Вторая жизнь сельского музея

Далеко за пределы нашего района разнеслась добрая слава о музее в деревне Гора. Еще бы! Не каждое село, может похвастаться своим краеведческим музеем. Не каждый и сельский музей может похвастаться таким богатством, какое есть в Горе. У Горского музея 30-летняя история. Его посетили десятки тысяч человек. Фонд музея занимает почти весь верхний этаж бывшей Горской средней, теперь начальной, школы, и все равно его бесчисленным экспонатам тесно. Они здесь всюду: на стенах пяти больших классных комнат, на столах, стеллажах, в стеклянных шкафах и даже и коридоре.

-  Сколько же здесь экспонатов?

- Точной описи нет, но считаем, что больше тысячи, - отвечает заведующая музеем и школой М.А. Орехова

Да, если считать за один экспонат целую коллекцию местных глин, минералов или коллекцию женских украшений, найденных при раскопках славянских погребений на территории района, то их будет больше тысячи. А если считать каждый предмет, их наберется много тысяч.

Как и в каждом краеведческом музее, экспонаты самые различные Одни сразу бросаются в глаза. Вот у входа в первую комнату насторожился леопард. У окна поднялся на дыбы медведь-овсяник. Тут же крошечный, с кошку, новорожденный медвежонок. Напротив, на стеллажах лежат кости мамонта, отрытые тоже в нашем крае. Их особенно любят подержать в руках экскурсанты-школьники. Кости такие огромные, что явственно представляется, какой же огромной махиной был сам мамонт!

А есть экспонаты внешне неприметные, но тем не менее уникальные. Сегодня нашим экскурсоводом является сям создатель музея Александр Александрович Виноградов, бывший учитель географии и рисования этой школы, удивительно живой, бодрый для своих 84 лет старик, с умными проницательными глазами.

Он-то и показывает в следующей комнате то, что мы сразу, пожалуй, и не приметили бы.

- Обратите внимание на этот портрет, - говорит Александр Александрович. - Что вы видите?

Смотрим. Перед нами портрет Льва Николаевича Толстого в треть квадратного метра, написанный какими-то тонкими извилистыми, вроде бы карандашными линиями.

- Нет, вы приглядитесь повнимательнее. Подойдите вплотную, - настаивает создатель музея, и его большие глаза, увеличенные выпуклыми линзами очков, как-то озорно прищурились.

Приглядываемся. Постойте, постойте. Это же не тонкие карандашные линии, а микроскопически бисерная вязь слов. Их даже можно прочесть. Но до чего ж мелок, почти неуловим почерк! Тут многие тысячи слов и строчек, расположенных в различных направлениях. Из них-то и образуется портрет великого русского писателя.

- Тут целая глава на «Крейцеровой сонаты» Толстого, - довольный произведенным эффектом говорит Александр Александрович.

Но где и когда вы достали этот уникум?

- В Ясной Поляне в день похорон Льва Николаевича. Получил с превеликим трудом. Молва говорит, что художник С. Хазин создал только десять таких портретов и ослеп от микроскопически ювелирной работы.

После этого как-то по-иному смотришь и на другие экспонаты.

В небольшой комнатке воспроизведена обстановка дореволюционной крестьянской избы. Какая убогость, какая бедность! Вот плетеная лубяная люлька, в которой качали детей. Вот прутяные солонки, березовые миски. Вот глиняный самовар, изготовленный гончарами из деревни Аксениха. Тут же прялка и деревянный ткацкий станок - «кросны», за которыми когда-то русские девушки и женщины, не разгибая спины, проводили долгие зимние вечера. Вот другие атрибуты нищенской крестьянской жизни. И как показатель безысходной нужды прежних весьегонских крестьян - «красуются» стоптанные лапти, веревочные чуни.

В соседней комнате примитивные орудия прошлого крестьянского труда: деревянная соха, льномялка и ступа из березы. Тяжело было добывать хлеб насущный, располагая такими орудиями труда.

Впечатление былой безысходности, гнета и нищеты еще более усиливается, когда в одной из комнат видишь орудия бывшей Весьегонской тюрьмы. Это ее иронически высмеял Н.В. Гоголь в седьмой главе «Мертвых душ»: «Нет, вот Весьегонская тюрьма будет почище: там хоть и в бабки, так есть место, да и общества больше».

Каким разительным контрастом веет от экспонатов, рассказывающих о больших свершениях в родном Весьегонском крае, произошедших после Великого Октября! Сразу же после революции весьегонские большевики во главе с председателем уисполкома Григорием Терентьевичем Степановым подняли местных крестьян на строительство военно-срочной железной дороги в эту лесную глухомань. Началось строительство кожевенного, хромового заводов. Причем в этой работе весьегонские большевики заставили участвовать и местную буржуазию. В.И. Ленин в статье «Маленькая картинка для выяснения больших вопросов» и на XI съезде РКП (б) дал высокую оценку деятельности весьегонских коммунистов.

Об этих изменениях в жизни родного края ярко рассказывают музейные экспонаты. в частности, выпущенная в 1918 году в местной типографии книжка первого редактора газеты «Известия Весьегонского Совета» А. И. Тодорского «Год - с винтовкой и плугом» и картина весьегонского художника Б. Расцветаева «Строительство железной дороги Овинище - Суды».

В музее есть и десять картин из ленинианы сына весьегонского учителя, ныне президента Академии художеств Владимира Александровича Серова. Горский сельский музей рассказывает не только о прошлом и настоящем родного края, но и о жизни, быте всей Калининской области, других уголков страны. Торжокские золотошвейинцы подарили этому музею коврики, подушечки изумительно красивой вышивки. Альбомы Калининского хлопчатобумажного комбината и Осташковского кожзавода рассказывают об образцах продукции, выпускаемой этими предприятиями.

Такие же альбомы прислали в музей комбинаты соседней Ярославской области. Академия педагогических наук Казахстана подарила музею и Горской школе богатейшую коллекцию минералов. Как легко школьникам, видя эти минералы, запомнить, что представляет из себя, скажем, свинцовая и медная руды, благородный камень топаз.

- Учи не сказом, а показом, - любит повторять А.А. Виноградов, отдавший педагогике больше трех десятков лет.

Есть здесь экспонаты, рассказывающие о рыбных богатствах Баренцева моря. Гидростроители Куйбышевской ГЭС в 1958 году по личному указанию начальника строительства И.В. Козмина, узнавшего об этом удивительном сельском музее и об энтузиасте создателе, прислали полную коллекцию фотографий, рассказывающих о всех этапах этой большой стройки.

Экспонаты… экспонаты… О всех не расскажешь. Их нужно видеть самому.

Горский краеведческий музей - детище А.А. Виноградова. Его он создавал более 20 лет. Ежегодные экскурсии, раскопки старых курганов со своими старшеклассниками (Александр Александрович имеет звание ученого-археолога), записи фольклорного богатства, в результате которых было собрано более 50 тысяч местных частушек, сказок, пословиц, примет, появилась книга «Частушка – эхо» и личный фонд А. А. Виноградова в Центральном государственном архиве литературы и искусства, обширнейшая переписка с другими энтузиастами-краеведами, летние поездки на раскопки в другие области – этим  Александр Александрович занимался в течение всей работы в Горской школе, с 1936 по 196? год.

Нет, учителя географии и рисования никто не обязывал заниматься этим хлопотливым делом. Его вело стремление страстного краеведа, патриота своего края.

Благородная деятельность старого сельского учителя, одного из весьегонских ходоков к Ленину, снискала ему большое уважение и всеобщее признание. Об этим ярко говорят десятки отзывов экскурсантов, посетивших музей в деревне Гора.

Недавно было принято решение перевести Горский музей в одно из лучших зданий на центральной улице города Весьегонска, и на его базе создать районный краеведческий музей. В районных мероприятиях по подготовке к 50-летию Советской власти этому посвящен специальный пункт.

Сейчас заканчивается отделка здания нового музея. Горский сельский музей ждет вторая, большая жизнь.

Н. Шеховцев

«Ленинский завет», 1967 год

 

Nike Shox Avenue 802

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей