Народные традиции Троицкой недели

Троицкую неделю в народе именовали зелёными святками. На 50-й  день после Пасхи наступала Троица – праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа (в Троице славимого Бога, троичного в Лицах, единого по существу). Ещё этот праздник в церковной традиции именуется Пятидесятницей.

В русской обрядовой традиции этот праздник был связан с культом берёзы и назывался ещё – «Семик».

Пошли девки

в лес гулять

берёзоньку                                           

заливать.

Ой-лю, ой-лю-лю,

березоньку

я завью

Завить берёзку – обряд из далёкой древности. Девушки, к примеру, верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем. Загадывали здесь и желания свои, думали о будущем. Завивая берёзку, все желали своей родне, особенно же родной матушке, крепкого здравия, ибо целительная сила березовых веток по поверью наших предков - именно в эти дни росла. В это время заготавливали и берёзовые веники для бани, также кормили берёзовыми листьями скотинку. Целительным почитался и настой из листьев берёзы. Наши предки верили, что оберегают ветки берёзы в этот день избы от всяких нечистых духов.

В храмы в праздник Троицы также украшались берёзками и зеленью – ведь сама христианская церковь в этот день празднует своё День рождение – начало своего земного бытия. Крестьяне также освящали в церкви ветки берёзок, несли их в дом, в красный угол. В некоторых местностях крестьяне украшали зеленью свои дома и снаружи – углы, крыльцо, ворота. Украшения снимали в субботу, перед днём  Всех святых, а на божнице, у образов, ветки берёзки оставляли до будущего года. В соседней Вологодской области крестьяне до сих пор вставляют в эти дни ветки берёзы, чтобы чистота и целительный дух передались и стенам.

Становились

во кругу,

поклонились

Семику.

Ой-лю, ой-лю-лю,

березоньку

я завью!

Семицкая неделя, Семик – седьмая неделя по Пасхе. Семик – четверг. Именно четверг был днём, который предсказывал, чему статься. Коли завитые ветки берёзы не завяли за эти дни, то означало – задуманное обязательно произойдёт.

В эти дни завивали и венки. На Троицын день особенно по деревням рассказывались были и небыли о русалках. Боялись в эти дни их. Девушки плели венки в берёзовых рощах из веток берёзы. А после шли к речке, предварительно привязал тряпицей горькую траву полынь к воротушке рубахи (чтобы русалки не завели в речные чертоги, не закрутили в русальном хороводе), встав спиной к воде, скидывали венки с головы. Конечно, плохо было, если венок тонул. Его, мол, вода брала и давала знать гадающей девушке: так и приберется, канет то, о чём девушка возмечтала. Коли венок приставал к другому берегу, то это было знаком: любовь девичья привьётся, пристанет к сердцу любого парня.

На Троицу девушки готовили обрядовую еду – яичницу. Она готовилась с утра в русской печи, заворачивали яичницу с караваем хлеба.

Девушки расстилали полотенце, раскладывали принесенную еду под берёзой. Около этой берёзы они водили «круги» (не хоровод, а именно «круги»). Яичница здесь являлась символом плодородия. Скорлупа яичная не выбрасывалась куда попало. Она лежала на шестке под сводом печного устья. Скорлупа здесь обжигалась, опалялась. После её мелко толкли в ступице и ссыпали в приготовленный мешочек. Этот порошок из скорлупы, истолченный в Семик почитался как целебный.

Съев яичницу, девушки водили хороводы и пели обрядовые песни:

Благослови, Троица,

Святая Богородица!

Ой-лю, ой-лю-лю,

Берёзоньку я завью!

С Троицы можно было становиться на колени вовремя молитв. Понедельник, следующий день после праздника Святой Троицы, называется Духовым днём. Крестьяне в этот день не работали. Запрещалось даже прикасаться к земле. В нашей местности этот день особенно отмечали в д. Лопатиха. А ближайшее воскресенье праздновали память Всех святых и заговлялись на Петров (апостольский пост). Апостольские заговенья широко отмечали в селях Чамерово и Чистой Дуброве. Начинался цикл особых пятниц по деревням – «девятая», «десятая», которые отчитывались от Пасхи. Начинался после Отдания Троицы (первая суббота после праздника) и купальный сезон. До этого времени старались не купаться, боясь коварных русалок.

25 июня читатели Чистодубровской библиотеки продолжили традиции празднования Троицы. Под песню «Матушка Земля, белая берёзонька» завили берёзку, пожелав друг другу счастья, добра, любви и всяческого благополучия! Также участники нарвали берёзовых веток и в шутку похлестали ими друг друга для того, чтобы всё злое и нехорошее от них отошло подальше; чтобы были они все скоры на добрые дела, чтоб не мешали им болезни и недуги нести радость в мир, чтобы не было у них плохого самочувствия и настроения, а был бы лишь сплошной позитив несмотря ни на что.

Источник:

- Православный справочник. Спб., 2006

- Рожнова П. Радоница, Русский народный календарь. М., 1992 г.

Никита Снетков, библиотекарь Чистодубровской сельской библиотеки   

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей