В школу
Друзья! С радостью предлагаем вашему вниманию ещё один рассказ Н.А. Тюльпак.
Летом было принято решение: Валя идёт учиться.
В конце августа, в основном управившись с сенокосом, начали готовиться к школе. Мать привезла из Красного Холма деревянную ручку, перо № 86 «лягушка» с нажимом, чернильницу – непроливайку и чернила. Другие перья – «рондо», а позже «звёздочку» позволяли только в старших классах. Тетрадей не было. Отец нарезал и сшил тетради из остатков обоев, что давно привёз дядя отца из Москвы. Налинеил строчки в тетради по письму, в другой клетки – для математики, провёл узенькие (для экономии) поля. Счётные палочки сделал из лёгких и гладких стеблей малины.
Сумку мать сшила из краёв старой клеёнки. Смастерила суконную лямку, отстрочила два кармашка. Один для бутылочки с чаем, другой для чернильницы. И ещё сшила новое платье. Бабушка переслала ситец с оказией из Чернавы. С круглым воротничком, карманы с двух сторон. Пуговиц не было, сшили тяпочные. Платье было жёсткое ещё не видавшее воды, пахло краской и радостью.
Счастье ожидания нового, предвкушение неведомого, одолевало девочку. Она торопила время, плохо спала по ночам. Думала и думала о новом этапе своей маленькой жизни. Учиться ей очень хотелось. Она уже знала несколько букв, отец показывал. Но ей очень хотелось самой научиться чтению.
Вот и настал тот долгожданный счастливый день – первое сентября!
Собирались всей деревней. Первоклашки держались отдельной стайкой, прислушиваясь да приглядываясь к старшим. Но себя они ощущали взрослыми. Шутка сказать – школьники!
В первый класс из деревни Петелёво собрались: Бобкина Люся, Зайчикова Галя, Комарова Зина, Кузнецова Нина, Дмитриева Валя. Из Якушина присоединились: Рахманова Люся, Зайчиков Петя, Хорошулина Галя, Кукушкина Люся.
Встречала новых учеников добрая, улыбчивая Нина Ивановна Фоканова. Жила она с матерью и братом в Попадино. Брат работал председателем сельского совета. Нина Ивановна учила два года: первый и второй класс. Потом они всей семьёй уехали. В третьем и четвёртом классе учила Ваулина (Садикова) Татьяна Ивановна.
И вот первый урок… Сели за массивные парты с поднимающимися тяжёлыми крышками и полочкой под партой. Класс был большой. Пошли учиться ещё довоенные дети: 1938, 1939 года рождения.
Валя замирала, когда Нина Ивановна что-то говорила или рассказывала.
- Сколько же помещается в её голове знаний всяких, - с восхищением думала девочка. Голова-то, как у всех?!
В глазах ребёнка она казалась сверхчеловеком. Её красивое платье, белоснежный носовой платочек, который она доставала из кармана, кружевной воротничок, ладные туфельки, аккуратная причёска – заметно выделяли её из людей, которых видела Валя ежедневно в деревне. Девочка даже представить не могла, что учительница, как все люди, сидит за обеденным столом, ест суп, что она умывается… Необыкновенность учительницы никак не вязалась у Валюшки с простыми бытовыми вещами, словно она прилетела с другой планеты учить детей. Что видела Валя в своей деревне? Колхозников, тяжёлый бесконечный труд от темна до темна. Грязную одежду, порой крепкие выражения, неустроенный быт, бедность… Конечно, следили за чистотой одежды, но сшита она была из грубых, простых тканей, какая уж тут красота и кружева совсем не к месту. И что знала она до сих пор? Сказки, что жили в старой книжке у бабы Анны в Чернаве. Это, вероятно, память о детстве её погибшего сына Григория. Книжку ту привезли с Кавказа, где давным-давно военным служил покойный муж бабушки. Книжки, взятые в передвижке, что порой читал по складам вслух отец, были взрослые. Валя любила их слушать, но не всё было вних понятно. А тут на неё двинулась лавина нового, интересного. Будто летний ливень обрушился тёплой, чистой живительной влагой. Всё было ново, увлекательно. Может потому и запомнилось на всю жизнь.
Писать начали карандашами. Самые первые тетради раздала учительница. В них она красными чернилами прописала палочки да крючочки, элементы букв, а потом и сами буквы. Их Валя писала быстро и красиво, а почерк вырисовывался понятный и ровный. Её пальчики были ловкие, закалённые домашними делами. Когда перешли на свои тетради и стали писать чернилами, стало куда сложнее. На изнаночной стороне обоев писать было легко, а цветная лицевая (сиреневая)сторона была мягкой и чернила расплывались. На это Нина Ивановна, понимая, не обращала внимания. Но было неаккуратно. У многих и обоев не было, писали на газетах, кто поперёк строк, кто между строк. И то, и другое было очень неудобно.
Когда Валюшка училась уже в классе третьем, приехал в гости брат деда Михаила – Иван Дмитриевич Павлов из Москвы. Он привёз для ученицы настоящие тетради. Осталось только отчертить поля. Линеечки ровные, клеточки аккуратные, бумага белая, чернила не расползаются. Радости было больше, чем от гостинцев городских. По осени (на запас) делали чернила из крушины. Когда собирали её, наедались до черноты ртов и до слабости желудков. Чернила были бледнее обычных, но, при необходимости, выручали. Учебников было мало. Давали по одному, реже по два учебника на деревню. В ясные сухие дни осени и весной делали уроки все вместе в канаве, у развилки дорог на Якушино и Петелёво. Канава была глубокая, вставали в неё, тетрадки клали на бережок, как на парту, располагали непроливайки и писали. Кто-то диктовал из книги, все работали. Потом «учитель» менялся. Очередность соблюдалась. В плохую же погоду учебник «ходил» по деревне. Вале приносили в последнюю очередь, она сама просила, так как уроки садилась делать, когда заканчивались домашние дела и все ложились спать.
Подготовила Валентина Ковальчук, библиотекарь Ивангорской сельской библиотеки