В ночь на Ивана Купалу. Обычаи, традиции.

7 июля - Иоанн Креститель, Иван Купала. По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца, которые дают жизнь всему живому. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через костры бросали венки, прыгали. Купались в росе и воде.

Водили хороводы. Огни, зажигаемые в Иванову ночь, почитались в прежние времена чудодейственными.

Вот какой рассказ был записан со слов Клавдии Ивановны Шароновой во время одной из фольклорных экспедиций в деревню Крешнево (сохранены все особенности речи)

- Бывало, в праздник Ивана Купала парни хватают молодух и купают их в реке. И за девками парни бегали с ведрами, обливали их водой. Мужики баб купали в реке, а бабы - мужиков. Так веселились до вечера.

Вечером помоемся в бане, а потом бежим на речку варить кашу. Захватываем молока, крупы какой, соли, кто яиц берет, кто чего.

Приходим на берег, разделываем костер. Варим кашу, пляшем, песенки поем. К одиннадцати ночи должна поспеть каша. И все из одного котла едят кашу. В полночь, в двенадцать часов идем собираем по речке ивановского червячка-светлячка. Светлячкоф боле всеф у реки. Он такой светлый-светлый, очень красивый. Когда по реке-то идешь, и светлячок в папоротнике найдетцы - это к счастью. И если кто найдет ивановского червячка на цветке - то он тоже, значит, счастливый. А кто найдет на траве - у того счастья нет. Так гадали на Ивана Купала несемейные, молодежь - парни, девки. Вот и бегут в полночь искать светлячка, друг друга перегоняют, друг друга пихают, всем охота первым! Визготни по реке - ужас один! Очень было весело. Всю ночь гуляли, пока светло не станет.

И еще был обычай. Чтобы хорошо рос лук в огороде, обязательно надо было на Ивановой неделе утащить из чужого огорода, у кого хорошо растет лук, хоть луковицу, хоть перо сорвать. Бывало парни, девки говорят: «Лук пойдем воровать!» Кто ответит: «Пойдем!», кто - «Не пойдем!» Ну, ведь и воровали не так, чтобы… Перушко, ну, гнездушко вытащим. Драли - опять побежали. За это не ругали, что, дескать, лук воруют. Так гуляла молодежь, а молодежи стареньки говорили, что вот такое дело делали раньше. Так и мы делали.

Были, правда, в деревне дед с бабой - Дарья да Иван. Такой у них хороший лук рос! Так они на Ивана Купала сторожили-сторожили огород, да отошли. А у них и вытащили два гнезда луку. После они говорили, что у них плохо стал расти лук.

На Ивановой неделе собирают березовый лист для лечения. Заготавливают березовые веники. И еще сочают сосновый сок, сладкий-сладкий-сладкий! Вот в молодости я была, прямо не можешь дождатцы, ковда будет день Ивана Купала, у нас купальное воскресенье называлось.

Мы до купального воскресенья дожидаемси, первой гром прогремел, говорят: сок уже есть. А еще товда много пашни было, надо сперва обработать. А в выходной день и в праздник не работали. Вот и пойдешь в купальное воскресенье за соком. Сосну срубишь, берешь блюдо и ниточку с собой посочаешь, наешься и домой принесешь, детям дашь.

А сочали так. Сосну-то отрежешь, кожуру отнимешь и ниткой катушечной или чем-нибудь, хоть ножичком, сочаешь. Потому что сосновый сок никак не возьмешь, только ножом или ниткой. Он толстый такой сок, и даже разжуешь его, токо хруп, хрупоток идет. Это березу режут, так каплет сок, а сосновый сок сочаешь ножиком или ниткой. И кладешь еще даже поверх чашечку какую-нибудь или блюдо, кружечку.


 

«Весьегонская жизнь», 1992 год

фото интернет

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей