большой, но горожане боролись с врагом упорно и долго. Здесь, на местах сражения, учёный-иеромонах проводил археологические исследования. Он желал создать монумент павшим при монголо - татарском нашествии, но это были только желания, так как наступали тревожные времена. Также руке иеромонаха принадлежат новые редакции двух житий святых - святого Георгия и преподобного Пафнутия Боровского. Как художник, о. Алексий расписал трапезную монастыря и один из храмов обители, рисовал портреты российских правителей, иерархов и памятники восточной культуры. Но всё это было утеряно и забыто. А может прочно сокрыто от наших глаз в ожидании своего часа славы?! Тем не менее, о. Алексия похоронили ещё при жизни. И это печально, но факт!

В 1913-1914гг. учёного монаха посещает мысль перебраться в Москву или в Петроград. Ему всё кажется, что о нём вот-вот вспомнят. Он срочно начинает приводит весь свой архив в порядок. По словам Димитрия Жукова: « Архив отца Алексия содержится в таком состоянии, как будто он был озабочен посмертной судьбой своих рукописей и своего имени как учёного. Он каталогизировал, описал и уложил в ящики и сундуки свои книги, переписал набело почти все уже законченные рукописи, тщательно пронумеровал и проштамповал своей печатью все страницы, собственноручно подписал почти каждый лист (две страницы), дал точные и подробные заголовки, надписал даты окончания своих работ, сшил их и даже переплёл... Весь этот архив он уложил в специально заказанные жестяные ящики, пронумеровал их и снабдил подробным перечнем всего того, что в них находится...»  Отец Алексий умер в Оптине в марте 1919г. от голода, в дни, когда новая власть притесняла монастырь и изъяла у него всё продовольствие.

Известный советский академик и востоковед Николай Иосифович Конрад (1891-1970) услышал об учёном-монахе из Оптиной пустыни впервые 1921г. В 1922г. он выехал на место, в Оптину. В это время память о Виноградове среди монахов была свежа. Оказалось, что архив иеромонаха и все его вещи, после его смерти, вначале были перенесены и в беспорядке сложены в ином месте. Но после того, как в пустыне открылся музей церковной древности, трудами его заведующей А.В.Защук (расстреляна вместе с архимандритом Исаакием в 1937г.), весь архив был сохранён и помещён в музее, но так и не был разобран, так как для этого требовался опытный синолог. После ликвидации музея в 1926г. фонд А.Н.Виноградова был передан в Отдел рукописей Государственной библиотеки имени В.И.Ленина и по свидетельству М.Ф.Чигринского, до сих пор не описан и не доступен, да и место захоронения учёного плотно скрыто от нас. Зимой 1942г., во время артобстрела Петроградской стороны, пострадала квартира академика Конрада. Его библиотеку и архив спасла его ученица, известная советская японистка О.П.Петрова (1900 - 1993). После войны Николай Иосифович забрал свою библиотеку и архив к себе, кроме одной папки, в которой хранилась его рукописная статья о синологе из Оптиной пустыни, написанная в 1922-23гг.  Это была статья про всеми забытого А.Н.Виноградова. В папке также были некоторые его документы, которые академику передали сотрудники Оптинского музея. Конраду не удалось тогда издать статью про Виноградова в журнале "Новый Восток" и он к этой теме больше никогда не возвращался, да и опасно это было, его тоже не минул арест... В 1982г. О.П.Петрова предоставила хранившиеся у неё материалы М.Ф.Чигринскому, который является единственным исследователем трудов А.Н.Виноградова. Только благодаря ему мы имеем на руках биографию востоковеда и многочисленные статьи о весьегонском синологе. Чигринский  проделал колоссальную работу по восстановлении биографии о. Алексия. Для этого ему пришлось обращаться в архивы Москвы, Ленинграда и Калуги.

СЫН КОНСТАНТИН

Константин Николаевич Виноградов (1847—1906) — российский патологоанатом.

Константин Виноградов родился в семье Николая Сергеевича Виноградова (1818—1880) — священника села Чамерово Весьегонского уезда (1841—1870), а после Богоявленского собора города Весьегонска (1871—1880) Тверской губернии.

Учился в Тверской духовной семинарии, а затем в Медико-хирургической академии (окончил в 1870). Доктор медицины (1873) за диссертацию «Материалы для патологической анатомии сапа и сибирской язвы».

Работал прозектором в Уяздовском военном госпитале в Варшаве и в Николаевском военном госпитале в Санкт-Петербурге. С 1874 года приват-доцент патологической анатомии в Военно-медицинской академии. Во время Русско-турецкой войны 1877 года работал в качестве врача и прозектора в Систове (Болгариия).

В 1890 году организатор и первый руководитель кафедры патологической анатомии Томского университета, где стал первооткрывателем сибирской двуустки Opisthorchis felineus — возбудителя описторхоза.

В 1892—1901 годах — в Военно-медицинской академии. В 1900 году избран академиком. Участник экспедиций по борьбе с эпидемиями сибирской язвы в р-не Шексны и чумы в Астрахани (1899—1901).

Виноградов напечатал свыше 40 работ по различным вопросам общей патологии и патологической анатомии, в том числе:

·         «К учению о миксомах плодных оболочек» («Журнал Руднева», 1876),

·         «К учению о полипах толстых кишок» («Журнал Руднева», 1871),

·         «Кисты почек, осложнённые папилломами» («Журнал Руднева», 1875),

·         «Гнойное воспаление мягкой оболочки головного и спинного мозга» («Медицинский Вестник», 1877),

·         «О гангрене, осложняющей сыпной тиф» («Медицинский Вестник», 1878),

·         «К вопросу о значении селезёнки в организме» («Врач», 1883 и «Centralblatt für die medicinische Wissenschaften», 1882),

·         «Актиномикоз у человека» («Русская Медицина», 1885),

·         «О дезинфекции контагия сибирской язвы» (совместно с В. Е. Воронцовым и Н. В. Колесниковым, «Архив ветеринарных наук», 1889),

·         «Практический курс общей патологической гистологии» (выпуск I, СПб., 1900),

·         «По поводу бактериологического метода при диагнозе инфекционных болезней» («Русская Хирургия», 1902)

·         и др.

Под руководством Виноградова сделано 130 исследований, опубликованных преимущественно в виде докторских диссертаций.

 

Источники:

1.      Ларин Г.А. Весьегония : словарь-справ. / Геннадий Ларин. — М.: ИД «Ключ-С», 2010. — С. 321-322.

2.      Зелов Н.С. Подвижники веры и благочестия: статьи, заметки историка-архивиста, краеведа / Н.С. Зелов. — М., 2013. — С. 17, 25-28,28-30.

3.      Зелов Н.С.  Жизнь и научные труды А. Н. Виноградова  //  Весьегонск : краеведческий альманах: [в 3 кн.]. — Москва-Весьегонск, 2007. — Вып. 2. - С.121-132.

4.      Конрад Н.И. "Синолог из Оптиной пустыни" Виноградов, Константин Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Составила: Татьяна Снеткова, библиотекарь Чамеровской библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей