ЯРМАРКА
Издревле заведена Богоявленская, продолжающаяся до нашего времени, но клонится к упадку после выстроенных железных дорог: Рыбинско-Бологовской, но особенно Ярославско-Вологодской. Ярмарка, приносившая жителям значительные доходы от постойщиков, как торгующих, так и приехавших, сократилась до ничтожества. Прежде постойцы были даже в ближних деревнях Самуйлове и Делях и торговали с 5-го до 17 генваря. В сем 1898 году поторговали два дни 9-го и 10 го числа, и народ не проживает, а, скорее закупив, уезжает. По ночам ставилось одних только караульных сторожей 70 человек, а теперь 15.
Виктор Михайлович Гусев много внимания в своей работе посвятил весьегонским церквям — оно и понятно, он всю жизнь прослужил в церкви. Однако обидно, что, очень много зная интересного, Гусев не решился поведать об этом нам. Как он написал сам в конце своей работы, много бы он мог еще рассказать, но боится обидеть память умерших, а еще больше боится гнева живущих. Жаль, очень жаль, что не написал всего, что видел. Мог бы, наверное, хорошо написать — талант у него был. Но и за то спасибо, Виктор Михайлович! Земля Вам пухом!
М.М. Верхоланцев
Из вотчины Симонова монастыря, кроме города Весьегонска, образовались две волости: в Весьегонском уезде — Перемутская, а в Череповецком – Горская, в обоих мужска пола до 5 тысяч душ.
В литовское нашествие жители многих деревень были побиты, и деревни опустели, но в последствие некоторые опять населились.
В 1820 г. в приходе соборном находилась деревня Александрово. Жители были вывезены из Казанской губернии госпожою Измайловой, но несколько пожив и видя, что земля плоха, да и место требует больших для разработки трудов, разбежались. А остались трое, и их поселили в дер. Григорово, и в разговоре племя это от других крестьян имеет отличие.
Приход соборный состоит весь из великороссов с новгородским наречием. Численность его была со включением трех деревень: Перемута, Стрелицы и Бодачева в 1802 году
в городе
военных — мужского полу — 18, приказных — 2, купцов и мещан — 642;
в деревне
мужского полу — 209, женского — 203.
1832 г.
По большой Ярославской дороге к г. Устюжне в 10 верстах от города на реке Шарице были харчевни, в коих в зимнее время года были постоялые дворы, а потом остались жить навсегда, и сделалась деревня, в коей было — 5 дворов, душ мужского пола — 14, а женского — 17. Выехали крестьяне из деревень Стрелицы и Перемута, из коих первым Василий Антонов: семья у него была добрая, занимались печением саек и калачей.
В 1886 году три заречные деревни Глинское, Рамень и Плосково, по препятствии сообщений с Ваучской церковью, опять были причислены к собору, а в 1890 году по тем же причинам перешли обратно и Беняково с Задним Болотом.
1896 г. В деревнях было: в Перемуте — 86 дворов, 481 чел., в Стрелице - 40 дворов, 263 ч., Бодачеве — 15 дворов, 108 ч., Шарицах -17 дворов, 108 ч., в Бенякове — 14 дворов, 104 ч., в Заднем Болоте — 36 дворов, 250 ч., в Глинском 70 дворов, 472 ч., в Раменье — 28 дворов, 201 человек, в Плоскове — 48 дворов, 332 ч.
В городе Весьегонске раскольников прежде не было, но в начале 1850 года уклонились в раскол мещане Дегтяревы, Овчинниковы, Амосовы и Соловьевы.
Как совратился по глупости своей Зиновий Киселев, говорит жене
великим постом: «Матка! Разве сходить на исповедь к попу в последнийраз, а там уж пойду в старую веру, ведь там, говорят, хорошо берегут». И ушел, а матка, то есть жена его, и теперь в православии.