Спасоренская пустынь

Священник. Какова его роль в жизни местного социума?
Это садовод, метеоролог, учитель, страховой агент, публицист, историк, краевед.
Таким был Александр Иванович Воскресенский. Священник в селе Кесьма. Переведен в 1890 году в церковь села Кесьма из прихода Спасоренская пустынь. Автор исторического повествования о древней Спасоренской пустыни, опубликованного в газете «Тверские епархиальные ведомости» и изданного отдельной брошюрой. Сегодня и в дальнейшем это ценное краеведческое повествование о страничках далекого прошлого родного края. Написал это кесемской священник.

Спасоренская пустынь

В 13 верстах от уездного города Весьегонска, в стороне от Устюженского почтового тракта (1,5 версты) находится село Спасоренская пустынь. Место положения пустыни довольно оригинально и не лишено поэтической красоты. Две церкви и 9 дворов, принадлежащих частью причту, частью крестьянам, расположены на узком и длинном дугообразном холме.

От холма во все стороны протянулись заливные луга.

Близь села причудливыми извилинами протекает небольшой ручей, в саженях в 10 речка Звана впадает в реку Реню.

От такова скопления воды пустынь в весеннее половодье представляется буквально островом; в эту пору синь синеется одна, вода и вода. За лугами темнеет сосновый бор.

Близких селений к пустыни нет. До 1830 года ближайшим селением к ней была деревня Тиманское - в 8 верстах; но около означенного года, в 4 верстах от пустыни, возник новый поселок из переселенцев деревни Люберь.

Как обилие прилегающих к пустыни заливных лугов, так еще более загадочная пустынность места представляли много удобств для жительства лицам, искавшим мирного уединения и отшельнических трудов; а с такими именно идеалами жизни и были наши скромные русские иноки, подвижники 14-15 веков.

И, действительно, на месте нашей Спасоренской пустыни с 16 до половины 18 века существовал монастырь-пустыня. На это отчасти указывает и доныне сохранившееся название села - пустынью, а крестьянских дворов - слободою, а главное существование монастыря доказывается как историческими документами (описями и грамотами), сохранившимся в Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре Весьегонского уезда, так и уцелевшими до сего времени Спасоренской пустыни некоторыми вещественными памятниками.

Так автор брошюры «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии» (1883 год) о. игумен Анатолий, на основании хранящихся в монастыре древних описей, в числе приписных в одно время к оному монастырю обителей, упоминает Спасоренскую пустынь.

О бытии здесь монастыря говорит и общий голос всех окружных жителей-крестьян, известная часть которых здесь слывет под именем «Антоновщины». Этим же объясняются посещения пустыни богомольцами в урочные дни, посещения по преданию переходившие из рода в род.

Трудно решить даже приблизительно вопрос о времени основания Спасоренского монастыря.

В описи Антониева монастыря за 1575 год, Спасоренский монастырь упоминается первый раз. Упоминается как уже существующий, а не только что возникающий.

В описи значится, что некто болярин Богдан Быков. сын Нелединский пожертвовал в Антониев монастырь Федорковскую вотчину с крестьянами, к которой прилегала и Спасоренская пустынь.

Сам боярин постригся в монашество под именем Дометиана.

Так важно уже установить, что в глухих лесных окраинах «Бежецкого верху» с половины 16 века основывались и существовали не один век скромные иноческие обители. А для нынешних окружных жителей Спасоренской пустыни дорого и поучительно напоминание о себе картины подвижнической жизни иноков бедной обители. Они иноки, здесь жили, здесь трудились, здесь молились.

Храм при служении, быть может, освещался лучиной. Предстоявший престолу священноинок, возможно, облечен был в ветхую ризу. Как приснопамятный московский митрополит Филарет представляет себе служение Преподобного Сергия Радонежского в новооснованной Троицкой обители. Но зато как высок, как жизнедеятелен был дух христианства в этих скромных иноках, подвижниках 15-16 века.

Устройство Спасоренского монастыря по описи 1575 года и позднейшим представляется в следующем виде:

1. Церковь Во имя Преображения Господня. Деревянная. Глава обита деревянной чешуей. Крест деревянный, обит белым железом.

2. Вторая церковь деревянная. На Святых вратах, в честь преподобных Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев. На ней глава и крест деревянные, обиты белым железом.

3. Колокольня на ограде деревянная. На ней пять колоколов и одно железное клепало.

4. Четыре кельи и прочие строения монастыря- деревянные.

5. Ограда вокруг монастыря в 114 сажень. По углам ограды три деревянные башни.

Хозяйство монастыря было в скромных размерах: пахотной земли в каждом поле по 8 четвертей. Покосу на 92 копны. Лесных угодий 60,5 десятин.

Монастырскую землю обрабатывали:

1. Слобожане. Крестьяне, 11 душ, жившие при монастыре. Они образовались из церковников, переписанных в подушный оклад.

2. Определенные в монастырь 36 душ из деревни Тиманское.

Антониев монастырь посылал сюда для управления иеромонахов, называемых строителями. А позднее и белых священников, по сдаче мест. Во всем, что касалось управлением братией и хозяйством, строитель Спасоренской пустыни давал отчет Антониеву монастырю.

Упразднен Спасоренский монастырь и обращен в приходскую церковь в 1764 году указом Екатерины Второй.

В самой Спасоренской пустыни уцелели вещественные доказательства:

1. Напрестольное евангелие (1678год). Печатано при царе Федоре Алексеевиче и Патриархе Иакиме. Надпись на листе рукой жертвователя: Книга: Святое Евангелие, напрестольное. Бежецкого верха Спасоренской пустыни. «И книгу никому ни продати, и никому не отдати».

2.Синодик (1680 год). Сия книга – подаяние стряпчего Федора Никифоровича Репина. К Спасу преображения, в пустыню ренского монастыря по своим родителям. В синодик внесены «Помянник начальников обители сей». В этот разрядник внесены имена игуменов, архимандритов, иеромонахов. Внесено много бочярских родов и крестьян Бежецкого верха.

3.Напрестольный крест (1668 год). На нем надпись: «Построила сий крест в пустыню Спасоренский монастырь благоверная царевна Софья, стараниями и трудами старца Никона».

4. Колокол (1685 год). На колоколе надпись: «Выменял колокол Городецкого уезда, Антониева монастыря, чудотворца Николы, приписной Спасо- Всемилостивого ренской пустыни строитель Никон».

Обращенная в 1764 году в приходскую церковь, Спасоренская пустынь получила самый малый и удаленный приход.

Кроме слободы приписаны были три деревни. Одна в 8 верстах. Две другие в 15 верстах.

В 1871 году приписана еще одна деревня от соседнего прихода, образовавшаяся из переселенцев.

В 1859 году оба храма пустыни сгорели от грозы. Загорелось вверху колокольни, пожар обнаружили не скоро. Селения от церквей далеко, прихожане не смогли вовремя подоспеть к защите. Успели вытащить то что было поценнее и удобней было вытаскивать.

После пожара прихожане очутились в плачевном положении. По малолюдству и бедности своей, они не смогли собрать достаточно капиталу на строительство новой церкви. А церковные средства и до пожара были очень скудны.

Но добрая помещица из села Старый Остров, госпожа Веселаго, узнав о постигшем пустынь несчастье, пожертвовала старую деревянную церковь, построенную ее родителями. В данное время стоявшую без служения, по причине устроения в селе Старый Остров новой каменной церкви.

Островской причт и прихожане вступили в пререкание с жертвовательницей, не соглашаясь безденежно уступить церковь в чужое село.

Тверская консистория, на рассмотрение которой поступило дело, разрешила Спасоренским прихожанам разобрать и перевести из Острова пожертвованную помещицей церковь.

Перевезенная в том же 1859 году церковь была собрана, устроена внутри и освящена во имя Преображения Господня. В 1865 году к церкви была пристроена колокольня, старая, деревянная, перевезенная из села Тяжино Устюженского уезда. Колокольня была куплена на церковные деньги, 50 рублей.

В 1872 году весьегонский купец Петр Иванович Попов, движимый религиозными побуждениями, на свои средства построил рядом с Преображенской церковью, небольшую теплую деревянную церковь в память преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Церковь освящена 10 октября 1872 года.

В 1875 году купец Михаил Васильевич Галунов взял на себя немалое дело - капитально обновить внутри и снаружи Преображенскую церковь. Церковь и колокольня обшиты новым тесом и покрашены. Деревянная крыша заменена на железную. Внутри церкви перебраны полы, оштукатурены и окрашены стены и потолок. Старый иконостас разобран. На место его привезен из Петербурга новый иконостас. Приобретено Галуновым все нужное для церкви и священников.

В 1877 году церковь Преображения Господня была в торжественной обстановке освящена. Вечная память этому доброму жертвователю.

Весьегонские купцы Попов и Галунов не оставили без внимания и незавидное положение причта. Они вложили на вечные времена в пользу причта, капитал в процентных бумагах на 650 рублей. Галунов купил и пожертвовал в церковь дом для священника. Стоимостью 250 рублей.

Пожертвования такие обнаруживают в жертвователях унаследованную от предков любовь к тихим древним пустыням, какой была и Спасоренская.

Священник Спасоренской пустыни Александр Воскресенский.1884 год. 13 февраля.



ИСТОЧНИК

«Тверские епархиальные ведомости», 1885 год 

текст подготовила Е.И. Селифонова

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей