Усадьба Ёгна

Усадьба стоит на восточном краю села Ёгна.  

Дом западным фасадом обращён в сторону деревенской улицы, от которой он отделяется зарослями кустарника. Восточным фасадом здание выходит на лужайку перед расположенным к юго-востоку липовым парком.  С запада парк ограничен однорядной посадкой из лиственниц, а к востоку от него высажена небольшая лиственничная роща. Парк разбит на склоне, полого спускающемся к оврагу с ручьем Желегость, на другой стороне которого стоит церковь Покрова в с. Макарове.

Усадебный дом «Колыбели» (усадьба Ёгна). Фото 80-х годов XX века.

Первым владельцем стал старицкий помещик  Иван Климентьевич Десятов. К середине XIX в.  усадьбой владел правнук Ивана Климентьевича —  Эпафродит Николаевич Десятов. В конце XIX — нач. XX вв. принадлежала Гронской Юлии Эпафродитовне — дочери прежнего владельца, вышедшей замуж за весьегонского помещика Гронского Павла Ефимовича.

После смерти Юлии Эпафродитовны в конце первого десятилетия XX в. усадьба была разделена.

Восточный фасад двухэтажного объема. Фот. 2007 г.

Прежние строения — собственно усадьбу «Ёгны» — унаследовала дочь Юлии Эпафродитовны и Павла Ефимовича Гронских Мария Павловна

Рядом с ними в 90-х гг. XIX в. был построен новый усадебный дом, названный «Колыбели». При разделе он достался будущему профессору права и депутату IV Государственной Думы Гронскому Павлу Павловичу.

Павел Павлович Гронский

В 1899–1917 гг. в Ёгнах, в гостях у Гронских, неоднократно проводил летние месяцы известный художник И.Я. Билибин.

Иван Яковлевич Билибин

По свидетельству И.Е. Мокина, жил он во время своих приездов в мезонине усадебного дома.

 Николай Павлович Гронский, талантливый, но рано ушедший из жизни поэт, чьё имя тесно связано с именем Марины Цветаевой, так писал о Ёгнах:

Есть Весь, что на реке Егони,
– Здесь славянин, и мерь, и чудь,
И финский нож в карельской крови,
Татарский мат и русский рубль.
................................................
Но есть ещё в лесах курганы
И есть часовенка в бору,
И сколько звона в звуке Звана –
Реке червонной ввечеру.
 
Отрывок из стихотворения Н.П.Гронского "Россия" 1929 г.

В советское время к северному и южному фасаам хозяйственной части дома сделаны небольшие пристройки, вход на восточном фасаде переделан в окно. Стены здания рублены из бревен (перерубы из лафета) с остатком и поставлены на кирпичный цоколь с валунами в основании.

«Редчайший пример деревянного усадебного дома, в архитектуре которого отразилось влияние северного модерна; отличается асимметричной композицией плана и живописной компоновкой масс при сдержанности наружного декора.

Общая композиция дома имеет форму, близкую Г-образной и вытянутую в направлении север-юг. Ядром ее служит двухэтажный объем, расположенный на поперечной оси композиции. Его верхний этаж можно рассматривать как мезонин относительно примыкающих с обеих сторон одноэтажных крыльев разной ширины. К более узкому (северному) крылу под прямым углом примыкает пятистенок с сенями, имевший, по-видимому, хозяйственное назначение (кухня?). Все объемы завершены крутыми двускатными кровлями, придающими дому выразительный силуэт. Поперечный объем и южное крыло отличаются по сравнению с северным крылом и хозяйственной пристройкой более нарядным обликом. Выступы верхних венцов на углах и перерубах постепенно удлиняются, образуя плавно изогнутые кронштейны, поддерживающие навес карниза. Между ними навес поддерживают дощатые кронштейны такой же формы. Входные проемы (посередине южного торца и на восточном фасаде) и широкие окна с лучковыми перемычками обрамлены профилированными наличниками с вогнутым нижним обрезом и щипцовым навершием. Наличники украшены фигурными ушками, а щипцы — скромным резным подзором. Поперечный объем, выступающий в виде ризалитов на продольных фасадах, выделяется трехчастными окнами первого этажа. Окна северного крыла и хозяйственной части прямоугольные, заключенные в простые профилированные наличники. Выразительный декоративный эффект создают вогнутые обрезы дощатой обшивки подкровельных фронтонов (за исключением северного торца), образующие своеобразную трехчастную аркатуру.

Внутренняя планировка, образованная капитальными стенами, полностью сохранила свою первоначальную структуру. Помещения первого этажа последовательно соединяются между собой проемами. В южном крыле три комнаты расположены по сторонам связанных между собой сеней-коридора с выходом на юг и сеней-холла с выходом на восток. Холл соединяется также с центральным помещением поперечного объема. Северное крыло занимают два помещения на всю его ширину и три небольших комнаты в торцовой части. В одном из первых установлена деревянная лестница на мезонин. В хозяйственной пристройке, отделенной сенями, - два помещения.

Стены внутри отесаны и первоначально, по-видимому, не имели никакого оформления (существующие обои — советского времени). В интерьере сохранились четыре кирпичные побеленные печи (одна из них диагональная, другая имела облицовку из белого кафеля), филенчатые двустворчатые двери, дощатые полы с фризом; потолки обшиты досками».[2]

В настоящее время усадьба разрушается.

Усадебный парк имеет статус памятника природы.

 

ИСТОЧНИКИ:

1. Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: ИД "Ключ-С", 2010. - 450 с.

2. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 3. /Отв.ред. Г. Смирнов - М.: Индрик, 2013. – 752 с. : ил.

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей