Из истории Виндаво-Рыбинской железной дороги
Чугунка. Бежецкая машина. Так называли в разговорах обыватели далекую от Весьегонского уезда железную дорогу. Ближайшая железнодорожная станция от Весьегонского уезда находилась в городе Бежецке. Весьегонские земские деятели и активные городские обыватели претерпели много хлопот для продвижения железной дороги в Весьегонский уезд.
Состоялись неоднократные поездки весьегонских представителей в министерство путей сообщения. Разбирались различные вариации продвижения железной дороги от города Красный Холм в Весьегонск и Устюжну.
По предложению Дмитрия Николаевича Батюшкова железнодорожная ветка предполагалась около села Остолопово.
Михаил Александрович Колюбакин предлагал железнодорожную магистраль возле села Пятницкое.
Барон Геннадий Христофорович Штемпель настаивал на ветке около деревни Холм и сельца Пашково Кесемской волости. Были и другие варианты.
Когда железная дорога подошла к городу Красный Холм, старанием земцев были отремонтированы частично, с прокладкой булыжных мостовых, сельские тракты.
Сегодня для вас, мои дорогие читатели, «крохотки» из истории местного железнодорожного сообщения. Вот что о событиях написано в газете Тверские губернские ведомости.
1899 - 1901 год.
3 октября 1899 года. Красный Холм. Состоялось открытие Краснохолмской ветви Рыбинской железной дороги. Событие это имеет большое экономическое значение для края. Заключается оно не только в том, что вновь открытая Краснохолмская ветвь соединила значительную часть Весьегонского уезда, непрерывным железнодорожным путем со всей сетью железных дорог Империи, но, главным образом, в том, что со временем эта ветвь составит звено большого железнодорожного пути, который свяжет Москву с Северной железной дорогой.
Постановление министра путей сообщения.
О воспрещении извозчикам, приезжающим на станции для перевозки пассажиров или их вещей, входить на платформы во время прихода пассажирских поездов. Названные извозчики во время подхода и остановки поезда должны находиться при своих лошадях. Виновные в несоблюдении этого приказа будут привлечены к ответственности.
От управления по сооружению железных дорог. 3 октября 1899года открыто правильное движение поездов на краснохомской ветви Рыбинско-Псковской линии общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, протяжением - 31 верста.
Правление общества Московско – Виндаво - Рыбинской железной дороги доводит до общего сведения, что движение поездов с 15 октября 1899 года с ветвями в Кашин и Красный Холм будет производиться по расписанию /часы по Петербургскому времени. Поезд приходит в Красный Холм в 11 часов утра. Отходит в 3 часа 25 минут дня. Всего от Савелихи до Красного Холма ходят два пассажирских и почтовых поезда.
Управление Рыбинско-Псковской и Новгородской железных дорог извещает: грузы большой и малой скорости, не востребованные адресатами, после третей публикации, будут проданы с публичных торгов. Среди грузов: багаж №2491, 2398 Атяшево – Красный Холм. №3307 Тверь - Красный Холм. №228 Тарасково - Красный Холм.
По Савелино-Краснохолмской ветви Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги установлена перевозка почты в сопровождении временных почтальонов Тверского почтово-телеграфного округа. Простая письменная и бандерольная корреспонденция, в том числе и газеты, адресована на станции означенной ветви Прокино и Красный Холм, должна быть посылаема на имя почтовых вагонов: №23 «Бологое-Ярославдь» и № 24 «Ярославль- Бологое».
27 октября 1900 года в 9 часов, 17 минут вечера, поездом №16 Николаевской железной дороги отбыл из города Твери в город Красный Холм, начальник губернии тайный советник, князь Н.Д. Голицын. С тем же поездом уехал причисленный к министерству внутренних дел, исполняющий обязанности старшего советника тверского губернского правления, действительный статский советник В.А. Плетнев, сопровождающий начальника губернии в данной поездке.
С января 1901года на пролегающих в пределах Тверской губернии ветвях Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги: Савелино-Кашин и Савелино–Красный Холм. В состав поездов входят вагоны первого класса. Перевоз пассажиров в вагонах первого класса производится по общему пассажирскому тарифу.
15 декабря 1901 год. Министр путей сообщения, действительный тайный советник, князь Хилков, проездом в город Череповец, прибыл в Весьегонск в начале третьего часа дня. В общественном собрании князю Хилкову был предложен завтрак. Пробыв около полутора часа, господин министр отбыл в город Череповец. Проезд министра путей сообщения через Весьегонск породил массу толков, благоприятных для интересов города.
Высочайшая награда. Медаль для ношения на груди, серебряная, на Станиславской ленте с надписью: «За усердие» пожалована младшему счетоводу Рыбинской товарной станции, мещанину города Весьегонска Петру Калугину.
Пояснение:
Савелиха - станция Сонково.
Министр путей сообщения прибыл в Весьегонск на лошадях. Возможно, он приехал в Череповец поездом, а, возможно, доехал поездом до Красного Холма, а в Весьегонск на лошадях.
Источник: газета Тверские губернские ведомости. 1899-1901 год.
Плодготовила ведущий библиотекарь Кесемской сельской библиотеки Елена Селифонова