Поход на Камень через Костиндор
30 июля библиотекарь Чистодубровской библиотеки Снетков Н.А. вместе с экстремалами из д. Малое Фоминское – Кашириной М., Севастьяновой С., и с подростками Романом и Кириллом, несмотря на сильную жару, пыль, слепней, оводов, строк и препятствий в виде мостовых из брёвен и горбыля, посетили урочище Камень, где когда-то располагался Троице-Параскево-Пятницкий женский монастырь.
На этот раз решили идти через д. Костиндор. Несколько лет назад по этой дороге пройти было бы непросто, так как всё было заросши густой растительностью. В прошлом году с делянки начали вывозить лес и лесовозы накатали целую трассу мимо Костиндора и далее до делянки, что составляет примерно полпути до Камня. Вот мы и решили проверить дорогу и восстановить этот маршрут до святого места.
По этому пути на Камень я лично шёл впервые, по указке знающих людей. В десять утра мы выехали из Чистой Дубровы по направлению к д. Лопатиха. Не доезжая до деревни, мы повернули направо, на Костиндор, и сразу же начались препятствия. У фермы сделан целый настил из брёвен для того, чтобы могли пройти лесовозы, так как здесь бывает сыровато, потом до Костиндора и после местами был настлан горбыль, поэтому приходилось его преодолевать, таща велосипеды на себе. Посмотрели на Костиндор. Заросла деревенька, нет теперь здесь постоянных жителей, даже летом не приезжают дачники, но ещё крепко держаться за этот свет некоторые избы. Почти все домишки вскрыты, многие рушатся буквально на глазах. Очень пессимистические впечатления вызывает эта картина, особенно, если помнишь эту деревню жилой. Как всё хрупко и тленно в нашей жизни! Ушли из жизни коренные жители, уехали дети и внуки, позабыли потомки родные пороги и вот в считанные годы природа взяла своё. Теперь здесь буйство сорняков и древесной растительности в бывших некогда прекрасных садах и огородах. И широко накатанная лесовозами пыльная дорога…
Едем далее на велосипедах через препятствия. Дорога хорошая, тем более сухо сейчас. Можно ехать и ехать, если бы не горбыль, из-за которого приходится часто останавливаться. Вот поворотка на Ермолкино, вот чьи-то оставленные дровишки, а вот и главный ориентир – охотничья вышка с посеянным полем. А вот дорога резко уходит влево на делянку, а нам надо прямо по лесной дорожке, которая явно просматривается, но на великах ехать по ней не решились и зря, так как дорожка сухенькая, чистенькая, не заваленная деревьями, не поросшая кустарниками, только иногда по сторонам попадаются кусты со спелой малиной… вот так и шли мы, в прохладе леса, под пение пташек. Этот путь мне понравился из-за сухости, и за то, что здесь практически не было крапивы. Можно было бы спокойно ехать на велосипедах. Но, как и везде, нужно терпение, и внимательность. По невниманию мы пропустили поворот на сам Камень (Камень был у нас под носом), вышли на старую делянку (от неё можно попасть на Бельское, Фёдово), где поплутали, поели малины и вышли в итоге на Поповскую дорогу примерно в полпути между Малой Поповкой и самим урочищем, то есть намотали ещё лишние два-три километра.
Мы тогда решили, что, очевидно, святая Параскева Пятница не захотела пускать нас на место своей обители «налегке» и незапыхавшимися, ведь нам путь казался в какой-то мере лёгким, а вот нате вам! От старых людей известно, что на Камню людей иногда что называется «водить», так как есть такие места в наших лесах и полях, когда люди, не понимая как, блуждают в «трёх соснах». В таких случаях говорят, надо идти наотмашь, а не ходить кругами. Есть такие аномалии и на Камню, особенно у старого заброшенного кладбища. Вот и я, не знаю зачем, повернул налево, хотя прекрасно понимал, что держаться надо правее, к реке, и та пропущенная поворотка уходила на сам Камень, нужно было лишь сделать всего несколько шагов в право и я бы узнал знакомую полянку и скромный знак-указатель, но я упорно шагнул влево, прям затмение какое-то нашло – то ли жара сказалась, то ли и правда мистика…
Мы же через высокую траву подошли к камню, загадали свои желания. Я показал участникам похода следовик человеческой ладони левой руки, расщелину в валуне, из которого истекала вода, считавшаяся в народе целебной. В книге отзывов, которая хранится в часовне-навесе, мы оставили запись о посещении этого святого места и узнали, что до нас 13 июня здесь побывала группа людей из д. Бараново. Далее, пройдя вброд через речку Суховетку, мы поднялись на монастырскую горку, где стояла обитель, посетили поклонный крест и старое заросшее кладбище, на котором обихожены лишь несколько могилок. Сейчас трудно поверить, что здесь когда-то был монастырь со своим хозяйством, со своим особым укладом жизни, что по обеим берегам реки кипела жизнь в деревне под составным названием Камень-Горка, или просто «Камень». А до монастыря здесь была лишь пустошь «Голубково» с валуном и с одинокой часовней позапрошлого столетия, покрытая лесом на десятки вёрст. И вот всё вернулись к былому. Может быть, оно так и нужно, к лучшему?
В этом году исполняется 130 лет с того момента, когда Святейший Синод благословил открыть на этом месте женскую монашескую общину. Хочется продолжить немного знакомить читателей с отрывками из раритетной книги священника Н. Никольского по полному описанию истории создания этого монастыря. Итак, хлопоты по устроению общины на этом славном святом месте:
«Прежде чем начать дело об открытии общины Михаил Григорьев (крестьянин д. Поцеп) съездил в г. Вышний Волочек к игуменье Казанского женского монастыря Досифеи за советом, как начать дело пред правительством об открытии общины.
Михаил Григорьев направился к игуменье Досифеи потому, что знал ее лично и слышал с какими трудностями и препятствиями утверждался Казанский монастырь, сколько проявлено было недоброжелательства к устроителям и первым обитательницам его; в виду этого в своем трудном и однородном деле Михаил Григорьев видел в игуменье Досифее для себя мудрую советницу.
Посоветовавшись с игуменьей, Михаил Григорьев прежде всего обратился с письмом от нея к Архиепископу Савве (Тихомирову). Владыка одобрил и благословил благое начинание крестьян, советовал крестьянам изыскивать средства на открытие общины и обещал в свое время ходатайствовать пред Св. Синодом об открытии общины.
Спустя немного времени Михаил Григорьев ездил в С.-Петербург к бывшему товарищу обер-прокурора Св. Синода В.К. Саблеру (Обер-прокурором же в то время был знаменитый К.П. Победоносцев). Однако ясного и определенного об утверждении общины ничего еще не было. «Должно быть это не мужицкое дело» подумал Михаил Григорьев и, спустя несколько времени, в 1893 году с одним мужичком вторично поехал в г. Вышний-Волочек к игуменье Досифее.
В это время 26 ноября Казанский монастырь посетил всеми уважаемый батюшка о. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадский. В разговоре с о. Иоанном мать игуменья передала ему о желании крестьян устроить женский монастырь в Весьегонском уезде, причем сказала, что в Волочке в настоящее время находятся два крестьянина, приехавшие Казанский монастырь за советом по делу учреждения общины. С согласия о. Иоанна позвали к нему мужичков и когда они попросили благословения строить монастырь, то о. Иоанн благословил их и сказал: «Стройте, Бог благословит и поможет вам, но ведь вы люди маломощные» и потом, немного подумав, спросил игуменью Досифею: «Нет ли у вас такого человека, который мог бы помочь мужичкам в этом деле?». Мать игуменья указала на Петра Макаровича Вознесенского. Петр Макарович в то время проживал за оградою Вышневолоцкого монастыря и состоял доверенным по монастырским делам…».
С этого момента Пётр Макарович Вознесенский посвятит остаток своей жизни созданию Каменского монастыря. Здесь же он обретёт и своё вечное упокоение у домовой (первой в обители) деревянной церкви в честь великомученицы Параскевы Пятницы. Вот где-то здесь, в зарослях, находилась и эта церковь. Где-то здесь и покоится прах главного устроителя женской общины, скончавшегося 14 марта 1896 г.
Мы же, найдя правильной путь, быстро вышли на нашу дорожку и через 40 минут пешей ходьбы были у наших велосипедов, а ещё через 45 минут езды с препятствиями благополучно достигли Чистой Дубровы. Вот так и завершился наш очередной поход на Камень.
Никита Снетков, библиотекарь Чистодубровской сельской библиотеки