Театральный кружок народного дома

В Весьегонске в 1903-1904 годах мороцкими плотниками (лучшими плотниками в округе) был построен Народный дом. В 2019 году исполняется 115 лет со дня его открытия.

Это было очень красивое, двухэтажное деревянное здание с балконом, располагающееся на углу Ярославской и Богоявленской улиц. Очень жаль, что мы не можем видеть его сейчас. В связи с созданием Рыбинского водохранилища, он был разобран и куда-то перевезен – остались лишь только фотографии дома и воспоминания о нем жителей города.

О том, каким был этот дом внутри, хорошо описано в воспоминаниях Б.А. Расцветаева:

«Войдем на крыльцо… вестибюль – простые не штукатуренные, небеленые стены, чистое дерево.  Идем дальше – фойе, лестница на галерку.

На галерке вместо стульев – некрашеные трибуны в семь... (?рядов - С.Г.). Садились прямо на уступы, а вмещалось там до ста пятидесяти человек.

В зрительном зале находилось 350 венских стульев, связанных по 10 штук вместе.  По бокам сцены две огромные круглые печи, рядом с ними выходы на сцену. Занавес из сурового полотна с нарисованными на нем фантастическими птицами. Сцена как сцена. Рампа, где горели керосиновые лампы. Суфлерская будка в середине. С боков тоже скудное керосиновое освещение. Боковые декорации, задник, вверху – валы с намотанными декорациями, по углам – щитовые декорации. За сценой  артистические комнаты, реквизитные, гардеробы. По провинциальным масштабам и костюмов и реквизита числилось очень много».

В Народном доме проходили заседания, читались лекции иставились спектакли. Для этого был создан любительский драматический коллектив, постановки велись часто и на профессиональном  уровне.

«Репертуар этого театра был довольно разнообразный. Ставили и Гоголя, и Островского, но в основном мелкие вещи, пьески, водевильчики» (Б.А. Расцветаев).

С годами в Народном доме было накоплено большое количество театральных костюмов.

На снимке: финальная сцена спектакля А.Н. Островского «Бедность не порок».

До революции и в годы революции были поставлены: философская драма в стихах «Потонувший колокол» Гауптмана, «Холодный дом» Ибсена, «Дни нашей жизни» Л.Андреева, «Доходное место», «Бедность - не порок», А.Н. Островского, «Рабочая слободка», пьесы А.П. Чехова, «На дне» Горького и другие. Ставили даже «Наталку-Полтавку» И. Котляревского. Постановки организовывались на высоком уровне.

Весьегонцы очень любили посещать спектакли и всегда с нетерпением ожидали их.

Из воспоминаний Б.А. Расцветаева:

«В перерывах между действиями на спектаклях устраивались круговые гуляния внутри зрительного зала. Шествовали расфранченные дамы и господа, взяв друг друга под руки, делали круг за кругом. С открытием занавеса на керосиновые тридцатилинейные лампы опускали цилиндрические футляры, и свет в зале приглушался. Рампа светила тоже керосиновыми лампами, некоторые из них нещадно дымили. Тогда сторож торопливо подбегал к рампе. И опустив руку за барьерчик, поправлял лампу. В торжественные дни зал расцвечивался флажками и гирляндами, на стенах развешивались целые змеи, сплетенные из еловых лапок».

Кто же был участником этих спектаклей? Жители небольшого городка. 

Среди любителей выделялись учительница А.И.Первухина, местный парикмахер Б.Г.Блюм, служащий М.И.Раменский, Виктория Кимбар, Мария Феликсовна Кимбар, Модест Павлович Никифоров, Вера Михайловна Каркас, М.С.Никифорова, Наталья Алексеевна Таранухина, П.М. Дружинина, А.А.Федоров, Маня Корнева, чиновник Благовещенский, который был бесподобен в пьесах Горького и Островского (Б.Ф.Купцов).  

А еще в спектаклях принимали участие Ефремов Владимир Николаевич, после революции заведующий отделом народного обеспечения в Весьегонском уисполкоме, и его младшая сестра - бывшая гимназистка Ольга Николаевна  (в последствие Цыганова). Она была очень интересной женщиной, ее муж работал заместителем директора винзавода в середине ХХ века. Режиссером театра был техник Анатолий Таранухин. Бессменным тапером Народного дома и аккомпаниатором в концертах - Т.В. Калиевская.

Артисты Весьегонского Народного дома.

1915-1920 гг. С бородой - Падалка, 2ряд 2-я справа - Нечаева.

В 1920 году, несмотря на трудности в жизни страны и, соответственно, весьегонцев, культурная жизнь в городе не замерла.

Из голодного Петрограда в Весьегонск приехал профессиональный артист Николай Петрович Черепов, который стал руководителем обновленного коллектива весьегонских артистов-любителей. На сцене Народного дома ими были поставлены пьесы: «Лес», «Волки и овцы», «Гроза», «Бесприданница», «Не было ни гроша, и вдруг алтын», «На дне», «Дети Ванюшина», «Свадьба Кречинского», «Медведь» и другие. Играли пьесы и из цикла Гражданской войны.

В спектаклях принимали участие инструктор военной подготовки и спорта Федор Башилов, служащие железной дороги Н. Мокшанов и Брейво, железнодорожный техник М.Богданов, уездный агроном Н.Орлин, заведующий книжным магазином В.Орлов, инженер-железнодорожник Н.Зенгер, учитель физики Александр Васильевич Падалко, заведующий телеграфом станции железной дороги  В Павлов, служащий В. Киселев, З. Мокшанова-Черепова,  жена лесничего О.Радченко, служащая М.Соболева, машинистка А.Комарова-Нечаева и другие.

Весьегонские артисты-любители.

Среди них: Первухина, Смирнова, Благовещенский и др. До 1917 г.

 

Источники

  1. Купцов Б.Ф. Весьёгонск : Вехи истории : [В 2 кн.] / Борис Купцов. — Тверь: Тверское областное книжно-журнальное изд-во, 1997. — Кн. 1. — 320 с. — Библиогр. : с. 311—319 (200 назв.).
  2.  Купцов Б.Ф. Весьёгонск : Вехи истории : [В 2 кн.] / Борис Купцов. — [Б.м.] : Отдел церковной археологии Свято-Успенского Старицкого монастыря, 2007. — Кн. 2. — 400 с. : ил. — Библиогр. : с. 387—398 (297 назв.).
  3. Борис Андреевич Расцветаев: Дневники, мемуары, воспоминания (В 3-х ч.) / сост. М.М. Верхоланцев. – Весьегонск, 1999.

 

 

Sneaker Release Dates 2019

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей