Три Спаса августа

30 августа в центральной библиотеке города Весьегонска прошел духовный час «Три Спаса августа». Благочинный Весьегонского округа протоиерей Анатолий Симора рассказал присутствовавшим историю праздников: Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня – медовый Спас (14 августа); Преображения Господня – яблочный Спас (19 августа) и Перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь – ореховый Спас (29 августа).

Согласно легенде, в древние времена в городе Константинополе (ныне Стамбул) разразилась страшная эпидемия. Ни врачи, ни знахари не знали, как ее победить. Тогда местные священники вынесли из храма Святой Софии частичку креста, на котором распяли Иисуса Христа, и осветили ею местные водоемы, после чего болезнь исчезла и больше никогда не возвращалась. Такова история Первого Спаса. Считалось, что в день Медового Спаса пасечники должны обязательно собрать весь мед, иначе его унесут пчелы с других пасек. Пчеловоды всегда выбирали улей с самым богатым урожаем, вынимали из него соты и несли их в церковь на освящение. Часть освященного меда пасечник оставлял себе, часть — в качестве подношения священникам. Медом было принято делиться с нищими, поздравлявшими пчеловодов, а также с ребятишками, которые в этот день приходили на пасеки.

История Преображения Господня описывается в Евангелии. По словам евангелиста Луки, Иисус Христос (Спаситель) отправился на гору Фавор с тремя ближайшими учениками Петром, Иаковом и Иоанном, чтобы помолиться. Когда Спаситель приступил к чтению молитвы, «вид лица его изменился, и одежда его сделалась белою, блистающею». В этот момент рядом с ним явились пророки Моисей и Илия. Отсюда и пошло название праздника «Преображение Господне» - Второй Спас.

При чем тут яблоки, спросите вы?

19 августа духовенство служит в белых облачениях, символизирующих «фаворский свет» — таинственный Божественный свет в момент Преображения Иисуса Христа. После литургии священник освящает плоды нового урожая и окропляет их святой водой, читая специальную молитву.

Христиане начали праздновать Преображение Господне с IV века, когда мать императора Константина Великого Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Примерно через сто лет праздник распространился на весь христианский Восток.

В Греции, на Кипре, в Сербии, Израиле в день Преображения принято освящать виноград, который как раз созревает к празднику. Из него потом делают вино для таинства Причастия. В России виноград растет не везде, поэтому его заменили на яблоки. Они освящаются молитвой «На освящение начаток овощей (плодов)».

Ореховый Спас празднуют 29 августа. В церковном календаре этот день отмечен почитанием Нерукотворного образа Христа Спасителя. Ореховый Спас объединил и христианские, и народные традиции, поэтому третий Спас считался, в том числе и днем благодарения Господу за урожай хлеба и орехов. 

Свое название Ореховый Спас получил в связи с тем, что по народному календарю именно с этого дня заготавливали орехи нового урожая. К концу августа созревают лесные орехи (лещина), а в южных регионах поспевали грецкие орехи. На Руси орехи всегда считались лакомством, из них готовили самые разнообразные сладости.

Предание гласит, что Авгар, князь Эдесский, заболел проказой. Ему рассказали о чудесах Иисуса Христа, и князь послал к Христу своего подданного просить исцеления. Поданный – по совместительству живописец, увидя Исуса, был поражён его образом и захотел запечатлеть его на полотне, однако, портрет у художника никак не получался. Тогда Христос умылся и промокнул лицо платком, на котором проявился его образ. Этот нерукотворный образ был послал больному князю со словами: «Блажен тот, кто уверовал в меня, не видя меня». Князь Эдесский исцелился от тяжёлой болезни, а плат с нерукотворным образом хранился сначала в городе Эдесса (древний город на юго-востоке Турции, сейчас называется Шанлыурфа), а потом был перенесён в Константинополь. Это произошло как раз 29 августа. На Руси в этот день ходили Крестным ходом с иконой «Спаса Нерукотворного».

Далее отец Анатолий представил собравшимся свою новую книгу «Отражение» (2023г.), которая включила в себя новые рассказы и стихи священника. Это далеко не первая книга протоиерея Анатолия. Вошедшие в сборник произведения – это художественное отражение видения автором современной многогранной жизни, его духовного мира. Рассказы и стихи побуждают читателя задуматься о смысле и цели бытия, стремиться к вечным и спасительным духовным ценностям. Благочинный Весьегонского округа прочитал некоторые свои стихи из новой книги, желая всем мира в душе, любви и доброты. Мы же, в свою очередь, желаем отцу Анатолию новых идей и творческого вдохновения.

Елена Щепетова, библиограф центральной библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей