Сценарий информационно-просветительского часа «Терроризм: знание против страха»
Целевая аудитория: учащиеся 8-11 классов
Продолжительность: 45-60 минут.
Цели:
· Информировать участников о сущности терроризма и его угрозах в современном мире.
· Разъяснить правила поведения в случае возникновения террористической угрозы.
· Сформировать чувство бдительности, ответственности и гражданской солидарности.
· Воспитать уважение к ценности человеческой жизни и общечеловеческим ценностям.
Оформление и оборудование:
· Книжная выставка «Мир без насилия. Безопасность общества»
· Плакаты с цитатами о мире, толерантности и единстве.
· Раздаточный материал: памятки «Правила поведения при угрозе террористического акта».
Ход мероприятия:
I. Введение. Актуализация темы (5-7 минут)
Ведущий (библиотекарь):
—Добрый день, уважаемые гости! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить на очень серьезную и важную тему, которая, к сожалению, остается актуальной в нашем современном мире. Тема нашего встречи — «Терроризм: знание против страха».
— Мы живем в сложное время, когда информация приходит к нам из разных источников, и порой бывает трудно отделить правду от вымысла. Сегодня мы не будем сеять панику, наш главный враг — незнание. Именно знание, внимательность и сплоченность являются самым мощным оружием в противостоянии злу и насилию.
— Давайте для начала подумаем: что первое приходит вам на ум, когда вы слышите слово «терроризм»?
(Краткие ответы из зала: страх, взрывы, заложники, война, невинные жертвы).
— Совершенно верно. Это явление, которое не имеет границ и не выбирает жертв. Но чтобы эффективно ему противостоять, нужно понимать, что оно из себя представляет.
II. Информационный блок «Что нужно знать о терроризме»
(На экране — слайды презентации)
Слайд 1: Определение.
—Терроризм — это идеология насилия и практика воздействия на общество и власть путем устрашения, запугивания и насилия, чаще всего в отношении мирных, беззащитных людей.
Ключевая цель террористов— не убийство как таковое, а создание атмосферы страха и паники в обществе.
Слайд 2: Основные виды террористических угроз.
—Террористические акты могут принимать разные формы:
* Взрывы в общественных местах (в транспорте, торговых центрах, на улицах).
* Захват заложников (в зданиях, самолетах, автобусах).
* Похищения людей.
* Угрозы физической расправы и кибератаки.
Слайд 3: Кибертерроризм.
—В XXI веке появилась новая угроза — кибертерроризм. Это атаки на информационные системы, которые могут парализовать работу банков, транспорта, энергетики. Вот почему так важно быть осторожным в сети: не распространять непроверенную информацию, не переходить по подозрительным ссылкам, не поддерживать деструктивные сообщества.
Слайд 4: Бдительность — залог безопасности
—Самое простое, что может сделать каждый из нас — быть внимательным. Что должно привлечь ваше внимание?
* Бесхозные вещи: сумки, пакеты, свертки, оставленные без присмотра в людных местах.
* Подозрительные предметы: провода, изолента, батарейки, торчащие из-под одежды или из сумки.
* Странное поведение человека: нервность, попытка избежать камер, носить одежду не по сезону (чтобы скрыть взрывное устройство).
— Важнейшее правило:
НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ к таким предметам, НЕ ПЫТАЙТЕСЬ их проверить! Немедленно сообщите о находке взрослым, сотруднику безопасности, полиции по телефону 102 или 112 (с мобильного). Постарайтесь отойти на безопасное расстояние.
III. Интерактивный блок «Алгоритм действий»
Ведущий:
—Теперь давайте смоделируем ситуацию и разберем, как действовать. Мы подготовили для вас несколько сценариев.
(Участников можно разделить на группы для обсуждения, либо работать всем залом)
Ситуация 1: «Вы обнаружили подозрительный предмет в библиотеке/торговом центре».
· Вопрос залу: Что вы сделаете?
· Правильные ответы:
1. Не трогать, не вскрывать, не передвигать предмет.
2. Немедленно сообщить сотруднику (библиотекарю, охране).
3. Запомнить, как он выглядит и где находится.
4. По указанию сотрудников покинуть помещение, отойти на безопасное расстояние.
5. Дождаться приезда специалистов.
Ситуация 2: «Поступило сообщение о минировании здания. Объявлена эвакуация».
· Вопрос залу: Ваши действия?
· Правильные ответы:
1. Сохранять спокойствие, не паниковать.
2. Быстро, без давки, следовать к указанному выходу.
3. Не брать лишние вещи (они могут замедлить движение и вызвать подозрение у саперов).
4. Выполнять все команды сотрудников безопасности.
5. После эвакуации отойти на безопасное расстояние.
IV. Память и солидарность (5 минут)
(На экране — слайд с фотографиями, посвященными памяти жертв терактов (без шокирующих деталей)
Ведущий:
—Мы не должны забывать о тех трагических событиях, которые унесли жизни тысяч ни в чем не винных людей: Беслан, Буденновск, «Норд-Ост», взрывы в метро и аэропортах. Эти события — страшное напоминание о том, что зло существует. Но они же показали невероятную силу духа, взаимопомощь и героизм простых людей, врачей, спасателей, военных.
— Минута молчания — это дань памяти всем погибшим от рук террористов.
(Объявляется минута молчания).
V. Заключение.
Ведущий:
—Итак, давайте подведем итоги. Что каждый из нас может и должен делать?
· Быть внимательным и бдительным.
· Знать и соблюдать правила безопасности.
· Не поддаваться панике.
· Не распространять непроверенные слухи и панические настроения.
· Быть толерантным и уважительным по отношению к людям других национальностей и вероисповеданий, ведь терроризм не имеет религии и национальности.
— Помните, ваша безопасность во многом зависит от вас самих. Знание и здравый смысл — ваши главные союзники.
— В завершение нашей встречи мы хотим вручить вам памятки, которые помогут закрепить эти важные правила. А также приглашаем вас познакомиться с книжной выставкой «Мир без насилия».
— Спасибо всем за внимание! Будьте бдительны и ответственны. Берегите себя и своих близких.
ИСТОЧНИКИ:
- Министерство внутренних дел Российской Федерации. (2023). Общие рекомендации по поведению в условиях террористической угрозы [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: [mvd.ru](http://www.mvd.ru).
- ФСБ России. (2022). Терроризм как угроза национальной безопасности» [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: [fsb.ru](http://www.fsb.ru).
- Суворов, В. А. (2019). Терроризм в современном мире: вызовы и угрозы. Москва: Издательство "Наука".
- Кузнецов, И. П. (2021). Психология терроризма и способы противодействия. Санкт-Петербург: Издательство "Питер".
- Нечаев, А. В. (2020). Как защитить себя и своих близких от террористической угрозы. Москва: Издательство "Эксмо
Подготовила Давыдова Наталия Анатольевна, библиотекарь Ивановской сельской библиотеки