Беседа "Нравственный подвиг святой благоверной княгини Иулиании Вяземской"

14 июня 2024 г. библиотекарь Чистодубровской сельской библиотеки провёл беседу "Нравственный подвиг святой благоверной княгини Иулиании Вяземской" с детьми из летнего оздоровительного лагеря Чамеровской школы.

Об этом нравственном подвиге святой Иулиании мы узнаем из свода Тверской летописи (6911-6914), в которой сообщается следующее: "В год 6914 (1406)... В ту же зиму Юрий Святославич убил князя Семена Вяземского, который служил ему. Юрий же Святославич  уязвился похотью к его жене. Она же, добрая супруга, мужественно сопротивлялась и ударила его ножом, и был ему срам и стыд великий; тогда он велел отсечь ей руки и ноги, и убил также мужа ее и бросил в реку Тверцу; богобоязненные же люди вынесли тела их и похоронили достойно. Юрий же Святославич принял злую смерть, оставившись без своей отчины; а жену эту причли к мученицам, ибо достойно закончила жизнь и прославила мужа своего, за что ей вечная память.
В ту же осень Юрий Смоленский бежал, гонимый за беззаконие гневом Божьим..." (с. 130-131).
Помимо отрывка из Тверской летописи, детям была прочитана небольшая "Повесть о Иулиании Вяземской", где более подробно рассказывается о том, как святая Иулиания сопротивлялась настойчивому ухаживанию со стороны князя Георгия Святословича Смоленского, не желая категорически изменять своему законному супругу - князю Симеону Мстиславовичу Вяземскому в жизни и после его трагической смерти, даже под угрозой кровавой расплаты...
"... непорочному чистому уму (Иулиании) позавидовал древний диавол, Евин соблазнитель, и напустил на неё господина её великого князя Георгия Святословича Смоленского. И так уязвлен был на неё блудным желанием и бесстыдным стремлением взять её к себе, хотя с нею сблизиться, ибо господскую власть имел над нею. Она же, не хотя этого беззакония сделать, была в целомудрии. Много молила его, увещевая и говорила: "Зачем, господин, напрасно стараешься? Ибо попусту это неподобное дело затеваешь, которое не может быть. Знаешь, господин, что мужа имею. И как можно мне его честное ложе осквернить? Лучше мне умереть, нежели такое недостойное дело сотворить. Если же не оставишь этой скверны, ранен от меня будешь..." (с. 46)
Это трагическое событие произошло в г. Торжок. Как же герои этой драмы оказались в г. Торжке? Житие святой говорит о том, что "... после завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок...". Именно здесь князь Юрий и прельстился красотой Иулиании... 

Князь Георгий Смоленский "... прибавил к блудному устремлению два убийства. Первое - своими руками убил неповинного служившего ему князя Симеона Мстиславовича, мужа целомудренной княгини Иулиании. Ей же повелел руки и ноги отсечь и в реку Тверцу тело её бросить. Так вместе пострадили и своею непорочную кровию взошли к Богу, от Него же мученическим венцом связяны. Так обрели вместо кратковременной жизни жизнь вечную и Царство Небесное. Князь же Георгий был во грехе и отовсюду окружили его стыд и поношение..." (там же).
Иное предание говорит о том, что князь Юрий после совершенного им злодеяния, мучимый совестью нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал даже местночтимым святым...
В одной современной редакции Жития святой благоверной княгини Иулиании Вяземской (Новоторжской) есть такие удивительные строки:
"Пречистая Матерь Господа даровала святым женам Руси благодать и силу в исполнении закона материнства во всей его красоте, любви и самоотверженности. Такое материнство возможно на земле лишь при хранении святыни брака – образа единства супругов в любви. К восстановлению этого единства и была призвана Святая Русь. Недаром одной из главных черт древнерусской женской праведности было хранение целомудрия христианского брака как великого Таинства Церкви. Не девственница, а целомудренная жена воспета православной Русью. Благоверные княгини – прежде всего верные жены и помощницы мужу в его трудах.

Хранение святыни брака – один из величайших подвигов человека, и темные силы любыми средствами пытаются разрушить всякий брак, в котором супруги приближаются к восстановлению единства, явленного в жизни святых Петра и Февронии Муромских.

Святая Иулиания – хранительница и защитница целомудрия. Но целомудрие – один из трех обетов, которые дают при монашеском постриге (два других – послушание и нестяжание). Поэтому она является помощницей всем, кто проводит монашескую (целомудренную) жизнь в миру".
Память этой святой Иулиании Вяземской совершается: 3 января, в Соборе Тверских и Смоленских святых (память переходящая) и 15 июня - когда вспоминается обретение её честных мощей.

Также с детьми мы просмотрели мультфильм о княгини Иулиании из цикла "Православный календарь" православного телеканала "Союз".
Библиотекарь показал ребятам два сборника из фонда Чистодубровской сельской библиотеки - "Тверские летописи" и "Памятники литературы Древней Твери" и ответил на вопросы детей и преподавателей.

Источник:
1) Памятники литературы Древней Твери. Тверское областное книжно-журнальное издательство, Тверь, 2002.
2) Тверские летописи. Тверское областное книжно-журнальное издательство. Тверь, 1999 г.
3) Житие благоверной княгини Иулиании Вяземской. Церковный календарь. Сайт "Азбука.ру"

Никита Снетков, библиотекарь Чистодубровской сельской библиоткеки

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей