Здесь не звонят уже колокола...

Село Никола-Высока расположено по дороге Иваново - Дюдиково, на левом высоком берегу реки Ламь. 

Возникло как погост при Преображенской церкви, которая была построена в 1820 г.

С 1878 г. в селе размещалось земское училище, которое в 1893 г. было преобразовано в церковно-приходскую школу. 

В селе ежегодно проводились две крупных ярмарки: 9 мая – Никольская с оборотом до 3000 рублей, 6 августа – Преображенская с оборотом до 1500 руб. (даты по старому стилю). 

Здесь находится памятник историко-культурного наследия – Преображенская церковь 1820 г., с престолами Преображения Господня, Николая Чудотворца и Архангела Михаила.

В храме сохранился лучший в Тверской области иконостас зрелого классицизма. Из всех часовен, коими приход был богат в своё время, сохранилась часовня в деревне Огнищино. Она является действующей. 
Население: 1858 г. - 9 дв., 51 чел.; 1889г. 11 дв., 28 чел.; 1931 г. – 17 дв., 31чел.; 1963 г. – 8 дв., 22 чел.; 1993 г. – 3 дв., 3 чел.; 2008 г. – 2 дв., 3чел. 
(По данным Г.А.Ларина и Добровольского).

1970-гг. фото С.Макарова

Преображенская церковь стоит в центре небольшого селения. К югу от неё располагается заросший, но до сих пор действующий старинный погост.

В 1770 году на погосте была построена деревянная Преображенская церковь с Ильинским приделом.

Рядом с этой деревянной церковью, согласно храмозданной грамоте, было дозволено положить основание нового одноимённого каменного храма с приделами Архангела Михаила и святителя Николая Чудотворца в трапезной части.

Храм сооружался на пожертвования прихожан. Строительство самого храма началось не ранее 1803 года. Сначала завершили трапезную и зимние приделы, которые освятили в мае 1820 г. Затем выстроили полностью главный храм, который с большим торжеством освятили в 1834 году. Деревянный же храм постигла участь быть разобранным за ветхостью, скорее всего в середине 19 столетия.

Около 1850 года выстроили отдельно стоящую колокольню, которую уже позднее соединил с трапезной обширный притвор - паперть.

Церковь в Никола-Высоке имеет высокий трёхсветный четверик (три ряда световых окон, по три окна в каждом ряду на северной и южной стенах), который имеет гранёную кровлю. Луковичные главы поставлены на высокие гранёные барабаны, которых пять. Центральный барабан световой, остальные глухие. Сильно были понижены по сравнению и отношению четвериком объёмы апсиды и двухпридельной апсиды. Над алтарями приделов установлены два небольших барабана с луковичными главками. Весь объём величественного храма и её общую композицию завершает трёхярусная колокольня, которая слегка сдвинута к северу от оси самого здания храма. И это вполне объясняется тем, что колокольня была первоначально выстроена отдельно от храма, а затем только соединена притвором. Объём колокольни включает в себя полуярус и резонатор звона и увенчан главой в форме вазы. Высокое внутреннее помещение храма перекрыто восьмидольным сомкнутым сводом, в котором прорезано отверстие для светового барабана. Апсида перекрыта конхой, а четырёхстолпная трапезная часть - системой коробовых сводов с распалубками. Живопись в храме клеевая в лучших традициях барокко. В алтаре сохранилась надпрестольная сень, выполненная вместе с разрушившимся иконостасом в первой половине XIX века в стиле позднего классицизма.

Сам храм принадлежит к архаичному, то есть к тому времени устаревшему в крупных городах для начала 19 в. кругу памятников,  продолжающих традиции позднего провинциального барокко. Колокольня же была возведена в формах позднего классицизма, которая своими очертаниями близка к ампирному стилю. Колокольня такого вида - одна из лучших по области. Проход на неё, к сожалению, утрачен. Таким образом, мы видим, как в одном архитектурном объекте воплотилось несколько стилей русской архитектуры, сменивших друг друга и оставивших свой след в образах сельских весьегонских храмов на все века!

Преображенский храм не минул участи многих и многих церквей России в Советскую эпоху, когда государство объявило войну религии до полного её поражения, которого так и не произошло. Религия не была попрана до конца, зато её культуре был нанесён колоссальный ущерб, последствия которого мы ощущаем на себе до сих пор и ещё долго будет сожалеть о потерянном. Итак, колокола Преображенской церкви умолкли в 1930г., а полностью храм закрыли в 1939 году. В 1937 г. был репрессирован и погиб в лагерях псаломщик Михаил Колачев. 

В храме размещался склад продовольственных товаров. В 1962 году часть утвари Преображенского храма была передана в Казанскую церковь с.Чамерово на безвременное пользование.

Сейчас уже трудно выяснить, что это была за утварь, сколько её было, и что она конкретно из себя представляла. Раскрыть эту загадку помогли бы описи утвари самой Казанской церкви за 1962г., да только ещё неизвестно, была ли эта опись, а если и была, то где ее местонахождение, сохранилась ли сама опись, как и сам акт, необходимый для передачи этой самой утвари. Так что вопросов масса, а ответов на них пока что нет.

С начала 1990-х гг. храм начал подвергаться нападениям грабителей, которые искали в наших краях только исторические ценности с целью наживы и легкой и безмятежной жизни. Что-то спасли сами верующие - разобрали по домам и тайникам. И эти следы потерялись, тем более многие деревеньки опустели, а бесхозные избушки были ограблены всё теми же преступными лицами.

Большая цепь краж по полузаброшенным деревням имела место быть зимой 2014г.-2015г.. Пустующие  и дачные  дома  были  вскрыты  в деревнях Сычёво, Горбачёво, Мосеевское, Башкино и др.. Пропали, естественно, и культовые ценности - образа, старинные книги на церковно - славянском и многое другое. Многие свидетели, в частности О.Разживин,  чья юность прошла в соседней деревне Паскино, отмечал, «что работники склада и райпо надлежащим образом следили за храмом и его утварью, по мере необходимости проводили небольшой косметический ремонт, латали кровлю и трещины, проводили уборку, держали здание в достойной чистоте и порядке». Поэтому, благодаря такому отношению, утварь сохранялась в Преображенской церкви довольно таки долго, около полувека, а сам храм сохранил свою могущественную форму и прекрасные фрески.

Все фрески в храме были выполнены местной бригадой, которая работала в многочисленных храмах Весьегонского уезда, например, в Покровской церкви  с.Болонино, современный Краснохолмский район, Антоновское - Молоковский район, с.Любегощи и другие). В Никола - Высоке живопись в главном храме никогда не подновлялась, сохранила свой первозданный золотистый оттенок, которым разливается весь храм, несмотря на то, что досками заколочены большинство окон.

Исследователи отмечают, что  «у мастеров не всегда безукоризненный рисунок, но зато превосходное чувство цвета и формы». Живопись же в трапезной части храма сильно потемнела от времени, плюс ко всему, её самостоятельно в 1950-х гг. «пообновили» местные умельцы масляными красками.

Сюжет композиционно построен на молитву перед Причащением: «Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Сын Бога Живаго...». Стены паперти расписаны под мрамор, а под колокольней имеется роспись простого качества, которая потрескалась и постепенно осыпается. В апсиде сохранился традиционный сюжет страданий Христовых (очень похожа была  алтарная часть храма в селе Любегощи - фрески не сохранились) - это Моление о чаше, Распятие (практически не сохранилось), Снятие с Креста и Положение во гроб. На сводах апсиды - Новозаветная Троица с Ангелами.

 

 

 

С 1992 г. началась возрождаться молитвенная жизнь, правда, только в летнее время. Богослужения совершал священник села Чамерово  Александр Мискин, с 1993г. это дело продолжил священник Николай Карпец. Богослужения совершались преимущественно в храмовые праздники и на Троицу. Эти были водосвятные молебны и заупокойные литии и панихиды.

В результате пожара 1995г., произошедшего от удара молнии, храм лишился кровли и центрального купола. Тамара Позднякова из д. Романцево, как и все остальные местные жители, очень хорошо помнит эти события.

Лишившись кровли, храм начал с катастрофической скоростью разрушаться, на сводах намокла и осыпалась штукатурка с прекрасной живописью. 

Находиться здесь стало небезопасно. И с 2009 года в нём полностью прекратились всякого рода богослужения, кроме крестного хода на Светлой седмице вокруг храма и кладбища, который организуют сами местные верующие. Зимой 2013-2014гг. в храме частично обрушился великолепный трёхярусный иконостас зрелого классицизма, один из лучших в Тверской области. Тогда рухнула часть второго яруса над Царскими вратами.  Основной объём иконостаса разрушился. Это произошло, скорее всего, весной  2016 года. От иконостаса осталась груда досок на солее и жалкие остатки былого великолепия у северной стены...

Анастасий Иванович Присёлков из д.Паскино (потомок священнической фамилии села Чамерово - сын о.Иоанна, внук о.Николая Присёлковых) так писал о Преображенской церкви: "Так стоит и гибнет на укор живущим,/Церковь, как невеста, лучшая из лучших."... Когда-то на погосте кипела жизнь, особенно на престольные праздники, во время которых проводились ярмарки.

В 1900 году в храме погоста Никола-Высока (у храма было и второе более официальное наименование - Преображенская церковь села Романовского) священником Александром Неклюдовым был крещён будущий маршал авиации Павел Фёдорович Жигарев, который родился и вырос в д.Бриково. и окончил местную церковно-приходскую школу, руины которой были разобраны летом 2016 года при замене старого деревянного кладбищенского ограждения на новое металлическое.

Дом, где вырос Павел Фёдорович, сохранился в Брикове до сих пор, на нём установлена мемориальная доска. Родители же маршала авиации нашли свой покой на Никола - Высоковском погосте.

Краткие данные на 1901 г.:

в штат храма входило два священника, диакон и два псаломщика. Церковной земли было - усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 82 десятины и 530 саженей. За приходом числилось - 450 дворов, 1459 мужчин и 1625 женщин. В приходе было 7 часовен, из которых 5 было учтено И.И.Добровольским, а именно: между деревнями Филиппово и Орда - деревянная в честь великомученицы Параскевы Пятницы 1849г., не сохранилась; в д.Башкино - деревянная, в честь святых мучеников Флора и Лавра, 1849г., не сохранилась; в д.Мосеевское - деревянная, в честь святых Косьмы и Дамиана, 1850г., не сохранилась; вблизи д. Дюдиковская Поповка - деревянная, в честь Спаса Нерукотворного, 1878г., не сохранилась; между деревнями Новое и Каменка - деревянная, в честь Казанской иконы Божьей Матери, 1878г., не сохранилась. По каким - то причинам не были учтены (возможно, ещё не были построены) две деревянные часовни - в д.Романцево, которая не сохранилась и в д.Огнишино, которая до сих пор функционирует. Об этих двух часовнях нам ничего неизвестно - ни дата основания, ни наименование. Храму принадлежали 2 деревянных дома для священнослужителей, церковно - приходская школа, 2 амбара и торговая лавка.

Данные на 1992г:

Отдел архитектуры и градостроительства г.Твери в 1992г. производил обследование Преображенской церкви с.Никола - Высока, Весьегонского района, Тверской области.

Результаты обследования показали:

1) фундамент каменный, ленточный, имеет равномерную осадку, находится в удовлетворительном состоянии;

2)  цоколь из красного кирпича;

3) наружные стены из красного кирпича имеют вертикальные и горизонтальные трещины, штукатурка осыпалась;

4) внутренние стены имеют трещины, штукатурка местами осыпалась;

5) купола и перекрытие имеют трещины в местах, где протекала кровля, штукатурка осыпалась, металлические закладные детали сводов проржавели, один купол снесён грозой ( имеется в виду купол на северо - восточном углу четверика);

6) кровля железная, местами отсутствует, на карнизах поросла травой и кустарником, протекает;

7) полы дощатые по балкам, местами прогнулись и прогнили. Прочие сведения: печи отсутствуют, дымоход требует ремонта, оконные блоки частично сгнили, требуют замены. Ремонт здания не проводился.

На кладбище сохранилось несколько старинных захоронений - несколько безымянных чугунных крестов, чугунное основание креста с надписью «прахи Яшугиных».

С 1992 - 2013 председателем приходского совета был Михаил Семёнович Рыбушкин из Санкт-Петербурга, приезжавший в д.Топорищево. Похоронен в Никола-Высоке.

С территории прихода исчезли деревни: Шушмерово, Щербинино, Дьячково, Рыжково, Труфаново, Дюдиковская Поповка. Запустели - Башкино, Мосеевское, Талашманка, Матюшкино, Головково. На грани вымирания - Еремейцево, Добрица, Сычёво, Горбачёво, Стафурово, Веселово, Орда, Филиппово, Микляево, Кошелево, Каверниково, Новое, Каменка, Ильинское и другие. Погост Никола - Высоку часто называли селом Романовским или просто Никола.

В советское время соседняя деревня Романовское стала центром одноимённого сельского совета и стала именоваться как село, Ярославский же тракт, проходивший ранее около Преображенского храма, стал огибать погост, храм остался в сторонке, в тени деревьев. Погост же Никола-Высока стал простой деревней, в котором на сегодня нет постоянного населения, зато функционирует почтовое отделение, медпункт, магазинчик и автобусная остановка. В Романовском располагается памятник природы - берёзовая роща, а в окрестностях курганная группа X - XI вв. н.э.

Источники:

1.     Статистический сборник Тверской епархии за 1901г. / И. Добровольский.

2.     Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области / сост. Г.А. Ларин. — Тверь, Тверское кн.-журн. изд-во, 1994. — 150 с.

3.     Ларин Г.А. Весьегония : словарь-справ. / Геннадий Ларин. — М.: ИД «Ключ-С», 2010. — 450 [1] с., [12] л. цв. ил.: ил., портр. — Библиогр.: с. 430—434 (170 назв.). — Указ. имён: с. 435—449.

4.     Тверская епархия: сайт. --  URL :   tvereparhia.ru

5.      Разживин О. Воспоминания [Электронный ресурс]  / Олег Разживин  // -  URL: http://sobory.ru/article/?object=13539

6. Позднякова Т. Воспоминания [Электронный ресурс]  / Тамара Позднякова // -  URL:    http://www.spasi-hram.ru/taxonomy/term/40

 

Материал подготовлен Татьяной и Никитой Снетковыми

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей