Успенская церковь в деревне Баскаки
Церковь расположена в центре села Баскаки, известном с 1455 года, у дороги Весьегонск – Тверь.
В 16 в. в Баскаках находился деревянный храм Георгия Победоносца, исчезнувший к началу 17 в. В 1600 г. на средства прихожан здесь была построена деревянная церковь Николая Чудотворца с приделом Екатерины. Предположительно в сер. 17 в. её заменили Никольским храмом с приделом Георгия Победоносца, а в 1733 г. Никольский храм выстроили заново.
Во 2-й половине 19 в. вместо Никольского храма на средства прихожан построили каменную церковь Успения с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.
Строительство началось в 1863 году и практически завершилось в 1873г. Проект новой колокольни был составлен в 1871 г. Никольский придел освятили в 1873г., Сергиевский – в 1878 г., храм – в 1885 г.
В 1896-99 гг. перед южным, северным и западным входами сделали крыльца с металлическими зонтами. В 1889-1901 году территроию церкви обнесли каменной оградой с железными решётками, которая была разобрана в советское время.
Успенская церковь (с. Баскаки).
Церковь Успения кирпичная, оштукатуренная, построена в стиле позднего провинциального классицизма, отличается характерными для середины XIX в. Крупными монументальными формами.
Успенская церковь — один из лучших храмов своего времени в Весьегонском у., центр богатого прихода, получившего в нач. XX в. два штата священнослужителей.
«Успенская церковь типична для позднего классицизма. Трёхчастная объёмно-пространственная композиция здания состоит из одноглавого храма с полуциркульной апсидой, обширной трапезной и трёхъярусной колокольни. Высокий четверик храма увенчан световой ротондой и небольшой главой.
Трапезная значительно шире четверика. Динамичная по силуэту и пропорциям колокольня завершена гранёным шпилем. Её резко убывающие по объёму ярусы прорезаны арками.
Оформление фасадов скромно и характерно для сельских храмов позднего классицизма. Ведущие элементы декора — парные угловые пилястры, филёнки, арочные окна, тяги простого профиля.
Более насыщен декором четверик храма. Аттик его обработан большими полуциркульными нишами с живописью в тимпанах.
Бесстолпное пространство храма перекрыто куполом».
Одновременно со строительством храм целиком расписали мастера одной артели, работавшие в академической манере чистыми звучными красками. Храм был расписан и снаружи, но от тех росписей ничего не сохранилось.
Большие площади стен храма позволили разместить крупные композиции, в основе которых были использованы гравюры Ю.Ш. Карольсфельда, даже теперь поражающие своей красотой и силой. Лучшая композиция (хорошей сохранности) — Рождество Христово расположена на северной стене.
На западной плохо сохранилась Нагорная проповедь, на южной и в алтаре все утрачено. Неплохо сохранились арки, где можно увидеть изображение Михаила и Арсения Тверских и святителя Николая, видны также и два из четырёх евангелистов в парусах (Матфей и Иоанн).
Огромный купол имеет сложную композицию: в барабане написаны апостолы, а в куполе — четыре сюжета «небесных» по месту действия: Вознесение, Преображение, Откровение Иоанна Богослова, Вознесение Марии. В трапезной уцелело несколько фрагментов ветхозаветных сюжетов, но почти вся живопись утрачена: состояние сводов трапезной очень плохое.
От крылец перед южным, северным и западным входами в церковь сохранились гранитные площадки и ступени.
Использованная литература:
1. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. - 772 с.
2. Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: ИД "Ключ-С", 2010. - 450 с.
3. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 3. /Отв. ред. Г. Смирнов - М.: Индрик, 2013. – 752 с. : ил.