Воспоминания о прошлом или легенды?

Не оставили летописи свидетельств о прошлом, мало свидетельств и о более поздних годах. Поэтому мы не считаем достоверным присутствие татар в Баскаках или в Батеевке. Но что-то в этом есть. Жители заречных деревень рассказывали, как какой-то князь ехал на север через Мышью гору, а там за рекой Ягницей был низинный участок дороги. Так вот мужики из деревни Кузнечиха вымостили это место бутовым камнем, а место носит теперь название Дорбуч (дорога бученная). Действительно, под слоем песка виден бутовый камень.

Существует, например, предание, что подле Весьегонска в историческое время имелись два больших озера Желемья и Хлюпся, ныне умершие, превратившиеся в торфяные болота. Ещё недавно, как говорят, в этих болотах были открытые водные окна глубиной до 10 метров. В болоте, как писал, например, А.А.Виноградов, находили основы крупных лодок, на которых, как он считал, перевозили по озеру товары с острова на остров.

В 1913 году во мху около Красного Сада, где повёртка на Спас-Реню, нашли большие лодки, размером 9 метров длиной и 5 метров шириной, почти сгнившие. В 1925 году у Красного Сада прорабом П.П.Москвиным при лесоразработке была обнаружена большая лодка-завозня, дощатая, со шпангоутами. Через дно её проросла сосна возрастом до 150 лет. При обсыхании болота между Живнями и Подлесным также обнаружена лодка. (У «Кривых берёз»).

О нашествии поляков в 1612-1613 годах сохранилось много легенд. Ещё недавно матери утешали детей: «Тише, тише, а то паны придут, да заберут». Существует предание, что около Михалёва на реке Подёмке был монастырь, там лагерем стояли поляки, а потом монастырь с деревянным храмом Бориса и Глеба сожгли. История говорит твёрдо, что наш весьегонский край был в те годы разорён. В 1617 году в «Списке писцовых книг» о Веси Ёгонской говорится о 130 пустых дворовых местах, хозяева которых «ушли безвестно или были побиты». По рассказам, около деревни Заднее Болото на краю возвышенности озеро вымывало кости. Мужики на лошадях собирали их. В деревне была часовня, около неё рылась могила, кости захоранивали, приезжал священник и отпевал. Такие деревни, как Кузнечиха и Бор, были сожжены и больше не возрождались (вторая деревня Бор за Мышкиным не относится к этому эпизоду). В деревне Кузнечиха были сплошь кузнецы, до сих пор, когда вода уходит, видны среди песка отходы металлургического производства.

Дедушки и бабушки до наших дней рассказывали, как народ при приближении поляков убегал в леса. На разведку посылали подростков, те, увидев, что поляков нет, залезали на деревья и кричали: «Тятька, мамка, идите. Поляки были, да ушли!»

По легенде, в деревне Лоша, которая тоже была уничтожена поляками, стояла церковь. Мужики, прежде чем уйти, сняли с неё колокол и опустили в озеро. Когда ребята купались в озере в наше время, они всегда ныряли и искали колокол…

Что же, народная память хранит довольно долго то, что было на нашей земле.

 

М.Верхоланцев

Газета «Весьегонская жизнь», 1995 г.

фото интернет

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей