Троицкий храмовый комплекс

Троицкий храмовый комплекс расположен на центральной площади села Любегощи, включает в себя Троицкую церковь, часовню (1888) и сторожку (1915).

 Троицкая церковь, кирпичная и отштукатуренная, была построена в 1794 году.

В 1884 году крестьянином Ямской слободы Новоторжского уезда Фатчихиным была выстроена новая колокольня вместо старой, обветшавшей и сломанной. Одновременно с этим была расширена и трапезная.

Троицкая церковь имеет три престола: Святой Троицы, Святителя Николая, Преподобного Иоанна Лественичника и Святого Благоверного князя Александра Невского.

«Трёхчастная объёмная композиция Троицкой церкви развивается по продольной оси, доминирует трёхъярусная колокольня, высоко поднимающаяся над остальными объёмами. Храм представляет двухсветный бесстолпный четверик, который увенчан небольшим световым восьмигранным барабаном. С востока к храму примыкает апсида усложнённой формы, с запада — сильно вытянутая трапезная и колокольня. Между её основными кубическими ярусами включены два полуяруса, увеличивающие высоту, и облегчазываются в пропорциях четверика, в раскреповках, рисунке наличников и конфигурации апсиды. Углы объёмов закреплены спаренными узкими пилястрами, несущими раскрепованный карниз. Проёмы с арочными и лучковыми перемычками украшены унифицированными рамочными наличниками с фигурными филёнками и профилированными полочками. Для колокольни, выстроенной в стиле позднего классицизма, характерна большая насыщенность и некоторая грубоватость декоративных форм. В обработке ярусов широко использованы ленточный руст, тяги, филёнки, различные варианты портиков в оформлении проёмов.

Структура интерьера и система перекрытий здания отмечены традиционными чертами. Квадратный в плане четверик храма перекрыт сомкнутым сводом с круглым отверстием светового барабана в шелыге. Апсида перекрыта сложным сводом с переломами и распалубками, трапезная — низ ким коробовым сводом с небольшими распалубками над окнами».

В храме сохранилась роспись, исполненная, судя по документам, в 1863 году и позднее, представляет собой яркий памятник местной церковной живописи.

Как полагает П.С. Иванов, выполнялась она кем-то из бригады живописцев, расписывавших Спасо-Преображенскую церковь в с. Романовском (Никола-Высока). «Техника в композициях Любегощ жёсткая, в них меньше воздуха, они больше напоминают аппликации. Но мастерство рисунка несомненно...».

Сюжеты росписи взяты из альбома гравюр Карольсфельда. «Любегощи — самый лучший пример реализации этой иконографической схемы на весьегонской почве. Фрески по-настоящему красивы, ряд самых ответственных композиций - “Поцелуй Иуды”, “Се, Человек”, “Одевание тернового венца”, “Голгофа” — вполне достойны уровня Никола-Высоки...

Лучшее в Любегощах — евангелисты “в рост” на стенах. Эти образы блестяще написаны мастером, который, несомненно, работал в Никола-Высоке.

В Любегощах появляется купольная композиция с ангелами... Разные ангелы изображены здесь с разными атрибутами, в предстоянии Новозаветной Троице... Композиция предназначалась не для размышления о природе ангелов, а для утешения прихожан, поднимавших очи горе (тем более, что один из ангелов — надо полагать, что это Ангел Хранитель с душой, — указывает ей путь вверх, к светлому и безмятежному раю, уготованному праведным после земных лишений)...

Храм в Любегощах был расписан целиком, включая трапезную. Но в ней сохранилось лишь несколько фрагментов, например, “Богач в аду” из “Притчи о богатом и Лазаре” по Карольсфельду.

В нач. XX в. более старая живопись в трапезной была записана новой. В частности, были воспроизведены две работы художника Орлова из Спасо-Преображенского собора в Твери — последняя беседа Михаила Тверского в Орде и его убиение.

Под колокольней уцелели две фрески с ангелами, один из них держит свиток с именами живописцев: “Пётр, Алексей, Николай, Стефан, Иоанн”. Надпись уникальна, но кто эти люди — определить очень нелегко».

 

Троицкая часовня

Кирпичная, оштукатуренная. Построена в 1888 г.

Возведена на месте выхода почитаемого родника, который в советское время был засыпан, а здание долгие годы использовалось под керосинку.

«Невысокий кубический объём завершён четырёхскатной кровлей с декоративной главой. Основным элементом наружного убранства являются лопатки с раскрепованным под ними карнизом. Оформляющие входной проём лопатки более узкие. Лучковые окна не имеют наличников. Внутреннее пространство перекрыто плоским потолком».

Церковная сторожка

Кирпичная, оштукатуренная. Построена в 1915 г.

«Прямоугольный одноэтажный объём с вальмовой кровлей. Архитектурная декорация сосредоточена в основном на северном и западном фасадах. Гладкие поверхности стен равномерно расчленены прямоугольными окнами с рамочными наличниками, которые объединены горизонтальной тягой на уровне подоконников. Угловые лопатки рустованы и раскрепованы в венчающем карнизе, который украшен зубчиками. Внутренняя планировка переделана, перекрытия плоские».

Один из священников Троицкой церкви Захарий Николаевич Приселков

2 февраля 1930 года на общем собрании группы верующих Любегощской церкви под председательством Марфы Воробьевой и секретаря Ольги Белозеровой в присутствии 300 человек мужчин, 250 женщин, председатель церковного совета Кирюшев внес предложение о закрытии церкви.

«Постановили большинством голосов церкву закрыть и поручить товарищу Кирюшеву и Тарарову передать всю церковную утварь, а также само здание передать Любегощскому сельскому совету для культурныя учреждений».

В течение многих последних десятилетий комплекс использовался не по прямому назначению. В Троицкой церкви размещался совхозный склад, в сторожке клуб, а в часовне – керосиновая лавка.

С начала 2000-х годов храм снова возвращен церкви.

Рядом с комплексом располагается здание бывшей кладбищенской часовни, в котором долгие годы размещалась библиотека.

 

Литература

Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: ИД "Ключ-С", 2010. - 450 с.

Протоколы собраний Любегощского сельского совета

Тверские своды

Zoom Lebron XV 15

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей