Театр в Весьегонске. XIX век

В воспоминаниях ученого агронома, краеведа Павла Александровича Сиверцева рассказывается о том, что в Весьегонске еще ранее 1860 года любители драматического искус­ства ставили разные ко­медии в помещении городских  соляных лабазов, расположенных на Соколовой горе. Один из них стоял на месте будущего дома М. П. Земса, другой — на месте дома П. А. Меньшикова, тре­тий — на месте дома П. А. Малиновского (сегодня ул. С. Перовской).  Вокруг этих лабазов был выгон, покрытый травами и можжевельником.

Соколова гора

Первой заводилой этих театров была, видимо, артистка Императорских Московских Театров Александра Всеволодовна Набалова, незаконная жена весьегонского док­тора Салатко-Петрищева. Госпожа Салатко принимала живейшее участие в спектаклях примерно в 1865-1868 гг. Позднее ее и доктора Салатко фото­графии хранились в доме Сиверцевых. Артистка скончалась в Весьегонске. По данным краеведа Б.Ф. Купцова похоронена на Кириковском кладбище напротив алтаря, на ее могиле лежала большая плита с надписью. В «Провинциальном акрополе» данные немного иные: скончалась  20 марта 1867 года в возрасте  28 лет, похоронена на Весьегонском соборном кладбище.

Иг­рали в то время какие-то веселые водевили, от чего публика очень смея­лась. На стенах в помещении, где играли спектакль, горели сальные и стеариновые свечи.

В спектаклях могли играть: секретарь суда Маторановский, землемер Н. М. Земс, учителя Забелин и Кашкадамов. Женские роли исполняли: Шевяковы, жена лесничего — Кильчевская, жена судьи — Дашкович, дочь Перской, госпожа Салатко. Цензор — исправник Ходоровский Ю. С. (титулярный советник).

Вначале 1870-х го­дов местом летних об­щественных гуляний был сад Федора Ильича Максимова, который располагался на углу улиц Ярослав­ской и Соколовогорской, рядом с домом, купленным у старуш­ки Ульяничевой.  Федор Ильич был мелким землевладельцем Весьегонского уезда из с. Макарово, севастопольский герой, Георгиевский офицер с простреленной рукой.

ул.Ярославская 1939 год

Ф.И.Максимов устроил в своем иллюминированном саду пруд с лебедями и фонариками, гимнастику для молодежи, в берлоге на цепи сидела медведица. Еще в саду содержались волки, рыси, журавли, орел,  кролики, попугаи, филины и обезьяна. Сюда на экскурсии приходили городские ученики. В липовой аллее играли в мяч, кегли. Здесь же пел любительский троицский хор. В саду была построена открытая эстрада, где танце­вали. В закрытом вокзале играли в стукалку, ералаш, преферанс и др. Здесь же устраивались и любительские спектакли. В саду на эстраде до утра играла музыка портного А. М. Сабанеева, состоявшая из двух скрипок, виолончели, флейты и бубна. Вход в сад был платным (40 копеек).

В 1876 году городской голова Василий Васильевич Голованов построил в своем саду на Мологе (около Исаева ручья) из старых городских рядов бревенчатый амбар-театр со сценой, деревянными полами, туалетами. Здесь начали играть (и очень прилично) комедии А. Н. Ост­ровского: «Тяжелые дни», «Грех да беда на кого не живет», «Не в свои сани не садись», «Лес», «Доходное место», «Женитьба Белугина», а также «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина и разные фарсы и водевили.

Участвовали в постановках любители: Матфановский, казначей Ф. М. Крылов, смотритель И. Я. Зубов с женой, А. А. Сиверцева, П. А. Сиверцев, О. В. Лебедева, М. Ф. Дрызлова, барышни Литтенбрант.

Спектакли ставились в этом амбаре-театре года три. Удаленность его от центра, обильные туманы на реке, росы в саду, пустынный огород и берег не привлекали в дальнейшем публику.

По окончании русско-турецкой войны, около 1878 года, в Весьегонскприехал Николай Иванович Уваров, большой те­атрал, хороший артист.

В любительских спектаклях   начал принимать участие и вновь поступивший в секретари земской управы Яков Григорье­вич Немилостивый. Он был высокого роста, лет 32, играл неважно. Позднее оказалось, что Я. Г. Немилостивый был ни кто иной, как доктор  медицины Кирилл Федорович Покровский.

Принимала участие в спектаклях и дочь исправника Мария Федоровна Дрызлова. Куда и когда уехали Н.И. Уваров и Я.Г. Немилостивый из Весьегонска неизвестно.

В 1879г. купец Андрей Иванович Исаковкупил у Ф.И. Максимова дом с садом. Зверей из сада уб­рал, но построил в нем первый дощатый летний театр на 500-700 мест со сценой, уборными для артистов, буфе­том. Играли в этом театре лет десять. Душою любительских спектак­лей были: секретарь суда Н. И. Уваров, казна­чей Крылов, Зубовы, Сиверцевы, Е. Г. Обруцкая, М. Ф. Дрызлова, Я. Г. Немилостивый, О. Лебедева, учителя - Куруханов, Малинин, Румянцев и учительницы земских школ. Играли прилично. А после спектакля устраивались танцы до утра.

Однажды актеры-люби­тели играли спектакль  «Без меда­ли, без бороды». Роль купца играл бухгалтер зем­ской управы П. М. Никольский, у которого была аршинная рыжая борода. В пьесе купцу царь дал на шею медаль, но оказалось, ошибочно! Купец сбрил бороду, а медаль отобрали...Макарыч в антракте тоже сбрил свою ар­шинную бороду, явился на сцену без бороды, за что заслужил бурю аплодисментов. До самой смерти, лет 25, потом хохотал он над своим поступком.

Вскоре единая труппа любителей разделилась две. Играли и в земской управе, и в воин­ской казарме (зимой). Спектакли обычно посещали разночинцы, уча­щиеся и приезжие люди. Городское купе­чество сидело по домам.

Резкий поворот купеческого замкнутого быта произвела молодая жена купца А.М. Галунова — Екатерина Андреевна Галунова (в девичестве Соловьева), дочь небогатого рыбинского купца. Она окончила гимназию, была недурна собой. Переехав в Весьегонск, стала устраивать в своем огромном доме вечера для молодежи. Свои именины отмечала, устраивая танцы для молодежи и их семей. В доме появился рояль, ковры. В Рождество устраивалась елка, пение тропарей и романсов. Молодожены Галуновы и ее сестры и братья появились на гуляньях, в спектаклях, на танцевальных вечерах и маскарадах.

А затем Екатерина Андреевна нача­ла пробовать свои силы в любительских спектаклях и играла неплохо. В это время (1886-1900 гг.) в труппе играли: акцизный чиновник Мамонов, Попов, доктор Смирнов с женой, А. С. Медведев, А. И. Фуганкина, Первухин, Репенаки, Михаил Москвин и другие. Позднее появились М. Н. Козлов, М. В. Жгулев, И. М. Горшечников, А Н. Никольская, Л. С. Шевелева, Голубков и другие.

В основном играли фарсы, водевили, а если брались за серьезные вещи, то, случалось, проваливались. Однако интерес разночинной интеллигенции к участию в спектаклях от этих неудач не ослабе­вал.

Нередко организовывали спектакли в Весьегонске и заезжие артисты.

Когда приезжали бродячие бедные артисты - горожане ходили с их афишами по домам и продавали билеты. Играли они всегда отлично, но нередко приходилось со­бирать по подписке деньги на их выезд.

Около 1875 г. во время  Крещенской ярмарки играл «Пет­рушка» в доме Анны Спиридоновны Козелковой (уг. ул. Гостино­дворской/Белозерс­кой). Кроме выступления акробатов, демонстрации фокусов, давалось кукольное представление «Как цыган купил лошадь без хвос­та». За прослушивание пьесы осуществлялся  сбор с шапкой, куда  бросали семитки, копей­ки, бублики...

Еще приезжали специальные артисты, которые показывали живые картины. Они натягивали синий куполнеба, в облаках сидели красивые дети-ангелы, среди них - весьегонская мещанкаАнна Царева. Показывали и другие картинки.

В 1870-1880 гг. неоднократно приезжали маленькие труппы артистов, один раз — малороссийские. Ставили: «Майська ничь, або утопленница» (играли в доме  В.  В. Голованова, вверху). На сцене, как в натуре, качались на качели, ловили жи­вую рыбу - это особенно интересовало весьегонскую публику.

Приезжали как-то в город два артиста, помещики, братья Коробчевские из села Пруды Весьегонского уезда (сейчас Краскохолмский  район). Они содержали свою труппу, ездили по России. В репертуаре были: Островский, Лейкин, Крылов, Гоголь, разные фарсы и водевили. Как-то раз на сцене во время пьесы «Домовой шалит» или «Прежде скончались, потом повенчались» Коробчевский во все горло закричал: «Караул!»..., а содержатель Весьегонской почтовой станции Петр Алексеевич Антропов  побежал в пожарную... То-то было смеху!

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Nike Hyperdunk 2017

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей