Загадочный рыцарь Ефрем Новоторжский: к 450-летию обретения мощей преподобного.

Борисоглебский мужской монастырь, г. Торжок

«Торжок – окно в историю, — глава Русской православной церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — А сам монастырь занимает особое место в нашей церковной истории. Речь идет о великой святыне, об одном из самых древних монастырей на русской земле». Самое время вспомнить человека, с именем которого неразрывно связана история Борисоглебского Новоторжского монастыря – Ефрема Новоторжского.
 
Борисоглебский монастырь в Торжке — одна из трех первых обителей, созданных на русской земле. Монастырь был основан около 1038 года и сыграл важную роль в распространении христианства на Руси. За много веков монастырь не раз подвергался разорению, но каждый раз возрождался к жизни. Первый камень в основание соборной Борисоглебской церкви в 1785 году заложила лично императрица Екатерина II. Выдающийся российский архитектор Николай Львов создал Борисоглебский собор и надвратную церковь монастыря. Здесь работал над знаменитой «Историей государства Российского» историк Николай Карамзин…
 
Борисоглебский мужской монастырь, г. Торжок (наши дни)
Ефрем Новоторожский, загадочный рыцарь. А вот кем был Ефрем Новоторжский, существуют разные версии. До появления в Торжке его звали Ефрем Угрин. Угринами на Руси называли выходцев из современной Венгрии, даже в названии страны (Hungary – «земля гуннов») сохранилась преемственность с воинственными племенами кочевников-гуннов. И очень может быть, что Ефрем Угрин был странствующим рыцарем, отправившимся в далекую Киевскую Русь зарабатывать на жизнь своим боевым искусством. Об этом говорит еще и то обстоятельство, что на Русь Ефрем Угрин прибыл с двумя младшими братьями – Моисеем и Георгием. Здесь есть еще одна интересная гипотеза. Как правило, в знатных родах старший сын наследовал всем семейным накоплениям, а младшие отправлялись сами строить свою судьбу – на войну или в монастырь. То, что в Русь приехали все три брата, Ефрем, Георгий и Моисей, позволяет сделать предположение, что все они были бастардами, незаконнорожденными потомками одного из знатных венгерских родов. А в том, что они принадлежали к знатному роду, не приходится сомневаться. Все три брата были грамотными, хорошо знали Священное Писание.
 
Кстати, существует еще одно предположение – будто бы будущий Ефрем Новоторжский принадлежал к военному ордену рыцарей-госпитальеров. Поскольку и будущий Борисоглебский монастырь он создавал изначально как странноприимный дом, своего рода придорожную больницу, госпиталь, предназначенный для путников. Но орден госпитальеров был создан спустя полвека после смерти Ефрема Новоторжского. Да и вряд ли бы русские князья стали нанимать на службу «иноверцев».
 
Князья-страстотерпцы Борис и Глеб
Придя на Русь, братья поступили на службу к ростовскому князю святому Борису, сыну равноапостольного великого князя Владимира – того самого, который крестил Русь. Произошло это в 1015 году. Это было время феодальной раздробленности, когда поместные и удельные князья постоянно выясняли, «кто здесь главный». Поэтому братья и наемные воины Угрины, надо полагать, без дела не сидели.
 
1015 год – важная дата в противостоянии киевских князей из рода Владимира со Святополком Окаянным, князем туровским. За два года до описываемых событий Святополк, пользуясь близостью своих владений к Польше, составил заговор со своим тестем, польским князем Болеславом I, против Владимира Святославича, но заговор был раскрыт, Святополк заточен в Киеве. На следующий год от Киева отложился Новгород: новгородский князь Ярослав отказался платить ежегодный «выход» (налог) в 2000 гривен и нанял два отряда викингов во главе с Эймундом и Ройнаром (по другим источникам – Рагнаром). В ответ Владимир Святой стал готовить большой карательный поход против Новгорода. Но не успел, скончался. Через несколько дней скончался и его сын, ростовский князь Борис Владимирович, главный претендент на киевский престол. И вот здесь произошло, пожалуй, ключевое событие в жизни наемного воина Ефрема Угрина. Сам он не участвовал в походе Бориса Владимировича, но его младшие братья, Георгий и Моисей, были в княжеской свите.
 
Святополк подослал наемных убийц, которые ворвались в княжеский шатер. «Словно дикие звери, набросились они и пронзили сулицами (короткими копьями) его тело», – пишет очевидец. Георгий, защищая князя, бился неистово, и даже когда его изрубили, он упал, закрывая телом раненого Бориса. Известно, что Борис очень благоволил к Георгию и даже возложил на него особый знак воинского отличия – золотую гривну, которую полагалось носить на шее. Убийцы хотели снять гривну, но не смогли этого сделать. После чего они отрубили голову Георгию, забрали гривну, а тело оставили на корм воронью. Из всех слуг князя Бориса удалось спастись среднему брату – Моисею Угрину, он ушел в Киев и стал монахом Печерского монастыря.
 
Известно, что по какой-то причине старший брат, Ефрем Угрин, не был с князем и прибыл в разоренный лагерь киевского князя, получив ужасную весть. На месте княжеского шатра он нашел отрубленную голову своего младшего брата. Взяв этот трагичный трофей, Ефрем отправился в Киев и там принес обет никогда не брать в руки оружия и оплакивал любимых князя и брата. После этого он двинулся на север, в малообжитые земли, лежавшие к востоку от днепровских истоков. Скорее всего, где-то в 1016 году он и появился близ Торжка.
 
В то время в двух-трех километрах выше по течению Тверцы, при впадении в нее ручья Здоровца, уже рос город, а вот холм по соседству оставался свободным. На этом живописном холме Ефрем построил сначала странноприимный дом – нечто вроде гостиницы и больницы для проходивших путников. Скорее всего, кто-то из паломников решал остаться здесь насовсем, их привлекал и Торжок, и личность самого Ефрема. В 1038 году преподобный Ефрем построил каменный храм и «обитель честну сотвори, и инок много собрал, уча их и наставляя страху Божию, как добрый пастырь…», то есть основал при нем иноческую обитель. Именно с 1038 года Русская православная церковь ведет отсчет годам рождения Новоторжского Борисоглебского монастыря. Он — древнейшая обитель России, по возрасту ровня Спасо-Преображенскому монастырю на Валааме и Киево-Печерской лавре, старше на 58 лет Муромского Спасо-Преображенского и на 72 года — Старицкого Свято-Успенского монастырей.
 
Есть версия, высказанная тверским историком П.Д. Малыгиным, что первоначально Борисоглебский монастырь был посвящен святым патронам князей Бориса и Глеба, Роману Сладкопевцу и царю Давиду (крестильными именами Бориса и Глеба были Роман и Давид), а затем, после официальной канонизации в 1072 году, уже после смерти Ефрема Новоторжского, был переименован из Романодавидовского в Борисоглебский. Как бы там ни было, но братия избрала Ефрема Новоторжского своим настоятелем. Близ монастыря, расположенного неподалеку от торгового пути к Новгороду, продолжал действовать странноприимный дом, где бесплатно содержались бедные и странники.
 
Преподобный Ефрем Новоторжский скончался глубоким старцем в 1053 году. Лишь на смертном одре он признался своему ученику Аркадию, что все без малого сорок лет после появления в Торжке он хранил при себе мумифицированную голову своего брата Георгия и велел положить ее с собой в гроб. Когда в советское время вскрывали святые мощи, именно по этой голове, лежащей в одном гробу с телом святого, опознали мощи Ефрема Новоторжского.
Почитать преподобного Ефрема новоторы стали почти сразу после его смерти. Единственное составленное Житие святого пропало при разорении города Михаилом Тверским в 1315 году. Скорее, именно отсюда идет глухая неприязнь Торжка к фигуре Михаила Тверского – все-таки не зря в Торжке нет ни одного престола, освященного в его честь. Михаила Тверского не простили даже после того, как небесного покровителя Твери причислили к лику святых. У Торжка есть свой небесный покровитель – Ефрем Новоторжский. В 2015 году в Торжке появился памятник Ефрему Новоторжскому – спустя ровно тысячу лет после того, как этот загадочный человек появился на берегах Тверцы… (По материалам статьи Владислава Толстого).
***
К 450-летию обретения мощей преподобного Ефрема Новоторжского, празднуемого 24 июня 2022 года Весьегонская центральная библиотека выпустила буклет, посвященной этой знаменательной дате в истории Тверского края. Он включает в себя краткое жизнеописание преподобного и литературу, которая имеется в библиотеке о преподобном Ефреме.
 
Источник:
информационно-аналитическое издание "Вече Твери"
Подготовила к публикации Елена Щепетова, библиограф центральной библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей