Станция Овинище, улица Вокзальная. Казармы
Улица Вокзальная ‑ самая протяжённая среди улиц станции Овинище, свыше 2-х км в длину, а если собрать казармы, построенные за железной дорогой, то будут все 3. Изначально рабочий посёлок находился в стороне от железной дороги. Казармы были построены для различных железно-дорожных организаций.
Планировка многих помещений даже не подразумевала, что со временем они будут жилыми. Во времена тотального дефецита жилых площадей рабочие были согласны на любое жильё. Жили в бараках, один стоял на улице Первомайская, второй у депо. Построенный в начале войны он ещё долго служил временным жильём для молодых семей. Казарменным жильём распоряжалось, а в настоящее время сказали бы управляло, НГЧ. Организация с таким таинственным названием существует по сей день. Занимается гражданскими сооружениями, их эксплуатацией и ремонтом.
Чего особенного, живут люди в многоквартирном доме, названном на военный лад – казарма? А особенности были. Количество работающих на станции было столь велико, что арендовали не только квартиры, но даже углы. Так что понятие «снять угол» знакомо многим овинищенцам, выросшим в послевоенное время. Каждой семье в казарме выделялось не более одной комнаты, плюс кухня и прихожая одновременно. Площадь жилья, конечно, была разной. Абсолютно одинаковых комнат не было. Из заметных плюсов – отдельный вход, роскошь на одну квартиру, но обычно было на две. Из удобств только печка и колонка с водой через дорогу или колодец в заулке. Прочие удобства на улице. Баня была общественной. Пятница – женский день, суббота – мужской. За 15 копеек любители пара могли по несколько часов наслаждаться баней.
Каждой семье полагался участок для огородничества. Тут было по-разному. Сколько точно полагалось соток земли уже никто не помнит. Примерно пара грядок, а если в цифрах сотки 2 земли. Земельные участки закреплялись за квартирой пожизненно. Менялся квартиросъёмщик – участок переходил новому владельцу. Также полагался картофельник. Картофельники были у всех железнодорожников, проживавших в казармах. По желанию картофельник выделяли и имеющим частные дома, если змельный участок был не велик. Участки находились в полосе отвода (это была железнодорожная земля) у деревни Попадино и Софрониха.
Что значит «косить позаполоскам», у нас знают все. Правда не всегда владельцы окашивали свой картофельник. Много ли накосишь, а до станции ещё довести надо. Так что могли отказать в пользу того, чей покос был рядом. Железнодорожники могли получить только не более чем 4 или 5 соток земли. Наличие какой-либо площади для заготовки кормов не предполагалось. Работники станции косили по пикетам.
Замечали по-за дороге километровые столбики? На железной дороге кроме километровых столбиков поставлены пикетные. От пикет до пикета 100 метров. Да в ширину метров 50. В шутку такие участки называли «гектарами». Хорошо если покос достался в пределах станции или не очень далеко, многие ходили косить за 3,5 и более км, почти до станции Остолопово в сонковскую сторону и до Овинищей - 2 в пестовскую. Участки выделяли и по весьегонской ветке. Накосили, высушили, а привезти – нужен транспорт. Кто на лошади привозил, если была возможность, то на мотовозе или на дрезине. Также НГЧ выделяло машину для доставки кормов до дома.
Все старались держать домашний скот, кто корову, если по возрасту не по силам, то козу. В 70-е и 80-е годы поголовье крупного рогатого скота по Овинищам было свыше 130 голов, коз и овец свыше 100. Для сравнения в настоящее время коров держат только две семьи, коз примерно 15 голов на всю станцию. За каждой квартирой были закреплены хозяйственные постройки для животных и сарай под дрова и уголь. Они и до сих пор есть у каждой казармы. Располагались они по периметру двора или заулка.
Одной из льгот, полагавшихся железнодорожникам, был бесплатный уголь на отопление дома. Каждому полагалось по 1 тонне угля и 2 кубометра дров. У всех были топливные книжки, в которых делали отметки о получении угля и дров. Начальник станции лично высчитывал сколько вёдер отсыпать, потому как ёмкость у тары была разная. Уголь рассыпали по кучам, а потом забирали домой, кто как мог, кто на тракторе, кто на лошади, а если рядом жили, то на тачке. Шлаком были засыпаны все тротуары на станции. Бабушки-пенсионерки, чтобы получить уголь, брали на квартиру проходяших практику дежурных.
Всего на станции было более 15 казарм: одноквартирные, двухквартирные и шестиквартирные. Особняком стоял двухэтажный деревянный дом с двумя флигелями. Находился он в центре посёлка, примерная дата постройки 1896 год. К сожалению, зимой 2005 года эта казарма сгорела, погиб один человек. Квартир в нём было 8 в общем подъезде и два жилых флигеля с отдельными входами у каждого, и того 10 квартир.
Ковальчук Валентина,
библиотекарь Ивангорской библиотеки