Тухани. Продолжение

Туханский приход до разделения губерний на уезды принадлежал к Устюжскому заказу, затем к Бежецкому уезду и в 1804 году отнесен к Весьегонскому уезду. В 1799 году Туханский приход состоял из 100 дворов, в которых 339 душ мужского пола и 302 души женского пола.

Село Тухани. 10 дворов. 34 женщины. 20 мужчин.

Сельцо Самойлово. 3 двора. 26 женщин. 22 мужчины.

Надеево. 9 дворов. 35 женщин. 29 мужчин.

Ескино. 12 дворов. 51 женщина.45 мужчин.

Сельцо Матвейцево. 6 дворов. 19 женщин.12 мужчин.

Попиха. 10 дворов. 28 женщин.22 мужчины.

Дегтярка.6 дворов. 18 женщин. 12 мужчин.

Сельцо Никитино. 5 дворов.16 женщин. 17 мужчин.

Ольховец.7 дворов. 22 женщины. 20 мужчин.

Дресвянка. 6 дворов. 13 женщин. 16 мужчин.

Шевелево. 7 дворов. 27 женщин. 20 мужчин.

Горка. 3 двора. 5 женщин. 9 мужчин.

Котиха. 3 двора. 9 женщин. 10 мужчин.

Подберезье. 6 дворов. 13 женщин. 14 мужчин.

Заднее. 4 двора. 18 женщин.19 мужчин.

Новоселок. 3 двора. 5 женщин. 4 мужчины.

 В Туханском приходе проживали дворяне.

В селе Тухани проживал князь Николай Михайлович Ухтомский.

В сельце Самойлово жил секунд-майор Иван Федорович Патрикеев.

В сельце Матвейцево - майор Василий Иванович Свербеев.

В сельце Никитино - прапорщица, вдова Матрена Алексеевна Батюшкова.

Помимо этого, владельцами крестьянских душ в приходе были: надворный советник Лев Андреевич Батюшков, вдова Екатерина Батюшкова, Иван Захарович Батюшков, надворный советник Иван Семенович Батюшков, коллежский асессор Стефан Андреевич Попов, адмирал Петр Иванович Ханыков, Василий Васильевич Полянский, вдова Анна Михайловна Козлякова, полковник Михаил Гаврилович Окунев, Алексей Алексеевич Головин, девица Анастасия Бакланова, Варвара Алексеевна Измайлова.

Таким образом, сравнительно немноголюдным приходом владели в 1799 году 16 дворянских семей. Владельцы нередко продавали своих крестьян целыми деревнями, или же по экономическим соображениям переселяли с одного места на другое. Так в 1804 году в клирских ведомостях не значится деревня Новоселок, а вместо ее, упоминается Якушкино. Которое в 1842 году перешло в Чуриковский приход. В 1844 году в приходе упоминается сельцо Александровское, владение госпожи Измайловой. Но в 1847 году усадьба в приходе уже не упоминается. В период времени между 1844-1847 годами к Туханскому приходу присоединили деревню Сыропятово, а между 1852-1858 годами - сельцо Отрадное и деревню Безлы. Последняя выбыла из состава прихода еще во времена крепостного права. В 1855 году в приходе - деревня Дорок.

Из помещиков в приходе проживает в селе Тухани князь М.С. Ухтомский, в сельце Самойлово М.Н. Донинов, в сельце Отрадное господа Патрикеевы.

Из всего ранее упомянутого легко усмотреть, что Туханский приход принадлежит к числу наименее удобных по расположению из приходов епархии. При небольшом количестве дворов состоит приход из 18 селений. Некоторые деревни расположены от центра прихода на расстоянии 10 верст. При хождении с иконами в Святую Пасху ручьи и низины наполняются водой и делаются непроходимыми.

Но в прежние времена к упомянутым неудобствам для местного причта присоединилось неудобство значительнее прочих. Это обилие прихожан-помещиков. Как выше было замечено, в районе Туханского прихода имели постоянное жительство четыре дворянские семьи. И если в наше гуманное и просвещенное время тщеславие и властолюбие играют немаловажную роль в отношении дворян-прихожан к своему причту, то в грубые времена крепостничества эти нежелательные качества дворянского сословия особенно тяжело отзывались на сельском духовенстве. Суметь услужить было мудрено и одному господину. Поэтому положение духовенства, при 4 помещиках, проживающих в приходе и 12 отсутствующих, было более чем незавидное.

Не будет несправедливостью сказать, что Туханский причт во времена крепостного права находился в более тяжелых условиях, чем туханский крестьянин. Крестьянин знал волю только одного господина, а причт не знал кому угодить и кому услужить, между тем как дворяне соревновались в выражении власти над причтом.

Туханский приход два раза подряд оставался без священника. Хотя от кандидатов не требовалось никакого образовательного ценза, только грамотность. В 1799 году причт состоял из священника Якова Сидорова, дьячка Лазаря Абрамова и пономаря Андрея Никитина. В школах никто из них не был.

В 1804 году Яков Сидоров скончался и место священника оставалось вакантным 4 года.

В 1808 году на священника место определен Андрей Ефимов. В 1816 году его заменил Василий Михайлов. За проступок Михайлов лишен священничества. Место осталось вакантно 4 года.

С 1820 по 1822 год священствовал о. Андрей Лебедев. В 1822 году на место священника определен Лев Петрович Полозов. За грубость с благочинным подвергнут монастырским трудам на два месяца. С 1847 по 1872 год священствовал в Туханях его сын, Иосиф Полозов. В 1872 году его сменил Дмитрий Петрович Ушаков.

В настоящее время причт в церкви состоит из следующих лиц: священник, благочинный Дмитрий Петрович Ушаков, окончивший курс в Тверской духовной семинарии, в службе с 1872 года; диакон Л.И. Кудрявцев, окончивший курс в Краснохолмском духовном училище; псаломщик И. Шемятов, из 2 класса Краснохолмского духовного училища.

На довольствие причта при церкви 32 десятины земли. Хотя земля в Весьегонском уезде не отличается плодородием и только при усиленной обработке и удобрении дает удовлетворительные урожаи, но все-таки сельское хозяйство имеет немаловажное значение в быту местного причта. Небогатый Туханский приход не может обеспечить свой причт в материальном отношении, последний вынужден обрабатывать свои поля собственными руками. Только при таком способе ведения полевого хозяйства можно надеяться на более или менее значительные выгоды.

Образ жизни Туханского причта в страдное время ничем не отличается от образа жизни местного крестьянина. Сельское хозяйство как в Туханском приходе, так и во всем Весьегонском уезде, за отсутствием отхожих промыслов, поддерживается упорным трудом и находится в удовлетворительном состоянии. Сыроварение и маслоделие довольно широко развиты в уезде, что служит свидетельством избытка крупного рогатого скота, а это в свою очередь о трудолюбии и успешном ведении сельского хозяйства.

Туханский приход чисто русский. Туханский крестьянин живет тем, что дает ему сельское хозяйство и довольствуется удовлетворением только самых насущных потребностей. В его быту везде видна простота и нетребовательность. Одежда крестьянина: простое деревенское сукно и полотно собственного приготовления, еще не вытеснены фабричными суррогатами. Русский кафтан и поддевка довольно упорно соперничает с немецким пиджаком, а сарафан не хочет уступать своих прав изменчивым произведениям французской моды. Продукты городской цивилизации с величайшим трудом проникают в нашу деревню. Даже самовар в Туханском приходе встречается достаточно редко, а двадцать лет назад о нем не имели понятия.

Влияние столичных городов не коснулось нравов туханских жителей и не оказало своего тлетворного влияния. Случаи нарушения супружеской верности или самовольного раздельного проживания супругов явление в высшей степени редкое или даже исключительное. Не так часты здесь семейные разделы, возникающие лишь в силу необходимости. Случаев профессионального нищенства или скитания без определенных занятий в Туханском приходе не наблюдается. Слишком редки случаи конокрадства, похищения чужой собственности, не говоря уже о кражах церковных.

К числу добрых нравственных качеств прихожанина нужно отнести гостеприимство, радушие и доброжелательное отношение чужому человеку, при чем без всякой корыстной цели. Но всего дороже, что туханский прихожанин сохранил благочестие. Туханские прихожане усердно посещают церковные богослужения, свято исполняют долг исповеди и святого причастия. Строго соблюдают посты, установленные святой Церковью. О благочестии туханских прихожан свидетельствует обилие часовен. Которых в приходе пять, в деревнях: Ольховец, Матвейцево, Сыропятово, Подберезье и в селе Тухани.

Туханская часовня, посвященная памяти святых апостолов Петра и Павла, находится в одной версте от села, на земле князя Ухтомского. Она построена из дерева, на берегу маленькой речушки Любушки, над ключом с прозрачной и всегда холодной водой, которая по желобу струится из-под часовни. В полу часовни устроен люк, через который ежегодно в день святых апостолов Петра и Павла, совершается освящение воды в источнике. Этот день особенно торжественно празднуется в Туханях, в часовню совершается крестный ход, установленный со времени ее освящения. В Ильинскую пятницу вокруг села совершается ежегодно крестный ход. Крестный ход установлен в связи с пожарами, неоднократно случавшимися в селе. После каждого пожара несколько семей из села Тухани выселялись в деревню Волховец. Предположительно пожары были в 1799, 1828, 1840, 1849 годах. В эти годы населения в Туханях убыло, а в деревне Волховец прибыло. Поэтому не удивительно, что туханские жители, устрашенные таким частым посещением гнева Божьего, усвоили обычай ежегодно обходить с крестным ходом вокруг села.

В Туханском приходе две школы. В деревне Никитино открыта земством в 1898 году. В Туханях школа существует с 1872 года. Своим созданием школа полностью обязана священнику Дмитрию Петровичу Ушакову.

До поступления в село Тухани о. Дмитрий Ушаков служил диаконом в церкви села Введенье-Дымцево Бежецкого уезда, где открыл для детей школу грамоты и был в ней учителем. Прибыв на новое место службы в село Тухани, он прежде всего озаботился устройством школы в данном поголовно безграмотном приходе. Помещение бесплатно отведено в церковной сторожке. Учителем стал сам о. Дмитрий, с помощью псаломщика Самсона Воскресенского, получавшего вознаграждение от родителей учеников и частично от священника.

В первый же год школу посещали более 40 учеников и учение шло успешно. Туханская школа принесла немало пользы своему приходскому населению. Она дала многим крестьянским детям грамотность и стала предшественницей земской школы. Устроенная о. Дмитрием школа грамоты пробудила у местного населения симпатии к просвещению. Туханские крестьяне перестали считать просвещение делом лишним и не нужным в быту. Крестьяне единодушно выразили желание устроить новое школьное здание и дали обязательство помогать при строительстве деньгами и личным участием. Существенную помощь оказал князь М.С. Ухтомский, принявший на себя заведование строительством школы. Место для школы пожертвовано строителем, лес куплен на средства церковного попечительства, вывезен самими прихожанами. Помимо этого, устроен подушный 10 копеечный сбор.

В 1877 году в селе Тухани появилось очень приличное школьное здание, с квартирой для учителя. Таким образом, в селе Тухани земская школа возникла по инициативе и при энергичном содействии местного священника.

В заключение сего повествования отметим знаменательные события, о которых туханские прихожане на многие годы оставляют светлые воспоминания.

В 1892 году церковь посетил Преосвященный Гавриил, епископ Старицкий.

В 1898 году посетил Тухани Высокопреосвященнейший Дмитрий Архиепископ Тверской и Кашинский.

Священник А. Ушаков.

ИСТОЧНИК:

«Тверские епархиальные ведомости», 1901. №17.

Фото с сайта Тверские своды

 

Елена Селифонова. Кесьма. Библиотека.

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей