Педсовет постановил… Воспоминания о Кесемской школе

Калачева Майя Александровна – ветеран трудового фронта Великой Отечественной войны, выпускница исторического факультета Калининского педагогического института. В институте еще получила дипломы преподавателя психологии и физкультуры, имела разряды по гимнастике, плаванию, туризму, альпинизму. Закончила факультатив учителей рисования и черчения.

С 1950 г. по 1952 г. преподавала в школе историю, психологию, рисование. Избиралась секретарем учительской  и ученической комсомольской организации, руководила лекторской группой учащихся в школе и в районе.

Позднее работала заведующей отделом молодежи Калиниского обкома комсомола, 15 лет преподавала в институтах на кафедре педагогики и психологии.

«Пока голова работает, а ноги ходят, путешествую, зарабатывая своими трудами художника. Объездила и облетела полмира, не считая России и СНГ. Помогает Аэрофлот – ежегодно в мае ветеранам Великой Отечественной войны можно летать в любую точку.

Статьи на исторические темы печатаю в журнале «Боевое братство», - пишет о себе М.А.Калачева.

..закричат и захлопочут петухи,

загрохочут по проспекту сапоги,

засверкает на дороге изумруд.

В одночасье современники уйдут.

(Иосиф Бродский, лауреат Нобелевской премии).

    В июле этого года,  наконец,  приехала в весьегонские края почтить память сердечной подруги и коллеги Павлы Ивановны Ивановой. Мой трудовой путь начался в Кесемской средней школе, где завучем и преподавателем русского языка и литературы была Павла Ивановна.

    Мне посчастливилось осваивать профессию педагога в коллективе этой школы. Здесь трудились настоящие подвижники своего дела, отдававшие детям все силы и знания. Народная учительница Нина Алексеевна Козлова, всесторонне образованный, любимец коллектива Геннадий Иванович Одинцов, строгий и подтянутый участник Великой Отечественной войны Константин Иосифович Логинов… Физику детям преподавал доцент одного из ленинградских институтов Анатолий Иванович Соколов, высланный на периферию из столицы, как многие другие преподаватели старой интеллигенции. Были ещё живы и трудились вместе снами учительницы старой закалки Александра Яковлевна Соболева, Мария Ивановна Смирнова. Они превносили в коллектив школы настоящую благородную интеллигентность, благожелательность, вежливость, уважение старших к младшим.

    Павла Ивановна свои знания и любовь к русской словесности воплотила в создании в школе настоящего театра. Артистами в нем являлись ученики и учителя. Надо было обладать многими качествами режиссера, организатора, педагога, чтобы объединить совершенно разных людей для постановки пьес Гоголя, Островского, Маршака. Павла Ивановна свой интузиазм и любовь к искусству лишь изредка подкрепляла «административным ресурсом», да и только когда надо было перенести уроки педагогов или освободить от других нагрузок ученика для выступления на «гастролях». Это бывало очень редко.

    Если учесть, что в 1950 году не было ни телевидения, ни аудио, ни DVD, даже простое радио звучало не в каждом доме, а в Кесемской школе уроки проводились при керосиновой лампе, то выступления самодеятельного театрального коллектива, его гастроли по школам, клубам, колхозам района были настоящим праздником.

    Подготовка спектакля сопровождалась многодневной работой на уроках и во внеурочное время, стала частью учебно-воспитательного процесса. В те годы надо было иметь не малое мужество, чтобы знакомить детей с достижениями российской культуры. Многие произведения поэтов, композиторов оказались под запретом. Не печатали произведения Ахматовой, Зощенко и других. Не звучали в школе стихи Есенина. Незадолго до смерти Павлы Ивановны я записала на магнитофон рассказ о том, как учили поэзии будущих педагогов русской словесности, как она сама читала детям стихи Сергея Есенина, предварительно закрыв на ключ дверь в классе. В 50-х годах буржуазными наукам называли генетику и кибернетику. Но живы были российские учителя, и подрастали будущие ученые, академики, медики, химики и программисты. Из стен Кесемской школы вышло немало достойных людей. Сегодня отдел внутренних дел области возглавляет бывший ученик А.А.куликов; в организации «Тверьэнерго» заправляет другой выпускник. Из учеников 50-х годов выросло много высокообразованных специалистов. Например, в выпускном классе в 1952 году училось всего шестнадцать человек, из которых четверо получили медали. Работы по математике и сочинения учеников Павлы Ивановны прошли в области экспертизу без сучка и задоринки. Самым нашим выдающимся выпускником был Василий Акимов, сын колхозников из деревни Фоминское. В детстве мальчик перенес костный туберкулез, на экзамены в седьмом коассе его на руках носили товарищи из Чамеровской школы. В восьмой класс он пришел уже с палочкой, жил у старой учительницы Марии Ивановны Смирновой на квартире. Мария Ивановна по-матерински (и отцовски – строго!) опекала Васю три года. Уже в седьмом классе он увлекся химией, ставил опыты, изучал самостоятельно литературу, периодику по химии. Вообще-то, как выразился один из коллег, Акимов был у нас «химик по всем предметам». Например, на чердаке у Марии Ивановны он нашел труды дореволюционного ученого Ключевского и мне на первых порах подкидывал вопросики. Хорошо, что я знала буржуазные концепции на ряд исторических событий… Пришлось и мне перечитать  труды Ключевского. Не знаю, что потом было, но после школы Вася поступил в МГУ, закончил аспирантуру, работал доцентом на кафедре химии…

    Другой скромный мальчик из деревни Иван-Гора Коля Юшкин стал доктором геологоминералогических наук, директорм научного института РАН и лауреатом Строгановской премии за развитие российской науки. Будущий ученый Коля Юшкин в 6-7 классах провел изыскания полезных ископаемых для строительства  на территории Весьегонского района, описал, где имеются залежи глин, песчаника, составил интересный доклад по истории и географии Весьегонского района, с которым выступал в школе, в колхозе.

    В 90-х годах он написал книгу о своих занятиях, поисках, учебе в школе, в техникуме. Книгу «В начале пути» подарил библиотекам района, учителям. Нашлись добрые слова для всех нас, кто с ним был в начале пути. Я горжусь, что первый поход на лыжах в Дарвинский заповедник Коля совершил под руководством нас с Геннадием Ивановичем Одинцовым. Он с юмором в книге описал наше путешествие, и как свечкой мазали свои лыжи, и ночевали  вповалку в доме родственника Геннадия Алексеевича в Весьегонске.

    …Выдающиеся события происходили в Кесемской школе почти весь 1951-52 учебный год. 21 октября 1951 года на педсовете было принято решение: «Всему коллективу школы включиться в подготовку смотра художественной самодеятельности и занять первое место». Нашлись скептики: «Голоса нет», «Никогда не выступали», «Ничего не умею». «Всем найдется дело!» - строго оборвала скептиков завуч школы.- Ещё и родителей привлечем не только костюмы и декорации готовить, но и петь в хоре, у кого есть голос».

      Кроме разных там артистов - солистов, было решено взять первое место массовостью. В пьесе Маршака «Двенадцать месяцев» было задействовано около ста человек «артистов» с 1 по 10 классы. Мамы и бабушки самозабвенно шили костюмы «снежинкам», «зайцам» и прочим обитателям леса. Общими усилиями нарезали несколько мешков «снега», который мальчики потом со стремянок кидали на сцену, изображая бурю. Такого хора, что был у нас, больше нигде встречать не приходилось. Во всем селе не оказалось ни одного музыкального инструмента, кроме личной мандолины Геннадия Ивановича. Нотной грамотой он владел вполне, поэтому и стал главным организатором и аккомпаниатором нашего хора. Долго подбирали репертуар для концерта. После проб и обсуждений остановились на «Гимне коммунистической молодежи» - очень современном в те дни, и народной песне «Вечерний звон». Концерт прошел с большим успехом. До сих пор бережно храню грамоту Калининского обкома комсомола «За активную работу…». Незадолго до смерти Геннадия Ивановича позвонила ему в Тверь, где он доживал последние дни у сына. Был март, кажется, 27 число, в России отмечали день театра. «Геннадий Иванович! С праздником Вас! С Днем театра!»

    Смотрела спектакли Островского в московских театрах, отмечался юбилей драматурга. Режиссеры разные, но все ищут что-то необыкновенное, выдумывают разные пошлости. Очень красивые костюмы у артистов. Но лучшего раскрытия характеров и той эпохи, как это было у Павлы Ивановны, я не усмотрела. Написала ей в письме. А сколько радости было при встречах! Не о болезнях и пенсиях толковали мы, находилось, что вспомнить из жизни полвека назад…

    Эту статью я сочинила, сидя  у своей палатки на околице лесной деревни. Здесь живет дочь подруги Павлы Ивановны, которой тоже уже нет в живых. Ольга Яковлевна Паранина учила грамоте маленьких деревенских ребятишек, они дружили всю жизнь, вместе учились в педучилище до войны и умерли почти в один день. Павла Ивановна все хотела отвезти меня к подруге, чтобы нарисовала красавицу Реню и ей подарила картину. Не успела познакомить. Сфотографировала я речку в лесном краю, развалившуюся школу, дачников из Москвы и Питера, что раскупают дома брошенных деревень. Решила поделиться своими воспоминаниями с читателями о прекрасных людях прошлого столетия…

На снимке: П.И.Иванова.

Фото из семейного архива.

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей