Владимир Фёдорович Отт

Любительское трио в Весьегонске. 1923-1940 гг. из фонда Весьегонского краеведческого музея им. А.А. Виноградова

Опытный педагог, имеющий высшее образование и учёную степень кандидата технических наук, Владимир Фёдорович преподавал в Весьегонской школе математику в старших классах. Ещё до приезда в город Весьегонск он в качестве доцента работал в Петроградском кораблестроительном институте.

Владимир Фёдорович Отт

Средней комплекции, высокого роста, он всегда носил морской китель, русские сапоги и форменную фуражку. По характеру малообщительный и к ученикам относился несколько сдержанно.

Среди очень многих людей существует мнение, что математика это сухая и скучная наука, не говоря уже о том, что она трудна в изучении. Это не так. Если последнее утверждение о трудности в изучении в какой-то мере имеет основание, то с первой частью утверждения согласиться нельзя. Дело не в том, что математика (речь идёт о математике в средней школе) сухая и скучная, а в том, что сама методика преподавания предмета математики скучная и сухая. В наше время занятия по математике, как правило, проходили неинтересно. За «деревьями» сухих формул и отвлечённых теорем, учащиеся не видели самого «леса» - явлений и процессов окружающей жизни. На эту сторону преподавания математики советское правительство уже в первые годы революции обратило внимание. Вот что сообщалось в бюллетене Комиссариата Народного Просвещения (1921 г.) в разделе об итогах работы в школах второй ступени (средних школ).

«У преподавателей-новаторов обучения математике работа характеризовалась стремлением возможно полнее раскрыть перед учащимися жизненно-практическое значение этой важнейшей школьной дисциплины. Передовым учителям, благодаря такому направлению преподавания, удалось разбудить у школьников живой интерес к математике. За отвлечёнными понятиями, формулами и теоремами этой науки… раскрывались явления и предметы окружающей жизни».

Так вот, Владимир Фёдорович и был таким преподавателем, который излагал свой материал интересно и доходчиво. На его уроках даже те ученики, которые не любили математику слушали внимательно и с большим интересом. Абстрактные математические формулы и строгие таблицы цифр, написанные на классной доске, становились для нас более понятными, а их знание ощущалось более необходимым после того, как Владимир Фёдорович давал краткие пояснения их применению в других науках, различных расчётах и практической деятельности людей.

В связи с этим вспоминается один из его уроков. На школьной доске одна за другой появлялись формулы тригонометрических функций. Обращаясь к ученикам, Владимир Фёдорович сказал: «Я вижу, что многие из Вас хотят спросить меня – зачем нужны эти синусы и косинусы?»

Все насторожились в ответ на неожиданный вопрос. А учитель в популярной форме рассказал, как ведутся расчёты морских кораблей и какую роль в этих расчётных формулах играют тригонометрические функции. Рассказ был таким наглядным и убедительным, что ни у кого из нас больше не осталось сомнений в том, почему вдруг синусы и косинусы так же нужны, как таблица умножения.

Вот ещё один эпизод из воспоминаний о Владимире Фёдоровиче. Однажды, это было зимним вечером, наш класс занимался во вторую смену. В конце последнего урока кто-то из одноклассников сказал, что Владимир Фёдорович иногда остаётся в школе и играет на рояле. Этот рояль, изготовленный известной немецкой фирмой «Беккер» был в хорошем состоянии и стоял в зале второго этажа. На том же этаже находился наш класс, в котором одноклассники и я остались слушать музыку.

Приоткрыв немного дверь классной комнаты, мы притихли. И вот Владимир Фёдорович начал играть. Огромная волна звуков ворвалась к нам в класс. Эти звуки окружили меня со всех сторон и стали пронизывать всё моё существо. В моём воображении возникали картины одна за другой: то мне слышался глухой рокот воды, низвергающейся мощным потоком с гранитных скал, то вдруг передо мной мчалась горная река, пенясь и разбиваясь на мелкие брызги. Я был очарован! Резонирующие пустые школьные помещения давали большой простор звукам рояля, приобретавшим таинственную окраску и невероятную окрыляющую  силу. Я впервые в жизни слушал такую музыку и тот эпизод оставил в моей памяти неизгладимое впечатление. Переживая игру учителя, я почувствовал, что музыка – часть души этого одинокого человека, а голосом прекрасного инструмента он как бы разговаривает с другом и передаёт своё мироощущение.

Коллектив учителей начальных и средней Весьегонских школ. 1940 год из архива М.М.Верхоланцева

Теперь уже трудно узнать (да и стоит ли это делать?) – какие обстоятельства привели из Петрограда в Весьегонск этого умного, образованного и одинокого человека. Куда он уехал из нашего города в середине 20-х годов и какова его дальнейшая судьба?..

Вспоминая Владимира Фёдоровича Отт, уместно привести слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Лишите человека всех его степеней и званий, материального благополучия и даже памяти, но если при этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, стремление к приобретению знаний, любовь к музыке, вкус к искусству, уважение к культуре прошлого, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка… вот это и будет интеллигент».

П.К. Соколов

ИСТОЧНИК: Родник знаний. Выпуск 2 [Текст].- Весьегонск, 2006.- 19 с.

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей