Династия железнодорожников
В нашей семье три поколения связали свою жизнь с железной дорогой. Для того, чтобы стало более понятно я расскажу о том, как появилась железная дорога в нашем Весьегонском районе.
История создания и развития сети железнодорожного сообщения получила большое развитие в нашей местности в начале 20 века. В 1899 году железнодорожная станция уже была в городе Красный Холм и продолжалось строительство далее. Железная дорога не может появиться на пустом месте. Её строят люди, которые должны где-то жить. Так появился рабочий поселок Овинище. По названию возвышенности, она тоже Овинищенская. Железнодорожную линию строили навстречу друг другу со стороны Москвы от станции Сонково и со стороны Петрограда станция Пестово. На станции есть километровый столбик, на котором две таблички с километрами, разница между ними в 70 км. Так как именно на этом месте встретились строители дороги. В 1919 году на строительство железной дороги переезжали целыми семьями. Была работа, а значит был заработок, что очень важно в голодные годы. Не многие в те далёкие годы могли похвастаться образованием, тем более в деревне.
Мои пра-прадеды жили в деревне и работали на земле. Назывались – хлебопашцы. Мои прадед и прабабушка были родом из одной деревни, которая называется Новосёлка. Она находится в Краснохолмском районе. Моя прабабушка, Трифонова Анна Дмитриевна, родилась 15 ноября 1926 года. В годы Великой Отечественной войны работала на торфозаготовках. Прадедушка, Смирнов Михаил Васильевич, родился 4 октября 1926 года. На фронт его призвали в конце Великой Отечественной войны, он был отправлен на Дальний Восток. Сведений о каких-либо наградах нет, он был простым солдатом. После войны вернулся домой. И прадед, и прабабушка устроились работать на железнодорожную станцию Овинище. Так как у Анны Дмитриевны не было никакого образования, она умела писать только свою фамилию, её приняли на работу станционной рабочей в женскую бригаду. Она разгружала вагоны с дровами и углём, пилила дрова для отопления вокзала.Разгружала багажные вагоны. В то время багажом отправляли буквально всё: холодильники, мотоциклы, шкафы, мягкую мебель. Всё, чего не было в магазинах. В общем выполняли не квалифицированную работу, но без них было не обойтись. На станции большое здание вокзала, два поста дежурных стрелочных переводовдолжны быть обеспечены топливом. Все, кто работал на станции были железнодорожниками.Работа у прабабушки была тяжёлая. Она получила за свой труд звание «Ветеран труда». Прадедушка работал на пекарне ОРС, он возил хлеб в магазин и к вагонам, чтобы отправить на другие железнодорожные станции. Хлеб из Овинищенской пекарни ели и люди, живущие в Краснохолмском и Сандовском районах. К сожалению, прадедушка рано умер. Прабабушка дожила до 82 лет, умерла в 2008 году.
Моя прабабушка, Смирнова Анна Дмитриевна
Мой прадедушка, Смирнов Михаил Васильевич
Мои дедушка и бабушка познакомились на станции Овинище. Бабушка, Капуткина Галина Васильевна, приехала работать после окончания железнодорожного училища в городе Бологое. В Бологое она училась на дежурную по станции. Родилась бабушка в деревне Холм, в семье колхозников. Колхозники работали от зари и до зари за «палочки», так называли трудодни. За них раз в год работникам начисляли проценты. Родные посоветовали идти учиться, чтобы на железной дороге работать. Бабушка после 10 класса поступила в училище. В те годы паспорта выдавали в колхозе, а у неё на руках было свидетельство о рождении, с ним и уехала. Паспорт потом выдали, но не в колхозе, а в городе. С 1 сентября 1973 года по 28 февраля 1975 года обучалась в Бологовском городском профессионально-техническом училище №7. 1 марта 1975 года она была принята на должность дублёра дежурного по станции Овинище, а со 2 апреля того же года стала работать самостоятельно. Общий стаж работы на должности дежурной по станции у бабушки 10 лет. С 1986 года перешла на работу на должность приёмосдатчика груза и багажа станции Овинище. Через станцию проходило очень много разного груза. Бабушка должна была его оформить и отправить получателю. Или, если багаж пришёл на станцию выдать его получателю. С 1990 года по 2010 год она работала билетным кассиром. На станции была билетная касса, где можно было купить в любой город нашей страны. Билеты были разные: картонные, твердые и большие, которые ножницами вырезали. У бабушки на работе стояли телефоны, специальный шкаф для хранения билетов, сейф и деревянный диван, потому что касса работала круглосуточно. Работало по сменно два кассира. Поездов было много. Ходили поезда: Москва - Ленинград, его называли «Бутырка» или Бутырский. Он проходил через станцию Овинище ночью. Были прицепные вагоны «Весьегонск – Ленинград» и «Весьегонск – Москва». Пригородный поезд от Весьегонска до Сонково курсировал ежедневно. За билетами пассажиры занимали очередь, особенно в конце лета было много пассажиров. Всех нужно было обилетить и отправить, оформить багаж, если была такая надобность. Всё оформлялось вручную. Это сейчас: сидишь дома и, если надо съездить куда-нибудь, можешь купить себе билет, даже не выходя из дома. Общий стаж работы на железнодорожном транспорте у бабушки –35 лет.
Мои бабушка и дедушка. Смирновы Галина Васильевна и Николай Михайлович
Дедушка, Смирнов Николай Михайлович, родился в деревне Софрониха. Начал работать с 17 лет, после окончания курсов механизаторов широкого профиля.Вначале работал в совхозе «Овинищенский» - механизатором. Служил в армии 2 года. После армии ещё 3 с половиной года работал на комбайне. В 1976 году прошёл обучение на кондуктора грузовых поездов и стал работать на железной дороге. В то время на станции было много маневровой работы. Станция Овинище узловая станция. В районе было много колхозов. Удобрения, комбикорма привозили по железной дороге, а вагоны стояли на станции. Отправляли лён, зерно. Дедушка занимался сцепкой и расцепкой вагонов, сопровождал поезда до станции Весьегонск, Красный Холм, Сонково. Кондуктором дедушка работал до марта 1979 года. За время работы был премирован 10 рублями «За чёткое выполнение условий операции «Внимание – маршрут». С 1981 по 1983 год работал на должности дежурного стрелочного поста станции Овинище. С 1992 по декабрь 2000 года работал станционным рабочим и дежурным стрелочного поста. 28 декабря 2000 года дедушка не стало.
У моей бабушки Галины Васильевны был старший брат, его звали Виктор. Он родился в 1948 году. Он дважды поступал в железнодорожный техникум. Ехать нужно было в город Петрозаводск. Бабушка говорит, что туда уезжали учиться на рабочие специальности для железной дороги. Ближе в то время не было. Первый раз после 9 класса его не взяли. Он отучился ещё год, в 10 классе. Узнал, что в городе Волхов учат на помощников машиниста и поехал поступать.Закончил Волховский железнодорожный техникум по специальности помощник машиниста. Успел поработать до службы в рядах Вооружённых сил, потом вернулся на работу в Волховское Депо. Работал помощником машиниста, перевёлся в слесаря по ремонту подвижного состава. Виктор Васильевич умер в 1994 году.
Брат бабушки, Капуткин Виктор Васильевич
Продолжили династию железнодорожников мои тётя и дядя. Наталья Николаевна Смирнова в 1994 году устроилась работать на станцию Овинище разнорабочей. Поступила в Весьегонское ПТУ №11, по специальности продавец – кассир, с отличием его закончила, но не понравилось работать в магазине. Вернулась на железную дорогу. И с 1999 годаработала разнорабочей. В 2007 перешла ученики дежурного стрелочного поста на станцию. Набирали бригаду дежурных стрелочных постов. Уже 17 лет она работает на станции Овинище дежурной стрелочного поста. Работа ответственная, требует внимательности и бдительности. Надо знать много инструкций, железнодорожных терминов. Тёте Наташе работа нравится.
Сергей Николаевич Смирнов, мой дядя, сразу после школы в 2004 году поступил в Московский колледж железнодорожного транспорта. Он выбрал специальность монтёра пути. В 2005 году первая производственная практика и предложение о работе. Всего за год от монтера пути 2 разряда до 5 разряда. В 2006 году после окончания колледжа поступил в Московский университет транспорта (МИИТ), в Институт пути, строительства и сооружений. Учился и работал, было не просто. Трудолюбивый и ответственный он был замечен руководством и назначен в начале бригадиром бригады ПЧ, а потом мастером. Дядя Серёжа продолжает трудиться на железной дороге. Он живёт в городе Подольск Московской области. На фотографии Смирнов Сергей Николаевич, мой дядя. (на шапке полоски) Во время обучения в железнодорожном колледже. Практика.
У меня ещё есть время выбрать профессию, но, если мы куда-нибудь едем и можно выбрать транспорт - я за поезд.
Варвара Ковальчук, обучающаяся Кесемской СОШ