Школьные воспоминания

Овинищенская школа. 1947 – 1954 год

  (По воспоминаниям одноклассниц Дмитриевой Вали и Комаровой Зинаиды)

Рисунок 1Школа, которая находилась в центре деревни.

Овинищенская школа находилась в деревне Попадино. Она состояла из четырёх зданий.

 Одно здание называли «нижняя школа», оно находилось за деревней, внизу к лесу. Это здание, по воспоминаниям, конфискованный, а если быть точнее – национализированный дом Гашковых. Его перевезли из Маленького Якушина, ещё этот хуторок называли Елеска. Школа состояла из двух классных комнат. Обогревалась большой круглой печкой, которая находилась между комнат. К крестовику была пристроена зимовочка с русской печкой. В зимовочке жила техничка – сторож с семьёй. В те годы, с 1947 по 1954, жила семья Румянцевых: Антонина Ильинична с мужем Леонидом и сыном Виктором. В зимовке вдоль стен, были лавки, также стоял большой стол. Он занимал основное пространство. Зимовочка служила ещё и учительской. В ней учителя оставляли уличную одежду. В специальном шкафу хранили журналы, тетради, свои вещи. Ученики раздевались в классах. На стене были приколочены гвозди.

Комната, в которой училась в 1-ом и во 2-ом классе Валя, была проходная. В дальней комнате учился третий класс, потом четвёртый. В студёную погоду, при ветрах или по утру, в классах было холодно. В перемену к печке было трудно подобраться. Детвора, как осенние мухи, облепляли печку согревая свои холодные руки и спины. В третьем классе учились две сестры Виноградовы. Они были совершенно одинаковые. Девочки подружились с маленькой Валей. На перемене они брали её в свой класс, сажали на парту и грели Валюшкины замёрзшие ручки в своих белых, мягких муфточках. Одна грела правую руку, другая - левую. Учительницей в 1-ом и 2-ом классе была Нина Ивановна Фоканова.

Второе здание находилось в середине деревни Попадино. Оно было одноэтажное, длинное. Его так и называли «длинная» или «средняя» школа. В этом здании Валин класс учился третий и четвёртый год. Поменялась учительница, Татьяна Ивановна Ваулина повела дальше по дороге знаний Валюшку и её одноклассников. Татьяна Ивановна выйдет замуж, станет Садикова, продолжит работать в Овинищенской школе.

Рисунок 21950 год. 3 класс. Классный руководитель: Ваулина Татьяна Ивановна

Третье здание – «теремок». Оно находилось во дворе двухэтажной школы. В ней была одна большая комната с русской печкой. Когда Валя перешла в пятый класс появились «новенькие» и не только в её классе. Пришли ребята изИван – Горы, Лушникова и других деревень «остолоповской стороны». Классов не хватило, и пятиклассники учились в «теремке». Учительница Валентина Ивановна Смирнова. Она жила в Кесьме и ежедневно, по трубе приходила на работу в Попадино.

На большой перемене бегали в буфет, который был в двухэтажной школе. Продавали чай и булочки. Позже в «теремке» жил директор школы Александр Васильевич Морошкин. Он преподавал математику, физику, рисование. Его жена, Зоя Михайловна, вела русский язык и литературу. У них была дочь Людмила. А когда родился сын Виктор и уроки у Александра Васильевича и Зои Михайловны совпадали, в няньки оставляли Валюшку Дмитриеву, как вполне опытную в деле воспитания. Семья учителей Морошкиных переехала в Кесьму. В школу пришла Лидия Ивановна Яковлева. Она преподавала математику, а потом стала директором школы.

Рисунок 31953 год. 6 класс. Классный руководитель: Морошкина Зоя Михайловна.

Четвёртое здание – двухэтажная школа. Оно находилось ближе к железной дороге, к станции. На первом этаже находилась раздевалка и несколько классов. На втором этаже был буфет и классы. Достопримечательностью школы были часы, которые висели на втором этаже. Звонки подавали с помощью колокольчика. Старенькая баба Женя звонила, оповещая о завершении занятий или начале урока. Баба Женя со своей сестрой были беженками из Украины. Сестра её работала в Овинищах, а жили они в маленькой комнатушке при школе. Директор жалел немощную старушку, приплачивал за звонки, и баба Женя присматривала за порядком. Куда там уследить за мальчишками, которые скатываются по перилам лестницы! Старая шаткая деревянная лестница скрипела и стонала, когда в очередной раз шустрые мальчишки носились по ступенькам. Баба Женя гоняла их и в сердцах кричала: «Церти вашу мать на вашу голову, порушите школу!» Но школа и лестница стояли, и верой и правдой служили до постройки новой школы в начале 70-х годов. Наша Валюшка и её одноклассники учились в двухэтажной школе в шестом и седьмом, выпускном, классе.

В старших классах по весне сажали берёзы. Мальчишки выкопали на опушке леса молодые березки и принесли их к школе. Взрослые разметили аллеи, мальчишки копали ямки по саженцы, девочки носили воду и поливали. Кто-то держал деревца, чтобы ровно посадить берёзки, закапывали корни и уплотняли почву. В общем работы было много! В посадке аллеи участвовала вся школа. Валин класс под руководством Зои Михайловны сажали берёзки в самом низу.

Вырастают в буйной силе молодые деревца,

Это мы их посадили возле школьного крыльца.

Это маленькое стихотворение осталось в памяти учеников Овинищенской семилетней школы 1954 года выпуска.

Преподаватели Овинищенской семилетней школы 1947 – 1954 года:

Александр Васильевич Морошкин – директор, математика, физика, рисование.

Виктор Петрович Крылов – история, физкультура.

Павел Мартынович Смирнов – история.

Зоя Михайловна Морошкина – классный руководитель, русский язык и литература.

Клавдия Прокофьевна Крылова – география.

Мария Николаевна Грибанова – химия.

Серафима Александровна Вересова – немецкий язык.

Мария Ивановна Лебедева – русский язык и литература.

Рахиль Васильевна Суханова – математика.

Лидия Ивановна Яковлева – директор, математика.

Лидия Антоновна Баруздина – вожатая, пение.

С тех пор прошло 70 лет…

Ушли учителя в мир иной, ушли и многие ученики, а берёзки выросли… Стали высокими красавицами, которыми любуются все. Они украшают собой место, где была Овинищенская семилетняя школа. Как хранители доброй памяти стоят они на страже в начале деревни Попадино, и все знают, что нет того места краше и светлей. Встречают они путников и дарят им прохладу в знойный день, а ещё возвращают пусть и ненадолго в школьные годы чудесные.

В школу

Летом было принято решение: Валя идёт учиться.

В конце августа, в основном управившись с сенокосом, начали готовиться к школе. Мать привезла из Красного Холма деревянную ручку, перо № 86 «лягушка» с нажимом, чернильницу – непроливайку и чернила. Другие перья – «рондо», а позже «звёздочку» позволяли только в старших классах. Тетрадей не было. Отец нарезал и сшил тетради из остатков обоев, что давно привёз дядя отца из Москвы. Налинеил строчки в тетради по письму, вдругой клетки – для математики, провёл узенькие (для экономии) поля. Счётные палочки сделал из лёгких и гладких стеблей малины.

 Сумку мать сшила из краёв старой клеёнки. Смастерила суконную лямку, отстрочила два кармашка. Один для бутылочки с чаем, другой для чернильницы. И ещё сшила новое платье. Бабушка переслала ситец с оказией из Чернавы. С круглым воротничком, карманы с двух сторон. Пуговиц не было, сшили тяпочные. Платье было жёсткое ещё не видавшее воды, пахло краской и радостью.

Счастье ожидания нового, предвкушение неведомого, одолевало девочку. Она торопила время, плохо спала по ночам. Думала и думала о новом этапе своей маленькой жизни. Учиться ей очень хотелось. Она уже знала несколько букв, отец показывал. Но ей очень хотелось самой научиться чтению.

Вот и настал тот долгожданный счастливый день – первое сентября!

Собирались всей деревней. Первоклашки держались отдельной стайкой, прислушиваясь да приглядываясь к старшим. Но себя они ощущали взрослыми. Шутка сказать – школьники!

В первый класс из деревни Петелёво собрались: Бобкина Люся, Зайчикова Галя, Комарова Зина, Кузнецова Нина, Дмитриева Валя. Из Якушина присоединились: Рахманова Люся, Зайчиков Петя, Хорошулина Галя, Кукушкина Люся.

Встречала новых учеников добрая, улыбчивая Нина Ивановна Фоканова. Жила она с матерью и братом в Попадино. Брат работал председателем сельского совета. Нина Ивановна учила два года: первый и второй класс. Потом они всей семьёй уехали. В третьем и четвёртом классе учила Ваулина (Садикова) Татьяна Ивановна.

И вот первый урок… Сели за массивные парты с поднимающимися тяжёлыми крышками и полочкой под партой. Класс был большой. Пошли учиться ещё довоенные дети: 1938, 1939 года рождения.

Валя замирала, когда Нина Ивановна что-то говорила или рассказывала.

- Сколько же помещается в её голове знаний всяких, - с восхищением думала девочка. Голова то, как у всех?!

В глазах ребёнка она казалась сверхчеловеком. Её красивое платье, белоснежный носовой платочек, который она доставала из кармана, кружевной воротничок, ладные туфельки, аккуратная причёска – заметно выделяли её из людей, которых видела Валя ежедневно в деревне. Девочка даже представить не могла, что учительница, как все люди, сидит за обеденным столом, ест суп, что она умывается… Необыкновенность учительницы никак не вязалась у Валюшки с простыми бытовыми вещами, словно она прилетела с другой планеты учить детей. Что видела Валя в своей деревне? Колхозников, тяжёлый бесконечный труд от темна до темна. Грязную одежду, порой крепкие выражения, неустроенный быт, бедность… Конечно, следили за чистотой одежды, но сшита она была из грубых, простых тканей, какая уж тут красота и кружева совсем не к месту. И что знала она до сих пор? Сказки, что жили в старой книжке у бабы Анны в Чернаве. Это, вероятно, память о детстве её погибшего сына Григория. Книжку ту привезли с Кавказа, где давным-давно военным служил покойный муж бабушки. Книжки, взятые в передвижке, что порой читал по складам вслух отец, были взрослые. Валя любила их слушать, но не всё было в них понятно. А тут на неё двинулась лавина нового, интересного. Будто летний ливень обрушился тёплой, чистой живительной влагой. Всё было ново, увлекательно. Может потому и запомнилось на всю жизнь.

Писать начали карандашами. Самые первые тетради раздала учительница. В них она красными чернилами прописала палочки да крючочки, элементы букв, а потом и сами буквы. Их Валя писала быстро и красиво, а почерк вырисовывался понятный и ровный. Её пальчики были ловкие, закалённые домашними делами. Когда перешли на свои тетради и стали писать чернилами, стало куда сложнее. На изнаночной стороне обоев писать было легко, а цветная лицевая (сиреневая)сторона была мягкой и чернила расплывались. На это Нина Ивановна, понимая, не обращала внимания. Но было не аккуратно. У многих и обоев не было, писали на газетах, кто поперёк строк, кто между строк. И то, и другое было очень неудобно.

Когда Валюшка училась уже в классе третьем, приехал в гости брат деда Михаила – Иван Дмитриевич Павлов из Москвы. Он привёз для ученицы настоящие тетради. Осталось только отчертить поля. Линеечки ровные, клеточки аккуратные, бумага белая, чернила не расползаются. Радости было больше, чем от гостинцев городских. По осени (на запас) делали чернила из крушины. Когда собирали её, наедались до черноты ртов и до слабости желудков. Чернила были бледнее обычных, но, при необходимости, выручали. Учебников было мало. Давали по одному, реже по два учебника на деревню. В ясные сухие дни осени и весной делали уроки все вместе в канаве, у развилки дорог на Якушино и Петелёво. Канава была глубокая, вставали в неё, тетрадки клали на бережок, как на парту, располагали непроливайки и писали. Кто-то диктовал из книги, все работали. Потом «учитель» менялся. Очередность соблюдалась. В плохую же погоду учебник «ходил» по деревне. Вале приносили в последнюю очередь, она сама просила, так как уроки садилась делать, когда заканчивались домашние дела и все ложились спать.

В пионеры

В пионеры принимали в 3 классе. Принимали не просто так, ученики готовились к этому важному событию. Пионервожатая была из деревни Мякишево. На уроках много говорили о первых пионерах, разучивали пионерские песни, учили торжественное обещание. Вожатая собрала деньги на пионерские галстуки и значки и … неожиданно исчезла вместе с деньгами.

После неё пришла Баруздина Лидия Антоновна. Она преподавала пение. А галстуки пришлось кроить и шить самим. Это было не так уж сложно. Сложнее было найти кумач или какой-то другой красный материал. Но, не смотря на все трудности ребята были готовы. На торжественной линейке в школе их приняли в большую пионерскую семью. Все дружно пели:

Взвейтесь кострами, синие ночи!

Мы пионеры - дети рабочих.

Близится эра светлых годов.

Клич пионера: "Всегда будь готов!"

 

Радостным шагом с песней веселой

Мы выступаем за комсомолом.

Близится эра светлых годов.

Клич пионера: "Всегда будь готов!"

 

Праздничные демонстрации

На 1 мая и на октябрьские собирались у школы и шли на демонстрацию. С песнями целыми классами через переезд по Вокзальной улице к клубу. У клуба собирался народ и был митинг. Слушали выступающих. Заведующая клубом была Валентина Васильевна Суслова. После митинга отправляли домой. Если давали родители денег, заходили в буфет. Чаще всего хватало только на стакан клюквенного морса.

Уроки физкультуры

Виктор Петрович Крылов преподавал историю и физкультуру. Спортивных залов не было. Уроки всегда проходили на улице. Зимой мальчики ходили на лыжах (у кого были), а девочки гуляли по дороге на Холм. Холм – это деревня за лесом уже в Молоковском районе. Шли до леса и обратно с учителем. Лыжники по лыжне быстро мчались вперёд. Однажды девочки задали Виктору Петровичу загадку: «В каком веке греки ходили вверх головой». Он не догадался. Долго смеялись вместе. Виктор Петрович за какую-то провинность был зол на Мишу Сергеева. Бывало только войдёт в класс:

- Сергеев, вон из класса!

- Да, Виктор Петрович, я же ещё ничего не сделал?, - возмущался Миша.

- А чтоб ничего и не сделал и выйди, - спокойно говорил учитель.

Так продолжалось довольно долго.

Клавдия Прокофьевна Крылова.

Клавдия Прокофьевна Крылова преподавала географию. Она очень любила свой предмет, отлично знала его и очень по-доброму, с любовью и вниманием относилась к своим ученикам. Уроки её были интересные. В Овинище она приехала молоденькой учительницей. Вышла замуж за Крылова Ивана Ивановича. Он заведовал швейной мастерской. У них родился сын. Вся  трудовая  биография Клавдии Прокофьевны связана только  с Овинищенской семилетней школой. Говор у неё был особый, не похожий на местный. Она говорила с акцентом и на «А». По воспоминаниям учеников, которым на многие годы запомнился материал про Чёрное море (звучание объяснение урока): «Вада Чёрнава моря на бальшой глубине заражена серавадародом, груба выражаясь, пахнет тухлым яйцом».

Клавдия Прокофьевна прожила долгую жизнь. Жила она одна, сын был далеко. Когда Валентина Васильевна (Валюшка) уже вышла на пенсию, она навещала Клавдию Прокофьевну. Валентина приносила молоко и молочные продукты, любимый холодец. Связала носки для своей учительницы.

Из воспоминаний Надежды Алексеевны Зайчиковой (Тюльпак): Заканчивая второй класс в 1967 году, я ходила в Попадино летом отрабатывать трудовую практику в школьном саду. Практикой руководила Крылова Клавдия Прокофьевна. Участок был большой. Ровными рядами располагались гряды. На них росли разные овощи. Мы, малыши, пололи лук. Помню, как обстоятельно Клавдия Прокофьевна объясняла работу. Она очень интересно рассказывала об особенностях выращивания лука, о разных его сортах. Объясняла о пользе этого простого, казалось бы овоща. Говорила как много в нём витаминов, других полезных веществ, которые выгоняют микробы из тела человека. Удивительные свойства лука очень полезные, особенно детям. Оттого и запомнила я, что пололи, как полезен этот лук. Восхищалась моей косой и хвалила нас за усердную работу.

Годы жизни Клавдии Прокофьевны Крыловой: 11 июня 1917 год по 16 января 2002 год. Похоронена на Кесемском кладбище.

На уроке математики

Стояли суровые морозные дни. Погода была ясная и школьники самостоятельно добирались до школы. Зашли в класс. В нём ещё не успело по-настоящему прогреться. Печка то уж была горячая, но тепло отдавала неспешно. Потирая озябшие руки, готовились к уроку. Приготовили тетради, чернильницы, ручки, промокашки.

Вошла Лидия Ивановна Яковлева.

- Здравствуйте, ребята!

Она окинула быстрым взором класс и громко произнесла.

- Комарова, Соколова, снять знамёна!

Девочки соскочили со своих мест и сняли свои платки, которые висели за их последней партой на маленьких гвоздиках на стене. Никто из учителей не обращал внимания на них, но Лидия Ивановна неизменно первой произносила эту фразу.

Девочки сидели у окна и когда особенно дуло от него, накидывали платки на головы.

Лидия Ивановна проверила домашнее задание. Написала на доске дату и тему урока. Ребята открыли тетради и начали писать. Зина опустила ручку в свою непроливайку. Тук-тук, а там лёд. Зина сунула перо в рот, отогрела. Подышала в чернильницу. Безуспешно! Рот у Зины стал синим, синяя «родинка» появилась на щеке.

- Комарова, в чём дело? Почему не пишешь?

- Чернила в дороге замёрзли, не отошли ещё, Лидия Ивановна.

- Соколова, подвинь свою чернильницу на середину парты. НУ что за беспомощность!

- Дмитриева, а у тебя что? Чего вертишься?

- Тоже чернила замёрзли и у Гали… К мальчикам поворачиваемся за чернилами.

- Мальчики, у вас две чернильницы, дайте одну девочкам на время. Как малые дети, ей Богу!

Все успокоились, и урок пошёл свои чередом. На перемене грелись у печки. Потеплело. Второй был урок литературы.

 

Литература

Пришла Зоя Ивановна Морошкина. Тема была про Гражданскую войну. Говорили о тяжёлом прошлом, о героизме народа, о правом деле Красной Армии.

Читали стихотворение:

Расшумелся ковыль, голубая трава,

Голубая трава – бирюза.

А солдатская боль не забыта, жива,

Хоть давно отгремела гроза.

Собирался народ атамана кончать.

Шли казаки, откинувши страх,

Шла казачка в поход, пулемётом стучать,

Помогать партизанам в боях.

Она русой была, как пшеница в жнивьё

Золотая папаха волос.

Она храброй была, но в одном из боёв

Ей подняться с земли не пришлось.

Рыли яму клинки у откоса в степи,

Украшали могилку травой.

У прохладной реки, спи, родимая, спи

Наш товарищ и друг боевой.

На дом задали выучить стихотворение. Много воды с той поры утекло, много лет пронеслось, а те ученики (по крайней мере, двое из них) до сих пор помнят задание и, спустя 70 лет, отвечают его на «отлично».

Низкий поклон памяти тех учителей, которые смогли дать не только знания, а пробудить любовь к познанию, школе, Родине.

Автор работы: Надежда Алексеевна Тюльпак

 

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей