Театр в Весьегонске. XIX век
В воспоминаниях ученого агронома, краеведа Павла Александровича Сиверцева рассказывается о том, что в Весьегонске еще ранее 1860 года любители драматического искусства ставили разные комедии в помещении городских соляных лабазов, расположенных на Соколовой горе. Один из них стоял на месте будущего дома М. П. Земса, другой — на месте дома П. А. Меньшикова, третий — на месте дома П. А. Малиновского (сегодня ул. С. Перовской). Вокруг этих лабазов был выгон, покрытый травами и можжевельником.
Соколова гора
Первой заводилой этих театров была, видимо, артистка Императорских Московских Театров Александра Всеволодовна Набалова, незаконная жена весьегонского доктора Салатко-Петрищева. Госпожа Салатко принимала живейшее участие в спектаклях примерно в 1865-1868 гг. Позднее ее и доктора Салатко фотографии хранились в доме Сиверцевых. Артистка скончалась в Весьегонске. По данным краеведа Б.Ф. Купцова похоронена на Кириковском кладбище напротив алтаря, на ее могиле лежала большая плита с надписью. В «Провинциальном акрополе» данные немного иные: скончалась 20 марта 1867 года в возрасте 28 лет, похоронена на Весьегонском соборном кладбище.
Играли в то время какие-то веселые водевили, от чего публика очень смеялась. На стенах в помещении, где играли спектакль, горели сальные и стеариновые свечи.
В спектаклях могли играть: секретарь суда Маторановский, землемер Н. М. Земс, учителя Забелин и Кашкадамов. Женские роли исполняли: Шевяковы, жена лесничего — Кильчевская, жена судьи — Дашкович, дочь Перской, госпожа Салатко. Цензор — исправник Ходоровский Ю. С. (титулярный советник).
Вначале 1870-х годов местом летних общественных гуляний был сад Федора Ильича Максимова, который располагался на углу улиц Ярославской и Соколовогорской, рядом с домом, купленным у старушки Ульяничевой. Федор Ильич был мелким землевладельцем Весьегонского уезда из с. Макарово, севастопольский герой, Георгиевский офицер с простреленной рукой.
ул.Ярославская 1939 год
Ф.И.Максимов устроил в своем иллюминированном саду пруд с лебедями и фонариками, гимнастику для молодежи, в берлоге на цепи сидела медведица. Еще в саду содержались волки, рыси, журавли, орел, кролики, попугаи, филины и обезьяна. Сюда на экскурсии приходили городские ученики. В липовой аллее играли в мяч, кегли. Здесь же пел любительский троицский хор. В саду была построена открытая эстрада, где танцевали. В закрытом вокзале играли в стукалку, ералаш, преферанс и др. Здесь же устраивались и любительские спектакли. В саду на эстраде до утра играла музыка портного А. М. Сабанеева, состоявшая из двух скрипок, виолончели, флейты и бубна. Вход в сад был платным (40 копеек).
В 1876 году городской голова Василий Васильевич Голованов построил в своем саду на Мологе (около Исаева ручья) из старых городских рядов бревенчатый амбар-театр со сценой, деревянными полами, туалетами. Здесь начали играть (и очень прилично) комедии А. Н. Островского: «Тяжелые дни», «Грех да беда на кого не живет», «Не в свои сани не садись», «Лес», «Доходное место», «Женитьба Белугина», а также «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина и разные фарсы и водевили.
Участвовали в постановках любители: Матфановский, казначей Ф. М. Крылов, смотритель И. Я. Зубов с женой, А. А. Сиверцева, П. А. Сиверцев, О. В. Лебедева, М. Ф. Дрызлова, барышни Литтенбрант.
Спектакли ставились в этом амбаре-театре года три. Удаленность его от центра, обильные туманы на реке, росы в саду, пустынный огород и берег не привлекали в дальнейшем публику.
По окончании русско-турецкой войны, около 1878 года, в Весьегонскприехал Николай Иванович Уваров, большой театрал, хороший артист.
В любительских спектаклях начал принимать участие и вновь поступивший в секретари земской управы Яков Григорьевич Немилостивый. Он был высокого роста, лет 32, играл неважно. Позднее оказалось, что Я. Г. Немилостивый был ни кто иной, как доктор медицины Кирилл Федорович Покровский.
Принимала участие в спектаклях и дочь исправника Мария Федоровна Дрызлова. Куда и когда уехали Н.И. Уваров и Я.Г. Немилостивый из Весьегонска неизвестно.
В 1879г. купец Андрей Иванович Исаковкупил у Ф.И. Максимова дом с садом. Зверей из сада убрал, но построил в нем первый дощатый летний театр на 500-700 мест со сценой, уборными для артистов, буфетом. Играли в этом театре лет десять. Душою любительских спектаклей были: секретарь суда Н. И. Уваров, казначей Крылов, Зубовы, Сиверцевы, Е. Г. Обруцкая, М. Ф. Дрызлова, Я. Г. Немилостивый, О. Лебедева, учителя - Куруханов, Малинин, Румянцев и учительницы земских школ. Играли прилично. А после спектакля устраивались танцы до утра.
Однажды актеры-любители играли спектакль «Без медали, без бороды». Роль купца играл бухгалтер земской управы П. М. Никольский, у которого была аршинная рыжая борода. В пьесе купцу царь дал на шею медаль, но оказалось, ошибочно! Купец сбрил бороду, а медаль отобрали...Макарыч в антракте тоже сбрил свою аршинную бороду, явился на сцену без бороды, за что заслужил бурю аплодисментов. До самой смерти, лет 25, потом хохотал он над своим поступком.
Вскоре единая труппа любителей разделилась две. Играли и в земской управе, и в воинской казарме (зимой). Спектакли обычно посещали разночинцы, учащиеся и приезжие люди. Городское купечество сидело по домам.
Резкий поворот купеческого замкнутого быта произвела молодая жена купца А.М. Галунова — Екатерина Андреевна Галунова (в девичестве Соловьева), дочь небогатого рыбинского купца. Она окончила гимназию, была недурна собой. Переехав в Весьегонск, стала устраивать в своем огромном доме вечера для молодежи. Свои именины отмечала, устраивая танцы для молодежи и их семей. В доме появился рояль, ковры. В Рождество устраивалась елка, пение тропарей и романсов. Молодожены Галуновы и ее сестры и братья появились на гуляньях, в спектаклях, на танцевальных вечерах и маскарадах.
А затем Екатерина Андреевна начала пробовать свои силы в любительских спектаклях и играла неплохо. В это время (1886-1900 гг.) в труппе играли: акцизный чиновник Мамонов, Попов, доктор Смирнов с женой, А. С. Медведев, А. И. Фуганкина, Первухин, Репенаки, Михаил Москвин и другие. Позднее появились М. Н. Козлов, М. В. Жгулев, И. М. Горшечников, А Н. Никольская, Л. С. Шевелева, Голубков и другие.
В основном играли фарсы, водевили, а если брались за серьезные вещи, то, случалось, проваливались. Однако интерес разночинной интеллигенции к участию в спектаклях от этих неудач не ослабевал.
Нередко организовывали спектакли в Весьегонске и заезжие артисты.
Когда приезжали бродячие бедные артисты - горожане ходили с их афишами по домам и продавали билеты. Играли они всегда отлично, но нередко приходилось собирать по подписке деньги на их выезд.
Около 1875 г. во время Крещенской ярмарки играл «Петрушка» в доме Анны Спиридоновны Козелковой (уг. ул. Гостинодворской/Белозерской). Кроме выступления акробатов, демонстрации фокусов, давалось кукольное представление «Как цыган купил лошадь без хвоста». За прослушивание пьесы осуществлялся сбор с шапкой, куда бросали семитки, копейки, бублики...
Еще приезжали специальные артисты, которые показывали живые картины. Они натягивали синий куполнеба, в облаках сидели красивые дети-ангелы, среди них - весьегонская мещанкаАнна Царева. Показывали и другие картинки.
В 1870-1880 гг. неоднократно приезжали маленькие труппы артистов, один раз — малороссийские. Ставили: «Майська ничь, або утопленница» (играли в доме В. В. Голованова, вверху). На сцене, как в натуре, качались на качели, ловили живую рыбу - это особенно интересовало весьегонскую публику.
Приезжали как-то в город два артиста, помещики, братья Коробчевские из села Пруды Весьегонского уезда (сейчас Краскохолмский район). Они содержали свою труппу, ездили по России. В репертуаре были: Островский, Лейкин, Крылов, Гоголь, разные фарсы и водевили. Как-то раз на сцене во время пьесы «Домовой шалит» или «Прежде скончались, потом повенчались» Коробчевский во все горло закричал: «Караул!»..., а содержатель Весьегонской почтовой станции Петр Алексеевич Антропов побежал в пожарную... То-то было смеху!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ