Светлая Пасха. История и традиции праздника

24 апреля, в преддверии самого главного православного праздника, благочинный Весьегонского округа протоиерей Анатолий Симора и помощник благочинного по работе с молодёжью, библиограф центральной библиотеки Елена Щепетова, провели беседу со школьниками "Светлая Пасха. История и традиции праздника".

Само слово «пасха» происходит от еврейского «песах», что переводится как «прошел мимо» и отсылает к библейскому преданию об исходе евреев из Египта. Согласно Библии, евреи жили в Египте более 400 лет, пока однажды их численность не превысила численность египтян. Тогда фараон повелел обратить евреев в рабов, а всех новорожденных евреев убить. Однако одного из них, будущего освободителя Моисея, удалось спасти.

Когда Моисей вырос, он пришел к фараону с просьбой отпустить его людей, но фараон отказался. После этого разгневанный Бог наслал на Египет десять бедствий (десять казней египетских) — в стране разразился голод, мор и неурожай. В преддверии десятой ночи, когда должны были погибнуть все египетские первенцы, Бог передал через Моисея совет: пусть каждая еврейская семья зарежет ягненка и помажет его кровью дверь своего дома — это спасет их младенца от смерти. Ночью ангел-губитель спустился в Египет и действительно не тронул ни одного еврейского ребенка — прошел мимо них, а ягненок, то есть пасхальный агнец, стал символом жертвенности.

Понимание новой пасхальной жертвы описано апостолом Павлом уже в Первом послании к коринфянам, в рассказе о Тайной вечере. «Пасха наша, Христос, заклан за нас», — говорит Павел, тем самым провозглашая Иисуса новозаветным агнцем.

Отмечая Пасху, мы радуемся освобождению из "духовного Египта", царства смерти и греха, и о переходе в другую жизнь. Иисус Христос отворил двери ада. Избавил человечество от вечных мук за наши грехи», — так определяет символическое значение Пасхи редакция российского православного портала «Правмир».

Пасхе предшествует Великий пост. Самой строгой и особенной неделей поста является страстная седмица - последняя перед праздником. Этот период посвящен воспоминаниям о последних днях жизни Христа на земле, а слово «страсть» в данном контексте означает «страдание». Каждый день Страстной седмицы имеет свое символическое значение.

 

В первый день, Великий понедельник, верующие вспоминают историю патриарха Иосифа, проданного его братьями в Египет, а также чудо, которое Иисус явил, одним словом иссушив дерево инжира, не принесшее плодов.

В Великий вторник священнослужители рассказывают о последней проповеди Христа в Иерусалимском храме и напоминают верующим о его основных заветах.

Великая среда — день, когда Иуда решился предать Христа за 30 сребреников.

Великий четверг (или Чистый четверг) связывают с Тайной Вечерей и считают днем, с которого начинается подготовка к Пасхе: верующие убирают дома и идут причаститься, а в церквях начинается одна из самых длинных служб в году — «Двенадцать Евангелий».

В Великую пятницу — день, когда Христос был распят, православные христиане погружаются в скорбь и отдают дань уважения его страданиям. Литургии в этот день не проводят.

На шестой день, согласно вероучению, Иисуса сняли с креста и похоронили, поэтому в субботу верующие уже освящают куличи и яйца, а вечернюю службу посвящают Пасхе. В этот же день происходит главное событие Пасхи — схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Основная Пасхальная служба проходит ночью. Она разделена на несколько этапов, идущих друг за другом и несущих в себе символизм праздника. Многие отмечающие Пасху не задумываются о ее первоначальном значении, а воспринимают как повод навести порядок в доме, порадоваться весне, провести время с близкими и, возможно, избавиться от негативных мыслей. Нам же очень хотелось бы, чтобы этот праздник почитали и уделяли основное внимание не второстепенным традициям (уборке дома и т.д.), а первостепенным - посещению храма, благим делам и мыслям и главной добродетели - любви к ближним.

Елена Щепетова

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей