Добрынская икона Святителя Николая в истории Весьегонска
Дорогие друзья, предлагаем вашему вниманию одну старую историю со страниц "Тверских епархиальных ведомостей" за 1911 год. В ней пойдет речь о Добрынской пустыни, чудотворной Добрынской иконе Святителя Николая, избавившей когда-то село Весь Егонскую от холеры. Вы узнаете о том, как икона из закрытого монастыря была передана в Воскресенский собор города Бежецка, и как весьегонцы в 1848 году во время новой эпидемии холеры тщетно пытались добиться возвращения святыни. Прочтете о том, с каким трепетом и любовью относились к иконе бежечане.
К сожалению, сейчас у нас нет возможности ей поклониться, в начале ХХ столетия Воскресенский собор был полностью разрушен, а святыня бесследно исчезла.
История одного закрытого монастыря. Добрынская пустынь и Добрынская икона Святителя Николая в Бежецком городском соборе.
В 15 верстах от Добрынского монастыря в деревне Заручье проживал помещик Пётр Семёнович Еремеев. В 1779 году он производил обмер своих владений. Земля была смежною с монастырскою пустошью Бабино.
При межевании между соседями произошло столкновение. "При вступлении землемера оный Еремеев", - по словам строителя Кесария, - "учинив отвод, пожелал оную пустошь Бабино за себя обмежевать и отвесть весьма по оной пустоши земли множественное число, такоже и лесу, и сенокосу и сделал просеку под самый монастырь безо всякой пропорции с немалою обидой оной пустыни"
У монастыря с соседом помещиком начинается тяжба. Заводятся и тянутся годами неприятности. В начале 1790-х годов у этого Еремеева и от его личной строгости, и от зверского обращения старосты сбежал крепостной дворовый человек. Долго блуждал он по окрестным лесам. Выбился из сил. Нужда загнала его в Добрынскую пустынь, у которой он и попросил себе приюта. Знала ли святая обитель, что этот беглый, - именно Еремеевский дворовый, не знала ли, но она его приютила и приставила к своей монастырской работе. Между тем до Еремеева дошёл о том слух. Послан был за беглецом из имения староста. При виде его вспомнились беглому все старые обиды и, когда староста вознамерился взять его силою, беглец на глазах у братии его убил. Донесли властям. Повелись суд да дело. При добрых соседских отношениях за все это мог ответить один только убийца. Но отношения у монастыря с Еремеевым были не таковы. Еремеев случаем воспользовался. Правительство относилось к монастырям строго. Такой могущественной покровительницы, как былая вотчинная владелица, Государыня Елизавета Петровна, у обители не нашлось. За упразднением её в казну могло отойти до 450 десятин хорошей земли. Добрынскую пустынь решено было упразднить.
Указом Тверской духовной консистории от 25 мая 1792 года с прописанием в нём указа Святейшего Синода "велено оную существовавшую на своём содержании Добрынскую пустыню, состоящую между лесами и болотами, по неимению до неё нужды, упразднив, обратить в приходскую церковь"
По неимению нужды Добрынская пустынь таким образом была упразднена. Вещие слова жены Стефана Ивановича оправдались: "В нынешние же времена и жилые места пустуют и как же пустыню строить". Строитель и братья по упразднении обители разосланы были по другим монастырям, трудники-бельцы распущены. Кельи и хозяйственные постройки проданы на снос. Стена с башнями разобрана. И на месте - снова "запустелое от Литвы кладбище", каким было оно за восемьдесят лет перед тем. Остался только храм Николы Чудотворца, как был здесь храм в это имя и до великого Литовскаго разорения. Храм стал приходским. В обеспечение отрезали ему из былых монастырских угодий 40 десятин земли, приписали из других приходов две деревни поблизости и шесть на расстоянии 10 - 15 вёрст от погоста и дали свой причт: священника, дьячка и пономаря.
Сдачу церкви новому причту чинил какой-то теребенский инок Арсений. Явленную икону Угодника Божия не оставили среди такого запустения. Как великая чудотворная святыня, она помещена была «в боле центральном месте", - в Тверском кафедральном соборе и оттуда вскоре же, по особым ходатайствам Бежецких посадских людей, передана в Бежецкий Воскресенский собор".
Так закончил свое существование Николаевский Добрынский монастырь. Возникший в неблагоприятное для монастыря время....
Передача иконы произошла в таком порядке. По распоряжению Высокопреосвященного Архиепископа Иринея от 11 апреля 1793 года кафедральным протоиереем Тимофеем Алексеевым икона из Тверского собора доставлена была в Духовную Консисторию, а из Консистории 28 мая того же года ее принял протоиерей Бежецкого Воскресенского Собора Логгин Онуфриев". С великим торжеством и радостью встретили бежечане явленный чудотворный образ Святителя. Украсили его "серебряною позлащенною ризою на чудесах с жемчугом и каменьями и иконостасом благолепным".
В 1798 году установили ежегодный, 9 мая, крестный ход с ним вокруг города "с должною церемонией". А потом, в 1841 году, «движимые особенным усердием и благоговением к сему образу", испросили благословение на устроение в своём холодном соборе особого во имя Угодника Божия придела и устроили его.
С какою горячею верой относился старый Бежецк к перешедшей в него Добрынской святыне, какою любовью, каким упованием окружил ее, - находим очень характерное изображение в сохранившемся спорном деле о ней между Бежецком и Весьегонском половины прошлого столетия. Дело это подробно изложено в журнале 83-го заседания Тверской Ученой Архивной Комиссии.
В 1848 году весьегонские граждане возбудили в Святейшем Синоде ходатайство о передаче Добрынской иконы Святителя из Бежецкого в их городской собор во внимание к тому, - "что в старое время, когда на месте их города было еще село с именем Веси, икона Угодника Божия из Добрынской пустыни каждогодно приносима была в него по обету жителей того села в воспоминание Богом дарованного избавления от бывшей болезни, жертвою коей сделалось много людей", что потом, когда, по упразднении Добрынской пустыни, и существующий издревле обет жителей села Веси прекратился, жители города Весьегонска скорбели о лишении их дара драгоценного, которому предки их так усердно веровали и, передавая потомству своему, всегда говорили о чудотворной иконе Святителя Николая, избавившего их ходатайством своим у Царя Небесного от смертоносной язвы, в настоящем же 1848 году Богу угодно было вновь посетить город Весьегонск болезнью холеры и скорбь их о той чудотворной иконе, как о потерянном сокровище, возобновилась". Движимые «чувствами пламенного желания" весьегонцы попросили Святейший Синод через передачу им иконы "дать им средства просить ходатайства у Угодника об избавлении их от смертоносных язв".
Архиепископ Тверской Гавриил, на заключение которого передано было Св. Синодом ходатайство весьегонцев, сделал запрос в Бежецк, - "будут ли согласны соборяне и граждане отдать образ".
И соборяне, и граждане ответили отрицательно. Первые, указав в своём отзыве, что икона испрошена бежецкими гражданами в 1703 году у Епархиального Начальства, что ежегодно совершается с нею вокруг города крестный ход и что в честь и прославление её в соборе устраивается особый придел, в заключение пишут: "Бежецкие соборяне и все вообще граждане, благоговея пред сим святым образом святителя и чудотворца Николая, вовсе не согласны отпустить его из своего города в город Весьегонск, потому что сей образ почитают охранителем их града и в продолжение пятидесяти лет заступлением святителя Николая они обретают помощь в нуждах, утешение в печалях и исцеление в скорбях и болезнях. Явным доказательством чудодейственной силы сего образа служит то, что когда в 1830 и 1831 годах свирепствовала холера, в городе Бежецке оная болезнь совершенно не являлась, и умерших от оной не было ни одного человека, а также в 1848 году, когда в окрестных местах та же эпидемия действовала в весьма сильном направлении, хотя она и являлась, но поражала в самом малом количестве. Такое видимое избавление и спасение от явной смерти все вообще граждане приписывают ходатайству и заступленною святителя и чудотворца Николая".
Городское Общество в собрании Думы 8 февраля 1849 года по поводу ходатайства весьегонцев в свою очередь высказалось: "Всякий из нас, и поныне чтя сию драгоценность святыни, находящейся в соборе, старается еще в младенческих летах детям своим указать на этот образ и сказать, что вот икона, которую и прадеды отцов твоих чтили, и так чувство это, переливаясь в поколениях жителей наших, кабы сроднилось с жизнью, с бытом и с характерами наших граждан и, хотя одинаково чтим, как христиане, все святое, но каждый из нас каждогодно как бы долгом поставляет сделать поклонение иконе посредством отслуженная молебна и в молитвах Святителя Николая находит утешение в своих скорбях и за сим уже в нашем городе ни сект, ни расколов, ниже самого дозволенного старообрядчества новой благословенной церкви не существует, но все из нас исповедуем веру единую православного христианства и во время существования эпидемической болезни холеры город наш Бежецк менее прочих пострадал смертностью, что по особой милости Божией приписываем молитвам угодника Николая, ибо в честь этого чествуемого нами образа святителя Николая по распоряжению высшей Духовной Власти и данному 1798 году мая 5 по благочинию указу устроен с должною церемонией каждогодно 9 мая крестный ход, который с того времени исполняется каждогодно.
"Указав затем, что Весьегонскому собору Добрынская икона никогда не принадлежала, явилась она в Бежецких пределах в то время, когда Весьегонск даже и к Тверской епархии еще не принадлежал, а числился в епархии Олонецкой, что основатель Добрынской пустыни Степан Иванович также из пределов Бежецкой пятины, что для украшения окладом носили в Москву икону бежецкие посадские люди, что из Добрынской пустыни в Бежецк для молебных пений икона приносилась каждогодно, передана в Бежецкой собор Епархиальным Начальством, находится здесь в продолжении уже 56 лет и украшена, не смотря на довольно ограниченное состояние граждан, серебряною позлащенною ризою на чудесах в большом размере с украшением жемчуга и каменьев и благолепным вызолоченным иконостасом.
Городское Общество так заканчивает свое постановление. "Мы, жители города Бежецка, уважаемую нами святыню в образе чудотворца Николая по собственному своему желанию и за прописанными обстоятельствами отдать навсегда в Весьегонский собор ни под каким предлогом не согласны. Но если, чего Боже сохрани, угодно будет Правительству духовной власти вопреки нашего желания взять прописанную икону, то это значит сделать нас сиротствующими, поселить ропот в жителях, мало даже, - посеять в душах всех и каждого уныние и тогда каждое несчастие, могущее пасть на город или жителя, будет относиться к сиротству и лишению нас образа чудотворца Николая, привыкших столько лет владеть своею святыней. По долгу чувства звания христианского, чтобы сделать утешение своим собратьям, жителям города Весьегонска, если им то угодно будет, решаемся не навсегда, но так, как было и прежде, отпускать в годъ один раз для отслуженная молебнов в городе на то время, сколько для обхода города Весьегонска потребно будет чисел, и по окончании возвращаться в наш местный соборный храм". Постановление подписали 35 купцов и 107 граждан мещан.
Получив вышеозначенные отзывы, Высокопреосвященный Гавриил в своём представлении Св. Синоду, изложив все дело, высказал мнение: "Поелику начала, на коих бежецкие граждане основывают свое право на неотъемлемость у них иконы святителя и чудотворца Николая, неоспоримы и приговор о том общества купцов и мещан бежецких достоуважителен, то и осмеливаюсь не другое что заключить, чтобы святая икона о коей в сем деле вопрос, оставалась в Бежецком. Воскресенском соборе навсегда неотъемлемою с дозволением носить ее приличным образом для совершения молебствований в Весьегонск по одному разу в годъ в известные сроки, коих назначение и определение предоставить Тверскому Епархиальному Начальству по соглашению и священно церковнослужителей и граждан городов Бежецка и Весьегонска".
Св. Синод запросил мнение Тверского Губернатора. Губернатор Бакунин высказался, что "благочестивое желание граждан города Весьегонска он признает уважительным, но тем не менее полагает, что перенесение сей иконы с приличною процессией будет сопряжено с немалыми затруднениями". Затруднения эти губернатор, как видно из письма его к Архиепископу Гавриилу, усматривал в дальности расстояния (110 вёрст), при котором перенесение иконы зимой, когда оно и может только достигать цели, за уходом граждан в летнее время на заработки, будет сопряжено с опасностью для здоровья лиц, участвующих в процессии, и, кроме того, приведет к упущениям по Полиции, так как отвлечёт обязанного находиться при процессии полицейского чиновника на продолжительное время от исполнения прямых его служебных обязанностей".
Св. Синод постановил: "Как икона святителя и чудотворца Николая, по упразднении Добрынской пустыни, передана в Бежецкий Воскресенский собор с разрешения Епархиального Начальства и находится там свыше 56 лет, в течении которых до 1848 года жители города Весьегонска прав своих на нее не предъявляли, то в просьбе им о возвращении в их собор означенной иконы отказать. Равномерно отказать и в учреждении с сим образом из Бежецка в Весьегонск крестного хода, поелику Начальник Тверской губернии находит, что перенесение оного на пространстве ста вёрст сопряжено со многими неудобствами и затруднениями".
Так закончилось спорное дело. Оно ярко, образно, словами самих бежечан рисует то глубокое благоговейное чувство к Добрынской иконе Угодника Божия, которое переходило из одного их поколения в другое. Старый бежечанин, указывая на чудотворный образ, с младенческих лет внушал своему ребенку: "Вот икона, которую прадеды отцов твоих чтили". И он глубоко верил в эту икону, как в крепки щит, в несокрушимый покров свой и от язвы смертоносной, и от злого недуга, от всякой скорби, напасти, беды и в тоже время от проникновения в среду сограждан его, в его город не только неверия, ересей и расколов, но даже и "дозволенного старообрядчества новоблагословенной церкви".
Под покровом Угодника Божия "все из нас",- пишут горожане в своём отзыве, - "исповедуем веру единую Православного Христианства и чувство это, переливаясь в поколения жителей наших, сроднилось с жизнью, с бытом и с характерами наших граждан". Такое великое сокровище передала Бежецку отжившая свой век Добрынская пустынь.
Прошло со времени закрытая Добрынской пустыни сто слишком лет. Время сгладило все. Теперь вам не укажут уже ни могилки Стефана Ивановича, ни места вечного упокоения его сподвижников Симеона и Андриана, ни могил былых настоятелей монастыря, ни всего «что прежде было так дорого, так ценилось, так береглось здесь. Канавы, рвы, рытвины, по чему теперь наглядно можно было бы хотя приблизительно судить о прежнем монастырском быте; - и это все заплыло, исчезло. Остается один неизменный священный памятник - поставленная трудами иноков церковь Угодника Божия Николая. Входите в нее, - и на вас сразу повеет далеким-далеким прошлым. Здесь на всем отпечаток былого монастыря, - на толстых каменных станах с глубокими оконными впадинами, на внутреннем расположении храма, на иконостасах, на убранстве храма, на своеобразных внутренних запорах - на всем. На окне приютился тяжелый "обитый черною кожей киот, убранный внутри резными золочеными ангелами.
Ангелы благоговейно осеняют пустое отверстие в нём, склоняются к нему, простирают руки. В отверстии помещалась когда-то великая явленная святыня обители, - чудотворный образ Божия Угодника.
И кажется, будто вчера только поставили сюда этот киот усталые иноческие руки после долгого утомительного хода в Устюжну, в Весь Егонскую, в свой Бежецкий Верх. При быстрой смене редких впечатлений выплывают под темными сводами храма грустные тени монахов. Назойливо мерещится суровый лик строгого игумена. А сам он, игумен, тут же лежит на вечной страже у врат своей святыни. И всякий топчет, по глубоко-трогательному завещанию его, когда-то мощное тело, пригнетенное к сырой земле громадною холодной каменной глыбой.
В двух верстах от Добрынского погоста, по дороге к деревне Райде, - старая деревянная часовня, место, где двести лет тому назад проезжий инок Нифонт, к великому изумлению своему, увидел на занесённом снегом придорожном кресте явленный образ «Николы Можайского», где, вспоминая пророческие слова Стефана Ивановича о явлении святыни, впервые склонились пред нею сподвижники Стефана иноки пустынники Сименон и Андриан в глубоком страхе своём и святом благоговении. Часовня эта и теперь влечёт к себе поклонников.
Рассказывают о происходящих в ней исцелениях. Сложились легенды, что из городского собора чудотворная икона Святителя не раз незримою силой переносилась в Добрынский погост на место явления своего. Местное население возбуждало ходатайства о возвращении иконы. На ходатайства отвечали отказом. В 1864 году Божеское Духовное Правление высказалось, что Добрынская икона, находясь в Бежецком соборном храме, пребывает в месте более центральном, а, следовательно, и наиболее удобном для общего поклонения, что бежецкие граждане весьма способствовали ее украшению и что она передана в Бежецк уже давно по просьбе бежецких граждан. В ночь на 31 августа 1898 года из Бежецкого городского собора Добрынская икона Святителя была похищена. Воры сняли с неё ценные ризу и украшения. Через неделю потом нашёл ее в реке Мологе под городом какой-то водовоз. Судебным следователем r. Коробкиным сделано было распоряжение о доставлении её в собор с подобающею честью тогда же, безотносительно к ходу следственного делопроизводства.
Поруганная святотатцами чудотворная икона, когда-то с такою верою и любовью носимая для украшения в Москву и по пути точившая, по древнему сказанию, обильные чудеса и исцеления, администрацией собора была вновь украшена. Население старой "волости Добрыни" после того в 1906 году попыталось еще раз вернуть себе свою святыню и снова получило отказ. И светит теперь явленный Добрынский образ "Николы Можайского" из центрального места пребывания своего всему Бежецкому краю, как образ великого чудотворца и многого в бедах заступника. Добрынская пустынь свое время отжила.
Священник И. Постников
ИСТОЧНИК:
Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1911, № 12
О явлении иконы Николая Чудотворца в Добрынской пустыни
В ноябре 1704 года при правлении царя Петра I в деревне Гряды села Пожарье Новгородского уезда жил муж по имени Стефан. Он рубил липы, из них шил лапти людям на обувь. Однажды в лесу его повстречал незнакомый человек и спросил Стефана, знает ли он Добрынское старое кладбище. Стефан ответил, что знает, так как лет ему немало, а Добрынская пустынь от села Пожарье находится недалеко и поросла она большим лесом. До литовского разорения Добрынская пустынь процветала, а сейчас запустела.
Незнакомец посоветовал Стефану идти в пустынь, построить там келью и часовню, а на следующее лето будет в Добрынях явление образа Николая Чудотворца. Стефан ответил, что он человек старый и трудиться уже не может, но незнакомец стал настаивать, потом он исчез.
20 июля 1705 года Стефан пошел из дома в Добрынскую пустынь, возле нее встретился со знакомым человеком Савелием Исааковичем из деревни Кожино села Гостиницы. Он предложил Савелию вместе идти в пустынь, тот согласился. Они вдвоем начали рубить лес, расчищать старое кладбище, строить келью и часовню. В это лето Стефан умер, а Савелий нарекся Симеоном и вместе с пришедшим туда Агапитом продолжал трудиться.
В одной версте от пустыни они поставили крест. Зимой однажды утром монахи увидели на этом кресте икону Николая Чудотворца, хотя вечером никакой иконы не было. Икона испускала светлые лучи, монахи приблизились к кресту и взяли икону в пустынь, установили в часовне.
В 1710 году монах Андриан просил митрополита Новгородского Иову благословить строительство в пустыни церкви во имя Николая Чудотворца.
Икона эта помогла людям Бежецкого Верха Илариону Потапову и Афанасию Никитину: у них выздоровел заболевший конь. В благодарность эти люди взяли икону из пустыни, отвезли ее в город Москву, украсили серебренным венцом и окладом с позолотою и снова вернули икону в Добрынскую пустынь. Так, по преданию, она помогла излечиться многим людям, в том числе: дворянской жене из Удомли Евдокии Ситниной, дочери дворянина Евсевия Калитневского, ямщику из Вышнего Волочка Афанасию Федорову, дочери боярина из Петербурга Дмитрия Аничкина и другим.
ИСТОЧНИК
Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003
Фотографии с сайта Тверские своды и Бежецкий Верх