Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Совсем скоро Русская православная церковь почтит торжественными богослужениями праздник - Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Великий праздник в честь этого святого коротко называют Рождество Иоанна Предтечи. Отмечается он ежегодно 7 июля, в самый разгар лета. Примечателен тот факт, что Иоанн Креститель не зря именуется "предтечей", то есть предшественником, тем, кто идёт вперёд, предшествует кому-то. Православные празднуют значимое событие ровно за 6 месяцев до Рождества Христова (7 января).

Иоанн Креститель - наиболее почитаемый христианский святой наряду с Богородицей. Сам Иисус Христос говорил о нем: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя". Особую значимость подчеркивает тот факт, что его рождение в церковном календаре отмечено особым днем. Слово "Рождество" в названиях праздников встречается лишь дважды – "Рождество Христово" и "Рождество Пресвятой Богородицы".

В честь Крестителя установлено немало других торжеств. Так, например, 11 сентября в Православной церкви отмечают день Усекновение главы Иоанна Предтечи, 8 или 9 марта (в зависимости от того, високосный год или нет) – первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи, 7 июня – третье Обретение. А на 20 января приходится Собор Иоанна Крестителя.
 
Кроме того, у святого сразу три эпитета. Во-первых, он – Пророк, поскольку предсказал скорый приход в мир Спасителя. Его же миссия состояла в том, чтобы узнать Спасителя, возвестить о Нем людям и подготовить всех ко встрече со Христом. За это Иоанна именуют Предтечей, то есть "предвестником, предшественником". Во время одной из проповедей на реке Иордан пророк увидел Иисуса, узнал в Нем Мессию и крестил Его. Отсюда – и третье прозвище – Креститель.
 
О рождении будущего пророка сообщает только один из четырех евангелистов – святой Лука. Согласно его свидетельству, Иоанн родился в семье священника Захарии (из рода Аарона – первого первосвященника иудейского) за полгода до рождения Иисуса Христа. Историки датируют это событие приблизительно 6-2 годами до нашей эры. Мать Иоанна Елисавета была из потомков царя Давида и приходилась родственницей Матери Христа.
 
Само рождение Иоанна было чудесным. Всю жизнь его родители прожили бездетно, поскольку Елисавета была бесплодна. Они долго молили Бога о даровании им чада. И только когда благочестивые отец и мать были уже в весьма преклонных годах, мольбы их были услышаны.
 
Как повествует евангелист Лука, однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел архангела Гавриила, стоящего по правую сторону от жертвенника. Тот возвестил, что у Захарии вскорости родится сын. Он будет провозвестником ожидаемого Мессии, о котором говорили пророки.
 
Священник испугался и усомнился: возможно ли иметь детей в старости. А потому попросил у архангела знамения. Оно было дано ему, но стало одновременно и наказанием за неверие. Захария был поражен немотой до времени, пока не исполнится реченное ему.
 
Но вот пришел срок, и святая Елисавета родила сына. Мать нарекла его Иоанном. Все были удивлены, ведь никто в роду не носил этого имени.
 
Когда же спросили об этом Захарию, он лишь попросил дощечку и написал на ней: "Иоанн имя ему". В один момент поразившая его немота ушла, отец стал радостно прославлять Бога и произнес пророческие слова – о явившемся в мир Мессии и о своем сыне – Предтече Господа.
 
После же рождения Иисуса и правитель Иудеи Ирод Великий прознал, что волхвы с востока идут в его земли, чтобы поклониться "Царю Иудейскому". Опасаясь заговора, он повелел убить всех младенцев в возрасте до двух лет.
 
Услышав об этом, святая Елисавета, как сказано в апокрифической литературе, убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое служение в храме. Ирод послал к нему своих воинов. Те потребовали открыть, где находится младенец Иоанн и его мать. Но Захария ответил, что это ему неизвестно. Тогда стражники убили его прямо в храме.
 
Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне, где и скончалась. О последующей жизни Иоанна Евангелие упоминает лишь вкратце – до того момента, пока он не начал свою проповедь.
Историк Иосиф Флавий писал, что Иоанн учил иудеев "вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными в отношении к Предвечному".
 
"У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть поступит так же", – говорил он. За свою праведность Иоанн снискал уважение даже среди тех, кого он обличал. Евангелие сообщает, что правитель Ирод Антипа (сын царя Ирода Великого) с удовольствием слушал речи проповедника.
 
Предтеча окончил свою жизнь мученически. Историки полагают, что произошло это около 30 года нашей эры. Креститель не раз публично осуждал любовницу Ирода Антипы Иродиаду – законную жену царского брата – за порочность и кровосмешение. Та возненавидела пророка и добилась, чтобы его отправили в темницу.
 
Но и этого ей было мало. Однажды, на пиру в честь дня рождения царя дочь Иродиады Саломея танцевала для него. В награду за танец правитель обещал дать то, чего захочет Саломея. Мать же подговорила ее попросить принести голову Иоанна. Обещанное свершилось, и Саломея принесла Иродиаде на блюде главу святого. В память об этом событии установлен церковный праздник -  Усекновение главы Иоанна Предтечи.
 
Традиция празднования Рождества Иоанна Предтечи возникла достаточно рано – еще в III веке. А столетие спустя торжество приобретает общецерковное значение.
Накануне Рождества Иоанна Крестителя в церквях проходит всенощное бдение. А в сам праздничный день совершается божественная литургия. Церковный устав категорически исключает в этот день из служб все заупокойные, поминальные моления. Верующим рекомендуются молитвы покаяния и радости. Рождество Иоанна Предтечи выпадает на Петров пост, который заканчивается празднованием памяти святых апостолов Петра и Павла - 12 июля. На праздник, согласно церковному уставу, не дозволяется есть мясо, яйца и молочные продукты. Но разрешается вкушать рыбу и даже немного красного вина. Само собой, от шумных пьяных застолий и, тем более, ссор следует воздержаться. Это же касается и какого-либо тяжелого труда. При этом рутинные заботы по дому, либо выполнение трудовых обязанностей не под запретом.
 
При подготовке статьи использованы материалы с сайта РИА НОВОСТИ
 
Елена Щепетова, библиограф центральной библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей