Музей - хранитель памяти
В деревне Пронино уже семнадцать лет существует замечательный краеведческий музей, созданный руками сельских жителей.
Для многих музей – это хранилище старых вещей и предметов, документов и фотографий – безмолвных, бессловесных свидетелей далёкой старины. Но за каждой фотографией, за каждой строчкой музейного документа – это люди, те, которые жили и живут рядом с нами.
Кажется, что в городские музеи еще кто-то ходит, а в сельских – жизнь давно замерла. Но оказывается, музей в нашей деревне не только жив, но и даже популярен!
Хорошо, что вдеревне есть музей.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе всё-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Музей – живое воплощенье
Былых времен и дней былых,
Души и сердца отраженье
В вещах знакомых и родных.
Храня прошедшее живое,
Он тянет в будущее нить,
Его служение святое – собой века соединить!
Этот замечательный краеведческий музей находится в помещении бывшей Пронинской школы. Да, он и достался-то нам в наследство после закрытия школы.
Вот небольшая история его создания.
В 1993 г. в школе был введён курс «краеведение» как школьный компонент, работал краеведческий кружок.
Тогда по курсу «краеведения» не было ни учебников, ни единой (региональной) программы. В эту программу было разрешено вносить изменения преподавателям краеведения в зависимости от реальных возможностей местности, где расположена школа.
Учителя воспользовались этой возможностью и после посещения, осенью 1992г. краеведческого музея в г.Весьегонске, где увидели многие музейные предметы, которые можно собрать в нашей сельской местности, решили заняться этой работой. Путь начала собирания таких предметов был тогда один – поисковые экспедиции. Наша первая экспедиция, которая состоялась во время зимних каникул 1993года, увенчалась успехом. И вот из сараев, с чердаков (накатов) жилых домов и просто из домов окрестных деревень (Чернецкое, Пронино) перекочевали в школу старинные вещи. Ребята и учителя с интересом их рассматривали (лапти, зыбка, глиняные горшки, кувшины, прялка, самовар, ступа с пестом, трубка для самовара, тушилка – были первыми предметами старины, принесённые в школу). Оказалось многие подобные вещи и предметы быта хранятся у них или на накатах в доме или дома у себя, родителей, бабушек, знакомых. И в школу с удовольствием ребята и учителя начали приносить различные интересные предметы быта и культуры, различные приспособления, которыми пользовались в крестьянском хозяйстве наши предки.
Так у них появилось совершенно новое увлекательное дело – собирательская работа с целью создания краеведческого уголка крестьянского быта родного края.
Далее занятия кружка, экскурсии, поисковые исследования, встречи с местными жителями – привели к накоплению материала о родном крае. Предметов старины собралось столько, что появилась необходимость их систематизации, сохранения, учёта и использования. Учёт поступивших в школу предметов вёлся (и сейчас ведётся) путём записи их в инвентарную книгу. И вот по мере накопления материала был создан краеведческий уголок предметов быта, в 1995г. к 50летию Победы в Великой Отечественной войне – уголок боевой славы «Они сражались за Родину».
Постепенно уголок перерастал в краеведческий музей и в апреле 2000г. на педсовете было принято решение о создании школьного музея, определяя профиль музея, как краеведческий, предоставляя помещение для него в кабинете истории. Кабинет истории перегородили и разместили там школьный музей. Но со временем места там стало мало, многие предметы, документы, книги хранились в сундуках и в шкафах и не были выставлены как экспонаты музея, трудно было создать музейные экспозиции. Так как другого помещения для музея в школе не было, Галина Леонидовна Сорина, завуч школы, предложила убрать перегородку и разместить экспонаты музея полностью в кабинете истории, то есть уроки проводить в самом музее. И вот летом 2004 года работники и ученики школы занялись этой работой – создание школьного краеведческого музея, который стал их общим делом, и каждый внёс в это дело посильный вклад. Это результат работы ребят, учителей, работников школы, родителей, местных жителей, которые с пониманием откликнулись на такое замечательное увлечение, узнав о создании в школе музея, и с удовольствием предавали в школу предметы старины во время поисковых экспедиций, а иногда и сами приносили различные предметы для музея в школу.
Любовь Михайловна Соколова с благодарностью говорила о помощниках, с которыми оформляла экспонаты музея, музейные экспозиции и вообще о тех, кто оказывал большую помощь в работе школьного музея. Это Нечаева М.М., Иванова Е.Г., Виноградов М.Д., родители: Козлова О.О., Виноградова И.В. Я на тот момент тоже была работником этой школы и родителем в одном лице и была активным помощником в создании этого музея, даже была членом Совета Музея.
Трудно переоценить положительную роль музея в пропаганде знаний по истории, культуре и быту родного края. Был организован учёт музейного материала, аккуратно велась инвентарная книга с описанием музейных предметов, проводилось целевое использование музея в учебной деятельности и во внеклассной работе. В школе в то время была разработана система воспитательной работы, тема которой «Духовные традиции русского народа».
Материалы музея целенаправленно использовались на уроках истории, краеведения, изобразительного искусства, литературы, русского языка, а также на уроках в начальных классах. Тогда в школе был введён новый курс «Введение в народоведение» в начальных классах ив 5 классе. На этих уроках материалы школьного музея очень широко использовались как дидактическое пособие, а иногда эти уроки учителя проводили не в своем классе, а в самом музее.
Предметы музея также использовались во внеклассной работе, служили для оформления сцены во время проведения фольклорных праздников, спектаклей.
Работа музея велась с помощью Актива музея, который возглавлял Совет музея из (числа) учителей, родителей. Он руководил разнообразной деятельностью юных краеведов, так как школьный музей использовался не просто как наглядное пособие к урокам. Работа велась по плану, который состоял из 4 – х разделов:
1) поисково – исследовательская работа ( тогда она в основном была посвящена 60-летию Победы);
2) работа отдела фондов (учёт, ведение инвентарной книги);
3) экспозиционная работа (создание новых экспозиций);
4) экскурсионно – массовая работа (подготовка и проведение силами учащихся экскурсий в музее).
Богатая экспозиция музея состоит из нескольких разделов. В самом большом разделе представлены предметы быта, одежда, изделия декоративно-прикладного искусства русского народа.
Наш краеведческий музей – музей в основном крестьянского быта. Интерьер русской избы – это высокое искусство, искусство в котором громадный жизненный опыт крестьянина воедино сплавляется с его врождённым эстетическим искусством.
Крестьянская изба – это царство дерева. Всё, или почти всё, сделано здесь руками крестьянских умельцев.
Привозного, покупного мало: деньги в деревне были дороги. Долгими зимними вечерами долбили громадные ковши смелой и благородной формы, резали миски и ложки, плели кошели и солонки, в которых соль всегда оставалась сухой, мастерили из бересты туеса для ягод, мёда и грибов, мастерили зыбки для младенцев, сундуки для хранения приданного невесты, скатертей и полотенец, нарядной праздничной одежды, ступы с пестом, жернова и так далее. Предметом особой гордости считались прялки.
Между хозяйками существовало своеобразное соревнование: чья прялка украшена более тонкой росписью и резьбой. Поэтому в деревне редко встречались две одинаковые прялки. Из дерева мастерили и ткацкие станки. Вещи все простые и обычные, и делались, понятно, не для выставки. Быть может, порой они получались слегка корявыми и грубоватыми, но сколько в них внутреннего изящества, вкуса, стремления мастера к прекрасному. В душе крестьянин – труженик всегда уживался с художником, и поэтому самую простую повседневную утварь он создавал по единому закону пользы и красоты: не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой, линиями, цветом. И так во всём – от конька на крыше до коника на печи. У нас есть возможность не только рассказать, что такое «Красный угол», «Бабий кут», но и показать экспонаты, которые их составляют.
Раздел «Это школьной истории строки» состоит из нескольких экспозиций:
- «История школы». Экспозиция рассказывает об истории школы, о директорах школы и учителях, внесших свой вклад в развитие школы в разное время;
- «Школьные принадлежности из прошлого»;
- «Школьная форма 80-90 гг.»;
- «А годы летят…». В основе экспозиции фотографии выпускных классов разных лет.
Раздел «Память пылающих лет», наверное, гордость музея, т.к. этот раздел хранит много подлинных документов, наград, фотографий, писем фронтовиков и тружеников тыла.
На данное время в музее хранятся более четырехсот экспонатов, это уникальные предметы домашней утвари, старинная одежда, подлинные документы и награды участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, школьные принадлежности разных времен Музей рассказывает об истории поселения, о жителях, о работе школы и об учителях.
В стенах школьного музея проводятся музейные уроки, уроки мужества, экспонаты музея часто используются на различных мероприятиях. Здесь проходят выставки, торжественные мероприятия, отмечаются знаменательные даты и праздники.
За годы функционирования музей посетило очень много человек, и каждый остался доволен.
Музей нам дарит много впечатлений.Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни.
Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живет русская душа!
Русские традиции храня,
Мы память чтим, и свято бережем,
Все, что досталось от далеких предков
Мы в маленьком музее сбережем!
Материал подготовлен Ольгой Новожениной,
библиотекарем Чернецкой сельской библиотеки