"Судьба, ставшая историей" к 105-летию со дня рождения Александра Васильевича Караганова

Караганов Александр Васильевич — советский и российский киновед, кинокритик и литературовед; доктор искусствоведения (1969). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986).

Александр Караганов родился 24 августа (6 сентября) 1915 года в деревне Мартыново Весьегонского уезда (ныне Устюженский район Вологодской области) в семье Маривьяны Васильевны и Василия Андреевича Карагановых, где кроме Александра были дети: Михаил, Зоя, Антонина.

Вскоре семья переехала в уездный центр. Здесь, в Весьегонске, прошло детство и юность Александра. Здесь он учился в школе и уже старшеклассником стал писать корреспонденции в местную газету «Колхозный призыв».

Свою литературную деятельность А. Караганов начинал в 1931 году как журналист, работая в Весьегонске корреспондентом районной газеты «Колхозный призыв». Николай Степанович Зелов, известный историк, архивист, краевед и племянник А.В. Караганова в статье «Пришел в газету пятнадцатилетним пареньком» так вспоминает об этом событии: «Весной 1931 года бюро Весьегонского райкома комсомола приняло решение «досрочно отозвать тов. Караганова с учебы в школе и направить на работу в редакцию районной газеты «Колхозный призыв». Так началась трудовая жизнь земляка, ставшего видным деятелем отечественного театра и кино. Именно весьегонская газета дала Александру Васильевичу путевку в жизнь». Работая в газете, Александр Караганов вел переписку с селькорами, совершал частые поездки в села и деревни района, участвовал в редакционных рейдах. Отсюда он был направлен на учебу в Московский Институт истории философии и литературы (ИФЛИ), который окончил в 1939 году.

В годы сталинских репрессий (1938 г.) у Александра Васильевича погибает в тюрьме отец. В дальнейшем Александр Васильевич, работая и проживая в Москве, будет постоянно помогать матери и неработающей по состоянию здоровья сестре Антонине.

Вместе со своими сверстниками ушёл на фронт. Осенью 1941 года в составе народного ополчения защищал столицу от немецко-фашистских захватчиков. В битве под Москвой был тяжело ранен и несколько месяцев лечился в одном из уральских госпиталей. Затем около трех лет был комсомольским вожаком, секретарем Челябинского обкома ВЛКСМ. Там он написал брошюру о трудовом подвиге молодежи Урала в годы войны и публиковал статьи в областных и центральных газетах.

В конце войны, в 1944 году, начал ответственную работу во Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей (ВОКС). Будучи заместителем председателя ВОКСа, встречался с известными деятелями литературы и искусства, был на приеме у Сталина (1946 г.).

С 1945 года публиковал статьи по вопросам литературы, театра и кинематографа; в 1945‒1947 годах был ответственным редактором журнала «Советская литература» на английском языке.

Трагические события, травля выдающихся деятелей отечественной культуры в конце 40-х – начале 50-х гг. не миновали и Александра Васильевича. В 1947 году в связи с арестом отца, позже реабилитированного, был исключён из партии и уволен с работы. Но тяжелое испытание не сломило его: он пишет статьи, которые друзья публикуют под своими фамилиями, а гонорар передают автору. Друзья помогают ему устроиться на скромную должность в редакцию журнала «Театр», поступить в заочную аспирантуру одного из московских вузов. После он успешно защитил диссертацию о критическом реализме Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, написал монографию о творческом пути советского драматурга А. Афиногенова, воспоминания о К. Симонове, десятки статей о советском и зарубежном кино.

Дружил с А. Твардовским и другими сотрудниками и авторами журнала «Новый мир». В этом передовом журнале несколько десятилетий возглавляла отдел поэзии жена Александра Васильевича - Софья Григорьевна Караганова (1917/1918), первая жена поэта Евгения Долматовского.

Александр Васильевич Караганов оказал поддержку театру «Современник». В 1958 году А.В. Караганов был назначен главным редактором, а в 1960-м ‒ директором издательства «Искусство», занимал этот пост по 1964 год. С 1964 года он занимался преподавательской деятельностью в Академии общественных наук при ЦК КПСС; с 1970 года был профессором. С 1965 года был секретарём правления Союза кинематографистов СССР.

Александр Васильевич Караганов никогда не терял связей с малой родиной. Он нежно любил Весьегонск и когда часто приезжал сюда - жил в родовом доме. Поддерживал связь с районной библиотекой. Так, например, в нашем архиве сохранился план лекций на 1945 год. Александр Васильевич должен был выступить перед читателями библиотеки с двумя лекциями - «Литературное творчество Лермонтова» – 28 июля и «Международное положение» - 25 июля.

Александр Караганов является автором 23 книг и более чем 300 статей о кино, театре и литературе. Его последняя книга — «Первое столетие кино.

Открытия, уроки, перспективы» вышла незадолго до смерти автора - в начале 2007 года. На книгах, статьях и лекциях Александра Васильевича учились многие поколения художников, искусствоведов, критиков. Его работы давно стали классикой критической мысли.

Александр Караганов вошел в историю нашей культуры не только как автор обстоятельных трудов о кино, но и как «пробиватель» фильмов, неугодных системе – от «Андрея Рублева» до «Чучела».

На всех постах, им занимаемых, Караганов неизменно поддерживал всё живое и талантливое, воевал с косностью, глупостью, догматизмом. Он хлебнул много горького – подвергался проработкам и «разоблачениям». Но – стоял на своём, говорил и писал правду.

Андрей Тарковский в своем знаменитом «Мартирологе» довольно резко отзывается о деятелях советского кино, а об Александре Караганове, который по возможности всегда смягчал идеологический прессинг, отзывался с благодарностью, называл его «лучом света в царстве маразма».

Послужной список «главного идеолога кинематографического союза», как назвал Караганова Андрей Кончаловский, довольно внушительный – доктор искусствоведения, профессор, руководитель.

За творческие заслуги А.В. Караганову в 1986 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России.

Талант публициста, театроведа, критика, способность глубоко проникнуть в суть явлений искусства поставили нашего земляка в ряд видных деятелей отечественной культуры. Он прошел долгий и яркий жизненный путь. Умер 18 июня 2007 года, похоронен на Переделкинском кладбище г. Москва. Весьегонцы помнят и гордятся своим земляком.

Сын – Сергей Александрович Караганов (родился 12 сентября 1952, Москва), доктор исторических наук, известный политолог, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России, заместитель директора Института Европы РАН, декан факультета мировой экономики и политики Государственного университета – Высшей школы экономики. Член Ассоциации Тверских землячеств.

Караганов А. В. Киноискусство в борьбе идей. – Москва: Политиздат, 1974. – 202 с.

Анализируя основные направления современного киноискусства, творчество ряда крупных, но противоречивых художников Запада, известный кинокритик, секретарь Союза кинематографистов СССР А.В. Караганов раскрывает социальный смысл различных тенденций, сталкивающихся на экране мирового кино. Бесплодное творческое бунтарство «левых экстремистов», спекуляция на жанрах и формах коммерческого кино, «политический фильм» как орудие антикоммунизма — все эти приемы, используемые буржуазной пропагандой, свидетельствуют о кризисе буржуазного кинематографа. Ему противостоит в борьбе идей социалистическое киноискусство, а также творчество прогрессивных кинематографистов капиталистических стран.

Книга написана живо, популярно, рассчитана на широкие круги читателей.

Караганов А. В. В спорах о кинематографе. – Москва: Искусство, 1977. – 288с.

Книга советского критика А. Караганова повествует о проблемах современного киноискусства, о борьбе идей и тенденций, рассказывает о тех международных встречах, в которых принимали участие советские кинематографисты в 60-70-е годы. Эти встречи (в рамках симпозиумов, фестивалей, дискуссий) позволяют понять роль советского кино в мировом кинематографическом процессе.

Караганов А.В. Константин Симонов. Вблизи и на расстоянии. – Москва: Сов. писатель, 1987. – 288с.

Книга написана человеком, который многие годы общался с писателем, совместно участвовал во многих литературно-общественных делах, вел с ним сокровенные беседы.

Читатель найдет в книге достоверные свидетельства современника, друга Симонова о нем самом и о времени. Помимо личных впечатлений, знания существующей литературы о Симонове, автор опирался в своем исследовании на тщательно изученный архив писателя.

Впервые подробно освещается деятельность Симонова в кино, то новое, что связано с его именем в нашем кинематографе, художественном и особенно документальном.

Караганов А.В. Всеволод Пудовкин. – Москва: Искусство, 1973. - («Жизнь в искусстве»). – 232 с.: ил.

Автор книги, доктор искусствоведения А.В. Караганов – известный критик и историк театра и кино. Его перу принадлежат такие глубокие исследования, как «Александр Афиногенов», «Огни Смольного», «Кинематографические встречи», «Рожденное революцией» и другие работы о современном киноискусстве.

В монографии «Всеволод Пудовкин» он подробно и последовательно прослеживает творчество одного из зачинателей и классиков советского кинематографа, создателя получивших всемирную известность фильмов «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» «Потомок Чингисхана» и другие. Автор рассматривает разнообразные стороны деятельности В.И. Пудовкина – режиссерскую, актерскую, педагогическую, его творческий вклад в развитие

молодой науки о кино, раскрывает огромное значение творчества мастера в развитии советского и мирового киноискусства.

В книге много интересных биографических фактов, сведений о коллегах и об актерах, снимавшихся у В.И. Пудовкина, рассказов о его зарубежных поездках.

 

Г.Н.Савельева,

библиограф центральной библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей