590 лет Калязинскому Свято-Троицкому Макарьевскому монастырю

В читальном зале центральной библиотеки состоялось краеведческое путешествие для учащихся 8 класса Весьегонской СОШ «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященное 590-летию со дня основания первоклассного мужского монастыря на востоке Тверской области. Старинный и красивый город Калязин образовался вокруг монастыря, образованного на пустынном месте Макарием Калязинским. Но, обо всём по порядку.

По материалам с сайта Свято-Елисаветинского монастыря:

Калязинский Макарьев Свято-Троицкий мужской монастырь — затопленный в 1940 году при создании Угличского водохранилища православный монастырь на левом берегу реки Волги на востоке Тверской области. Монастырь был градообразующим — на противоположном берегу возник город Калязин, примерно в 190 км и от Твери, и от Москвы.

Основателем монастыря был преподобный Макарий, в миру Матвей Кожин — боярин из знатного рода древнего города Кашина. Он родился в 1400 году, с юности стремился к иночеству, но подчинился воле родителей и женился. Но вскоре умирают его родители, а следом и жена. Тогда 25-летний Матвей принял монашеский постриг в Николаевском Клобуковом монастыре, но из любви к уединению около 1434 года оставил городскую обитель и вместе с семью иноками нашел место в 18 верстах от Кашина между двумя озерами вблизи Волги. Здесь в диком лесу преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь. По преданию, иноки всего за неделю воздвигли храм во имя Пресвятой Троицы, поэтому монастырь стал именоваться Троицким. Землю под устройство нового монастыря пожертвовал владелец этих земель боярин Иван Коляга.

Несмотря на свое знатное происхождение и сан игумена, Макарий был необычайно скромен и трудолюбив. Он носил потрепанную, заплатанную одежду, а в общении с другими был так прост, что высокомерные люди звали его «калязинским мужиком». Впрочем, сам преподобный больше любил слышать о себе насмешки, чем похвалы.

Преподобный Макарий ввел в обители строгий устав, жизнь монахов была образцовой. Старец Митрофан (Бывальцев), девять лет подвизавшийся на Святой Горе Афон, побывав в Калязинском монастыре, сказал: «Напрасно я трудился и без успеха совершил такой дальний путь в Святую Гору — мимо Калязинского монастыря: ибо можно спастись и в нем живущим; здесь всё делается подобно киновиям (общежительным монастырям), находящимся в Святой Горе».

За аскетические подвиги преподобный Макарий получил от Бога дар исцеления и прозорливости, неоднократно исцелял бесноватых, а также страдавших болезнью костей и слепотой.

Подвижник умер 17 (30) марта 1483 года в возрасте 82 лет. Перед смертью он сказал братии: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте злом за зло или досаждением за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».

Мощи преподобного Макария были обретены нетленными в 1521 году, возле них сразу же стали совершаться исцеления. На Соборе 1547 года он был причислен к лику святых Русской Церкви.

Троицкий Макарьев монастырь просуществовал почти 500 лет. В его истории были периоды расцвета и годы запустения.

На протяжении веков Троицкий Макарьев монастырь был местом паломничества русских царей, императоров и патриархов. Венценосные особы регулярно жертвовали в пользу обители золото и серебро, дарили целые села и деревни с крестьянами. Калязинский Троицкий Макарьев монастырь стал самым крупным на Тверской земле и одним из самых могущественных на Руси.

В начале XVII века, в Смутное время, Калязин стал временным центром освободительного движения русских войск против польско-литовских интервентов. Главным героем защиты монастыря и калязинских слобод был молодой воевода князь М.В. Скопин-Шуйский, который в 1609 году под стенами Троицкого Макарьева монастыря на протяжении нескольких месяцев формировал свою армию против войск Лжедмитрия II и польско-литовских захватчиков. Здесь он отразил нападение гетмана Яна Сапеги, прежде чем отправиться в освободительный поход к Троице-Сергиеву монастырю и Москве.

Однако уже через несколько месяцев, в мае 1610 года, Троицкий Макарьев монастырь был взят и разграблен польскими войсками. Им удалось прорваться внутрь монастыря и поджечь его. Все защитники обители, укрывшиеся в трапезной, сгорели заживо. Мощи преподобного Макария разбросали по территории монастыря, а серебряную раку разрубили на части и увезли, как увезли казну и все ценные вещи. После ухода поляков остался только разоренный каменный Троицкий храм, одиноко высившийся на пепелище.

В том же ХVII столетии Макарьев монастырь одним из первых был отстроен заново. На его территории было восстановлено и построено заново пять храмов: Троицкий соборный храм, Сретенская церковь, церковь преподобного Макария, Алексеевская церковь, Успенская церковь. Была перестроена белокаменная монастырская ограда, достигавшая в высоту 5 саженей (более 10 м), ее украсили угловые башни и входные ворота. Были построены двухэтажные корпуса для настоятельских покоев и келлий братии, а также редчайшей архитектуры столпообразная колокольня высотой около 62 метров. На колокольне звонили в 12 колоколов. Наиболее массивный весил свыше 16 тонн.

Троицкий монастырь располагал прекрасной библиотекой, в которой было около тысячи книг, имелась своя книгописная мастерская.

В архиве Троицкой обители хранились древние, ХV–ХVI веков, царские, княжеские, патриаршие и архиерейские грамоты.

При монастыре сложилась своя ремесленная школа. Калязинские иконописцы, резчики, каменщики приглашались на работы в другие монастыри и храмы.

В XVII веке Калязинский монастырь был признан первоклассным монастырем в Тверской епархии. Каменное строительство в нем продолжалось вплоть до середины XVIII века.

Вокруг величественного монастыря с каждым годом рос и укреплялся город Калязин. В XIX веке богатые калязинские купцы начали активно застраивать центральные и даже окраинные улицы города каменными домами.

Двухпрестольный Троицкий собор представлял собой очень живописное сооружение: над его кровлей возвышались пять глав, покрытых окрашенным железом, средняя была украшена позолоченными звездами и увенчана главой с железным вызолоченным восьмиконечным крестом. Пол собора был устлан чугунными плитами.

Главной достопримечательностью храма являлся четырехъярусный иконостас — ярчайший пример замечательного древнерусского искусства резьбы по дереву и его золочения червонным золотом.

В соборе пребывали мощи преподобного Макария в серебряной раке, хранились напрестольный кипарисовый крест из кельи преподобного, а также серебряные чеканные кресты, серебряные сосуды, вызолоченная серебряная панагия с 45 частицами мощей святых и другие святыни.

Внутри Троицкий собор был оштукатурен и в 1654 году расписан фресками на библейские темы. Фрески занимали тысячу квадратных метров. Фрески Калязинского монастыря — чрезвычайно интересное явление в русской культуре переходного периода между средневековым и новым временем. Они демонстрируют высокое искусство царских живописцев.

В 1920 году монастырь был закрыт, в нем расположился историко-краеведческий музей. Также в зданиях монастыря были устроены колония для беспризорников и дом отдыха для рабочих московского электрозавода.

В 1930–40-х годах Волгостроем НКВД проводилась масштабная работа по созданию системы каскадных гидроэлектростанций. В зону затопления попали город Калязин и Троицкий Макарьев монастырь. В 1939 году величественный архитектурный монастырский комплекс был взорван, а в следующем году его территорию затопило Угличское водохранилище. Всё то, что создавалось преподобным Макарием, его учениками и последователями, было уничтожено.

Однако фрески затопленного монастыря были спасены силами экспедиции Академии архитектуры. В январе-феврале 1940 года в тридцатиградусный мороз группа специалистов под руководством художника-реставратора П.И. Юкина сняла со стен Троицкого собора 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 кв. м. Их, а также старинную церковную утварь перевезли в краеведческий музей Калязина и в Музей архитектуры в Москве. Некоторые наиболее ценные древние иконы вошли в фонд Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

После уничтожения монастыря мощи преподобного Макария хранились в Калязинском краеведческом музее, а в 1988 году были переданы в Троицкий храм города Твери.

Ныне на месте затопленного монастыря можно увидеть небольшую возвышенность, которая называется «монастырскими островами». Она заросла травой, кустарником, деревцами березы, рябины, липы, орешника. Летом остров — любимое место отдыха калязинцев.

В 2000-е годы группой подвижников на возвышенности была возведена башня-часовня в знак возможного возрождения монастыря, туда совершаются поездки, проводятся молебны. В 2012 году решением епархиального совета мощи преподобного Макария по Волге крестным ходом были доставлены из Твери в Калязин для положения в Вознесенский храм.

От старого города Калязина осталась колокольня Никольского собора, по сей день возвышающаяся над водами искусственного моря. 22 мая 2007 года впервые за многие десятилетия в колокольне была совершена Божественная литургия. А это значит, что обитель преподобного Макария жива до сих пор.

После небольшой лекции по истории монастыря, школьники посмотрели 15-минутный фильм-репортаж с экскурсией на Монастырский остров - место, где когда-то стояла богатая обитель.

Также для ребят была оформлена выставка-обзор, на которой были представлены книги краеведческого фонда, включающие в себя материалы по истории монастыря, описание жизни преподобного Макария Калязинского и историю создания каскада водохранилищ в 30-ые годы прошлого века, стёршего с лица земли не только Макарьев монастырь, но и другие святые обители, храмы, сёла и города самого центра Святой Руси.

Фото монастыря и фресок: Интернет

Подготовила Елена Щепетова, библиограф центральной библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей