Валенки

Какое родное и теплое слово! Валенки - это не только удобная, мягкая и полезная обувь, но и символ подлинной России с ее широкой душой, веселыми песнями и бескрайними просторами. Нет ничего более исконно русского, чем валенки. Сохранять их - значит сохранять русскую культуру ...

Эх, как хорошо пройтись в них в морозный день по скрипучему искрящемуся снегу, прислушиваясь их неторопливому говору.

История появления валенок уходит далекое прошлое Предки валенок - войлочные сапоги, существовали еще пятом веке до нашей эры на Алтае. Они были сшиты из кусков войлока, что делало их не слишком крепкими. Лишь 18 веке валенок приобрел свой нынешний вид. Производство валенок распространилось по всей Руси, им занимались и отдельные умельцы, и целые деревни Методы изготовления валенок были общими, но называли их везде по-разному В Поволжье - «катанки». на Орловщине - «валенухи». в Сибири - «пимы», а кое-где - «теплоходы». Существует легенда, что Петр Великий лечился от похмелья валенками. надетыми на босу ногу и горячими щами. Действительно, врачи подтверждают неоценимое влияние этой обуви на здоровье Обутая на босую ногу валяная обувь оказывает массажное воздействие, улучшая циркуляцию крови. А для страдающих артритом и ревматизмом валенки порой - единственное спасение. Эта уникальная обувь без шва и рубца любима всеми от мала до велика. С валенками было связано немало поверий. например, с переездом в новый дом валенок торжественно несли впереди - считалось, что в нем едет домовой, жених с невестой, сговариваясь о свадьбе, дарили друг другу валенки. Потом в этих подарках старались не ходить, берегли, поскольку верили - сколько продержится дареная обувь, столько и проживет супружеская любовь.

В нашем Весьегонском крае этот промысел под названием валенковаляние был особенно развит с середины 19 века. В краеведческом словаре, составителем которого является Г.А. Ларин, указано, что шерстобиты, в том числе валяльщики зимней обуви жили деревнях Сбрындино, Троицкое Александрово, Лукино Ивановского сельсовета. Вороново Кесемского сельсовета. Макарино Егонского сельсовета. Ремесло передавалось из рук в руки по наследству. Например, семья Кудрявцевых. живущая в Весьепоиске, сохранила эти традиции. Василий Михайлович Кудрявцев до сих пор хранит реликвию отца и деда шерстобойную машину, колодки для валенок, большие и маленькие. чесальную щетку. Он с большим удовольствием поведал нам о технологии изготовления валенок. Труд этот нелегкий: вначале необходимо шерсть разбить. выцарапать грязь, тщательно очистить от мусора, чтобы не было в ней репьев и органических примесей, которые отрицательно влияют на качество и обладают неприятным запахом. Для изготовления валенок используется весенняя и осенняя шерсть. Они отличаются по теплоте, по вязкости. По этим параметрам шерсть осенняя лучше, она более грубая, значит, валенки из нее более ноские. Чтобы валенки были помягче, применяют и ту, и другую шерсть. «Весенняя шерсть» (та, которую овцы отрастили за зиму), в отличие от «осенней» - более длинная, в ней много пуховых волокон. Различается шерсть и в зависимости от породы овец грубая, полугрубая и тонкая. Далее в ход вступает шерстобойная машина, с помощью которой шерсть рыхлят, очищают, треплют и перемешивают. Работают двое. Один подкладывает, другой крутит барабан. Стол движется, шерсть идет под барабан. Путем этих операций получается однородная масса, которая должна вылежаться около суток. Потом в ход идут чесальные щетки, шерсть прочесывается и готова к дальнейшему процессу. На весах-утятах взвешивают шерсть. Согласно рецепту, составляется определенная пропорция из «осенней» и «весенней» шерсти. От рецепта и точности его исполнения будет зависеть цвет и мягкость будущих валенок. Для детских валенок идет примерно 1600 граммов, для взрослых - 2300-4000. Шерстью оборачивают несколько раз матерчатый чехол. Таким образом, получается ватная заготовка голенища, называемая колпаком или конусом. Далее вручную формируют подошвенную, носочную и пяточную части валенка - эта операция называется заростка головки. Чтобы ее проделать, нужно обладать немалым опытом и ловкостью рук. Войлочную заготовку требуется свернуть так, чтобы в будущем из нее получилась головка валенка, причем нужного размера и толщины. Полученная в результате заготовка, называемая основой, более всего похожа на войлочный носок гигантского размера. Чтобы этот носок превратился в плотный валенок, он должен пройти огонь, воду и ... деревянные валики. В котел с горячей водой опускают заготовки, предварительно добавив в воду мыло, щелок и слабый раствор серной кислоты (купорос) для лучшего сваливания (на ведро 100 г серной кислоты). Периодически заготовку вытаскивают щипцами и катают деревянным валиком (кругляшом). Считается, что выкатываешь кислую (мертвую) шерсть. При катании шерстинки скатываются. Катают 1,5-2 часа. В результате в горячей воде, подвергаясь ударным воздействиям, происходит окончательное уплотнение и усадка валенка. Наш гигантский носок становится похож на маленький бесформенный сапожок. Он уменьшается более чем в 10 раз. Следующий этап заключается в придании формы валенку Валенок насаживают на деревянные колодки. У Василия Михайловича Кудрявцева хранятся деревянные колодки разных размеров - от самых маленьких до самых больших. Колодка состоит из четырех клиньев с интересными названиями: задок, средник, передок и лысок (головка). Если требуется шире голенище, то вбивают клин между ними. Работают насадчиками обычно люди недюжинной силы. Насаженные на колодку валенки отправляются в печь до полного высыхания. Посушившись несколько часов, валенки, как румяные пирожки, вытаскивают горяченькие и почти готовые их снимают с колодки и отправляют на чистку пемзой.

В.М. Кудрявцев так интересно рассказывает об изготовлении валенок, демонстрируя сопутствующий этому процессу инструментарий, что к нему можно было бы водить экскурсии. Это так интересно!

Простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надежны, как он, не подведут в трудную минуту. Навсегда вошли присказки в наш язык «Прост, как валенок», «Ваньку валяет». «Не мытьем - так катаньем» А кто не знает русской народной песни «Валенки» и сколько частушек на эту тему! Вот некоторые из них.

Чтоб в тепле ходить зимой,

Подарил мне милый мой

Не цветочек аленький,

А простые валенки.

 

Если сильно влюблены,

Нету валенкам цены,

Можно друга целовать,

До утра всю ночь гулять.

 

Ах, валенки дареные,

Как в дом войти тайком?

Меня маменька грозит

Погладить голичком.

 

Есть еще одно знаменательное место в нашем Весьегонском крае, где изготавливали валенки – это деревня Камень, знаменитая Троице-Пятницким монастырем, канувшим в лету Тайна этого монастыря еще не разгадана до конца. История его складывается по крупицам. Пока здравствуют жители этого удивительного места, нам обязательно надо узнать больше о жизни на Камне. Известно, что в предвоенное и военное время здесь работал промкомбинат, где занимались и витьем веревок, и валенковалянием. На берегу реки Суховетки располагалось низкое одноэтажное здание, где в вытянутом помещении находились большой котел, печка. Во время войны работали одни женщины – от 14 лет и старше. Каждый занимался своим делом. Своими воспоминаниями поделились сельские жители, которые работали во время войны в цехе по изготовлению валенок. Это Валентина Ивановна Решетова и Зоя Савватеевна Кривовцева (в девичестве Кротова). По их воспоминаниям, в промкомбинат приходили из соседних деревень: Борщево, Комлево, Лопатиха, Ананьино, Поповка, Вошкино, Волотово и др.

Мужчин во время войны не было, поэтому вся тяжелая работа ложилась на плечи женщин. Работали примерно 20 человек в одном помещении, кипела вода в большом котле, топилась длинная печь. Неприятный запах, пар, жара в помещении не снижали их работоспособности. Смех, шутки, песни помогали женщинам справляться с этим непосильным трудом. У каждой работницы были клеенчатый передник, платок, рукавицы.

Мастер Мария кроила и заделывала колпаки, а подмастерья стирали их. Рабочий день начинался с восьми утра, а заканчивался в шесть часов вечера. Заказы на изготовление валенок шли от государства (для солдат), план составлял одну-две пары валенок в сутки на каждого. Выполненные заказы возили в деревню Овинище. Кто помоложе, были заняты на последней стадии изготовления валенок - чистке валенок пемзой. Потом подбирали пару и складывали валенки в кладовую. Для каждой работницы полагалась одна пара валенок в год.

О промкомбинате на Камне вспоминает Валентина Ивановна Решетова из деревни Ананьино:

«Помню, в конце 30-х годов был сильный град, все выбил в огороде. Пришлось мне, тогда несовершеннолетней, 19 августа 2008 года идти на заработки к Ивану Михайловчу Парашкину, директору промкомбината. Возила дрова на лошади для «колпавалки». Потом уже позднее, после возвращения из блокадного Ленинграда опять попала на промкомбинат, где стирала заготовки для валенок. На обед брали все с собой яйца, молоко, хлеб -- вот была наша пища. Грели самовар.

Кто далеко жил от Камня, ночевали в общежитии на горе. После войны начали делать эксклюзивные валенки. Мода тогда была на «заколенники». Своему брату Анатолию я сваляла такие валенки, в которых он щеголял на беседах. В зимние долгие вечера все ходили на беседы, которые, конечно не обходились без валенок. Девушки рассаживались с прялками, наряженные кавалеры развлекали их. Работали и гуляли одновременно. Слышно было отовсюду, как гармонь играет да пляс идет. А бывало, надоест парню девку ждать, возьмет, да и подожжет валенок, чтоб без работы была, ему внимание уделяла. И была у нас дразнилка для нерадивых работников: «Катал, катал, ничего не укатал».

А вот что вспоминает жительница деревни Малое Фоминское Зоя Саввтеевна Кривовцева (уроженка деревни Камень):

«В промкомбинате я и валенки катала, и веревки вила. Работала со своей сестрой Ниной. Стирать заготовки было тяжело. Окунешь их в горячую воду, потом вынешь и катаешь Так несколько раз, пока не затвердеют. Конечно, руки были обожженные, в волдырях, но привыкаешь и этого уже ничего не замечаешь А потом валенки на насадку сажали и в печь. Всегда был человек, который следил, пока они не высохнут. Чтобы выделить какую-нибудь пару валенок, добавляли в воду ольховую кору, и валенки приобретали коричневый оттенок». Валенки носили примерно 10 лет, подшивали их из старых голенищ, когда они снашивались. В годы Великой Отечественной войны на фронт отправлены десятки миллионов пар валенок. Может, среди них каменские валенки согрели многих солдат на войне. Немцы, воевавшие зимой в сапогах, считали валенки ценным трофеем и выменивали их друг у друга на часы и портсигары. После войны мода на валенки окончательно стерла грань между городом и деревней. Только в городах их носили с калошами. Валенкам и сейчас отводится почетное место.

Марина Сабурова С.-Петербург

ИСТОЧНИК: газета «Весьегонская жизнь», 2008 г.

Подготовила Светлана Демидова

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей