Вениамин Флейшман

В 1931 г. в Весьегонске жил Вениамин Флейшман. Он окончил в 1929 г. в Бежецке девятилетку, стремился получить музыкальное образование. Но родители хотели, чтобы он учился на инженера. Против воли родителей Вениамин уехал в Ленинград, поступил в подготовительную группу музыкального училища, но без стипендии и помощи родителей проучился месяц-другой и вернулся в Бежецк, где и поступил на учительские курсы.

В 1930 г. он окончил курсы и один год работал в нашем районе учителем в Мосеевской начальной школе. Детей он любил.

“В те годы мы, учителя, много работали среди населения по коллективизации сельского хозяйства, — вспоминал К.В. Манжин. — Флейшман умело проводил собрания в деревнях, выполняя задание сельского Совета. Он пользовался авторитетом среди населения. Да и как не уважать такого человека, который со всеми был прост, делился всем, что у него было.

Помню, как-то я достал десять восьмушек махорки и две отдал Вениамину. А он на второй день приходит ко мне и просит закурить. Оказывается, махорку он разделил мужичкам, которые были тоже без табака. А однажды весной он отдал одному бедному парню лучшую рубашку и костюм, чтобы тот мог пойти на гулянье к девушкам в соседнюю деревню.

Правда, в школе у него дисциплина была слабовата. Тут простота его подвела. В первый же день занятий он представился ученикам не как Вениамин Иосифович, а Веней. Такое панибратство с учениками к добру не привело.

Он хорошо проводил уроки пения под аккомпанемент скрипки, руководил в школе хоровым кружком, но в учительской работе разочаровался и перешёл на работу в Союз безбожников.* Но и там недолго проработал.

*Между прочим, атеистическая пропаганда в районе не имела особого успеха. Так, например, в Пленишниковском с/с в 1931 г. не было выписано ни одной газеты “Безбожник”, а в почтовом отделении Гора был выписан всего один экземпляр. — Авт.

Из его письма в 1940 г. я узнал, что он учится в консерватории на композиторском отделении в классе Д. Шостаковича. Когда началась война, Вениамин Флейшман добровольцем ушёл на фронт и осенью 1941 г. погиб в боях.

Недавно я получил письмо от Д. Шостаковича, в котором он пишет: “Веня погиб давно, но его друзья и я помним его, любим и чтим его светлую память. Веня подавал большие надежды как композитор. Если бы он жил сейчас, то, несомненно, был бы в первых рядах советских композиторов. Он обладал огромным талантом. К моему большому огорчению, он оставил после себя мало произведений. Лучшее из них — это маленькая одноактная опера “Скрипка Ротшильда” по одноимённому рассказу Чехова. Написаны им также несколько романсов и фортепьянных пьес.

Музыковед А.Б. Лившиц написал книгу о композиторах, погибших во время Великой Отечественной войны. В этой книге есть глава о В. Флейшмане”.

В консерватории практиковались творческие публичные отчёты классов композиции. Состоялся показ работы со студентами самого молодого профессора консерватории Д.Д. Шостаковича.

Умел создать настроение в своих произведениях и другой композитор — Флейшман, студент 1-го курса. Его романсы на тексты Гёте и Лермонтова колоритны и оригинальны. (В одном музыкальном журнале было сказано, что его произведения слишком грустны и не вселяют в человека бодрости, уверенности и оптимизма… (Е. Лосото. Чеховский мотив // Комсомольская правда. 1968. 3 октября).

Молодая семья жила трудно. Жена Флейшмана Людмила училась на фортепьянном отделении консерватории. Но тогда как-то не принято было учиться на родительские деньги, и эти трудности даже с появлением дочери не угнетали. По-прежнему бегали на концерты, после которых потрясённый Вениамин не мог заснуть. По-прежнему каждая свободная копейка тратилась на ноты. По-прежнему “пирушками” считался чай с бутербродами и споры о музыке до рассвета.

Молодой композитор работал упорно, проводил за роялем по шестнадцать часов в сутки. Беспощадно уничтожал всё, что самому не нравилось. Но то, что приносил в класс, Шостакович часто проигрывал сам, радуясь свежему, оригинальному музыкальному языку, интересным образам, ненавязчивому национальному колориту.

Уже после войны стало известно, что Вениамин Флейшман погиб под Ленинградом в сентябре сорок первого. В том же году и тоже под Ленинградом погибли его старший брат Исай и муж сестры Дины Митрофан Славгородский.

В сорок втором под Воронежем не стало младшего брата Ильи.

В сорок втором учитель уже знал, что завершит работу своего ученика, о котором он сказал: “Его огромный талант, так много обещавший в будущем, погиб вместе с ним”. И этот Учитель сделал всё, чтобы то немногое, что успел создать ученик, не считалось “без вести пропавшим”.

В конце 1943 г. рукопись оперы была привезена Шостаковичу. Его работа свелась к тому, чтобы дооркестровать “Скрипку Ротшильда” и переписать карандашную партитуру.

Людмила Васильевна Флейшман, проработавшая всю жизнь в Кировском музыкальном училище, не вышедшая вторично замуж, рядом с письмами мужа хранит письма Д.Д. Шостаковича.

Борис Федорович Купцов 

ИСТОЧНИКИ

Купцов, Б.Ф. Весьёгонск. Вехи истории: кн. 2 / Б.Ф. Купцов; Отдел церков. археологии Свято-Успенского Старицкого монастыря. – Тверь, 2007. – 400 с.

Манжин К.Ученик Шостаковича // Ленинский завет (Весьегонск). 1966. № 5.

Брускова Е.Ученик Шостаковича // Советская культура. 1982. 15 мая.

Фотография с сайта Бежецкий край  Здесь можно прочесть другие статьи о Вениамине Флейшмане

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей