Село Остолопово

Остолопово. Бывшее удельное село. На горе. С церковью. При одном колодце и одном пруде. При селе дома церковнослужителей. Речки Малиновка и Колоденка. Поля гористые. Переделов старики не помнят. Покос и лес не переделяют. Аренда у удельного ведомства общественной запашки 6,4 десятины, за 15 рублей. В селе церковно- приходская школа. При селе 36 десятин луговой и пахотной земли духовенства.

В селе ярмарки 8 сентября и 18 декабря. По понедельникам с октября по май, с 1778 года , базары . Село малочисленно, вместе с духовенством, солдатскими и бобылскими дворами, всего 25 дворов. К 1773 году распоряжением губернатора базары в селе Остолопово запрещены. А устраиваются в селе Кесьма. Уполномоченный от сельских обществ Федоров подал прошение губернатору о разрешении базарных дней в селе Остолопово. С данного разрешения, базары устраивали по субботам: в апреле, мае, июне. В селе Остолопово открыта торговая лавка с правом продажи крепких напитков. Доход с базаров 66 рублей в год.

Упоминается, как «пустошь Осталопово», что было сельцо» в писцовой книге 1628-29 гг., нескольких станов и вол. Кестьма Угличского у. До 1613 г. принадлежало на правах поместья некоему Ждану Квасову, после чего было отдано уже как пустошь в поместье Томиле Власьевичу Бирилёву.
Возрождено село в 30-50-е гг. 18 в. карелами-переселенцами и включено в дворцовую карельскую вол. Кестьма. Оставалось дворцовым до 1797 г., когда вместо дворцового, было создано удельное ведомство. С этого момента и до 1863 г. селение имело статус удельного.

1819 год. Прошение исключенного из Краснохолмского духовного училища Дмитрия Рождественского об определении его в село Остолопово, на предоставленное ученику сироте Ивану Гневышеву места дьячка. Решение: у сироты нельзя отнять место. Определить на вакантное место, по решению епархии.

В 1820 году жена отставного рядового Петра Артемьева из села Остолопово , просит духовную консисторию разрешения жить с мужем в доме ее умершего отца священника, дом которого стоит на церковной земле. Просит еще позволения убрать урожай отцом посеянный. Распоряжение. Жить на церковной земле не дозволено. Урожай собрать. Дом или продать священнику, заступившему на вакантное мести, или снести.

В 1826 году определен духовным ведомством пономарем в церковь села Остолопово Василий Лукич Рождественский.Священник, рукоположенный на сельский приход, получал 30 рублей на обзаведение хозяйством.

Приход церкви села Остолопово. 5 верст от села Кесьма. 6 верст от села Чернецкое. В центральной части села, по оси главной улицы, стоит каменная церковь Вознесения Господня. К югу от церкви расположено кладбище. Северный фасад храма обращен к небольшой площади, окруженной крестьянскими домами. В 18 веке в селе существовали две деревянные церкви: Рождества Богородицы 1750 года постройки и Модеста, патриарха Иерусалимского 1770 года постройки. Первая сгорела в 1873 г., вторая, по-видимому, разобрана до 1915 года

Церковь Вознесенская, каменная, построена в 1860 году. Престолов три. В холодном Вознесения Господня, в теплом, северном, святого Модеста Патриция Иерусалимского , в южном Рождества Пресвятой Богородицы. Церковный капитал: билетов нет. Наличными 620 рублей. Церковный взнос 25%,сбор 71 рубль 4 копейки. Церковные здания: дом для священника, погреб , 12 деревянных лавок. Церковной земли: усадебной 2 десятины, пахотной 24 десятины, под пустырем 4 десятины, сенокосной по дорогам и речке 7 десятин, 1200 саженей.

В штате: священник, диакон и псаломщик. Священник Александр Феодосович Васильев, 30 лет, окончил духовную семинарию, в службе с 1893 года.Священник с 1895 года. Состоит законоучителем в церковно-приходской школе. Диакон Александр Матвеевич Никатов. 33 года. Из 2 класса духовной семинарии, в службе с 1887года. Диакон с 1890 года. Состоит учителем в церковно-приходской школе. Псаломщик Александр Иванович Молчанов. 37 лет. Из первого класса духовной семинарии. В должности с 1883 года. Церковный староста Никифор Кузьмин, в должности с 1896 года. Прихожане. Духовенство 4 двора. 9 мужчин , 7 женщин. Военные 148 мужчин, 145 женщин. Крестьяне: в селе Остолопово 16 дворов, 30 мужчин, 38 женщин. В Противье 15 дворов, 27 мужчин, 43 женщины. Лобозниково 15 дворов, 48 мужчин, 39 женщин. Холм 9 дворов, 21 мужчина, 26 женщин. Сапелово 7 дворов, 23 мужчины, 18 женщин. Данилково 10 дворов, 28 мужчин, 30 женщин. Мартыниха 7 дворов, 11 мужчин, 19 женщин. Иван-Гора 28 дворов, 80 мужчин, 84 женщины. Найденка 13 дворов, 30 мужчин, 31 женщина. Лушниково 12 дворов, 28 мужчин, 30 женщин. Селезенево 13 дворов, 30 мужчин, 39 женщин. Чепурка 14 дворов, 38 мужчин, 47 женщин. Борихино 20 дворов, 53 мужчины и 53 женщины. Тарачево 22 двора, 51 мужчина, 58 женщин. Коровкино 8 дворов, 17 мужчин, 23 женщины. Миньево 23 двора,53 мужчины, 58 женщин. Раменье 14 дворов, 33 мужчины, 36 женщин.  Лакутино 6 дворов, 8 мужчин, 20 женщин. Перемут 23 двора, 59 мужчин, 58 женщин. Телепугово 26 дворов, 68 мужчин, 68 женщин. Алешино 44 двора, 112 мужчин, 120 женщин. Итого в приходе населения: 349 дворов, 1005 мужчин, 1096 женщин. В приходе деревянная часовня Николая Чудотворца в деревне Иван-Гора. Еще, в газете « Тверские губернские ведомости» информация о каменной часовне на кладбище. Но дополнительно информации пока о данной часовне не обнаружено.

Среди прихожан вызывает интерес военное сословие. 140 мужчин и 145 женщин. Кстати, обращено внимание, что при данной церкви достаточно значительное количество военных. Возможно, Вы уважаемый читатель,уже задали себе вопрос «Кто такие эти военные?». Военных еще называли солдатское сословие. А это те же самые крестьяне, нижние чины армии, как находившиеся на службе, так и бессрочноотпускные, их семьи до 1874 года, то есть до объявления всесословной воинской повинности .

В приходе данной церкви деревни Кесемской волости: Алешино, Телепугово, Коровкино, Лушниково, Найденка, Иван-Гора, Противье, Лобозниково, Холм, Сапелово, Данилково, Мартыниха, Перемут. Деревни Мартыновской волости: Селезенево, Чепурка ,Борихино, Миньево, Раменье, Лакутино, Тарачево. Дети из деревень Чепурка и Селезенево Мартыновской волости, прихожане церкви села Остолопово, учились в земском училище деревни Вороново,приход церкви села Башарово. Дети из деревень Миньево, Раменье, Перемут, Лакутино учились в земском училище деревни Голенищево Мартыновского прихода. Деревня Неверово приписана к приходу церкви села Чернецкое. Но прихожане оказывали пожертвования в церковь села Остолопово.

Прихожане оказывали достаточно солидные пожертвования на украшение храма.

Бывшая прихожанка Вознесенской церкви села Остолопово, Параскева Яковлевна Петрова, проживающая в Санкт Петербурге, пожертвовала потир и дискос серебряные с принадлежностями, полное священническое и диаконовское облачение. Пожертвовала деньгами 50 рублей на украшение часовни. В пользу причта той же церкви пожертвован 4% доходного билета государственного банка в 100 рублей, выигрышный билет дворянского земельного банка за №0470.

Крестьянин деревни Неверово Василий Игнатьевич Юдин пожертвовал металлические хоругвеи, стоимостью 90 рублей.

Крестьянская вдова из деревни Миньево Мария Тимофеева пожертвовала 100 рублей на поминовение ее родственников. 300 рублей на устройство иконостаса в часовне на кладбище. 100 рублей на приобретение икон на иконостас. Всего пожертвовано 500 рублей.

Прихожане церкви села Остолопово пожертвовали в 1891 году три рубля, для постигших бедствие, и неурожай в южных губерниях России.

Школа грамоты.

В 1863 году при церкви открыта школа грамоты. Школа открывалась по инициативе крестьян селения, на крестьянском полном содержании. В Остолопове школа грамоты при церкви открыта одной из первых в Весьегонском уезде. Священник православной церкви наблюдал за воспитательным процессом и преподавал Закон Божий. В данной школе крестьяне не нанимали случайных прохожих в учителя. Преподавание возложили на себя священники. Преподавателями состояли священники Алексей Смирнов и Иван Петропавловский. Помимо уроков и преподавания Закона Божиего при церкви, в данной школе священник вел уроки церковного пения. Ученикам полагалось петь в церковном хоре на воскресных и праздничных службах.В 1885 году школа грамоты преобразована в церковно-приходскую школу. Состояла церковно-приходская школа на финансировании с капиталов Братства  Тверского Благоверного Великого князя Михаила Ярославича. Частично финансирование школы брало на себя сельское общество. Открытие школы состоялось по благословению и утверждению Архирея. Ежегодно, 6 декабря, в церкви объявляли кружечный сбор в пользу церковно-приходской школы. Курс обучения в школе четыре года. Учащиеся распределены: младшее отделение, первое среднее отделение, второе среднее отделение, старшее отделение. В школе 75 учеников, из которых: 49 мальчиков и  26 девочек. Учительница, выпускница Тверского женского епархиального училища Елизавета Ивановна Голикова и Вениамин Иосифович Медянников. Образование у учителя духовная семинария. По количеству учащихся, одна из самых крупных школ в пределах Весьегонского уезда. Большее количество учеников(83 ученика) только в селе Болонино соседней Мартыновской волости. Учителя состояли в штате Тверской епархии, которая платила им жалование , в случае необходимости, переводила из одной школы в другую в пределах Тверской губернии.

Награды от духовного ведомства священнникам и прихожанам.

Пожалованы Благословением от Святейшего Синода: псаломщик церкви села Остолопово Александр Иванович Молчанов; диакон церкви села Остолопово Никатов Александр Матвеевич.Пожалованы серебряные с золотой цепочкой часы: Священникам Ивану Петропавловскому и Алексею Смирнову; серебряная медаль на Станиславской ленте , с надписью «За усердие » старосте церкви села Остолопово Никифору Кузьмину.

Духовенство учило дочерей в гимназии, женском ерархиальном училище, сыновей в учительской и духовной семинарии. Семья диакона Александра Матвеевича посвятили себя служению в народном образовании. Капитон Александрович Никатов, Петр Александрович Никатов, Сергей Александрович Никатов, Лидия Александровна Никатова учителя в земских школах.

Сельский староста села Остолопово, Михаил Николаев утерял должностной знак, соответствующий должности и квитанцию на 120 рублей. О чем сделано заявление Кесемской волостной управы в газете «Тверские губернские ведомости ».

Прихожане церкви достаточно люди состоятельные. В деревнях некоторые семьи занимались торговлей на базарах и в своих мелочных лавках. Упоминается в документах несколько барышников. Это торговцы лошадьми. Жили с «барыша», то есть с дохода от продажи. Приобретали на базарах и в частном порядке жеребят, воспитывали и доращивали, с последующей перепродажей. Таких объезженных жеребят приобретали посредники от военного ведомства для нужд армии. Для пополнения лошадьми армии в каждой волости был открыт военно-конский участок. Заведующий участком и его заместители, местные крестьяне, знающие толк в лошадях, заключали с такими барышниками, лошадниками договор, возможно даже с предоплатой.

Состоятельные крестьяне деревень прихода церкви села Остолопово.

Самая состоятельная деревня Тарачево. Родословие Тяркиных. Торговцы лошадьми, мануфактурными товарами, торговый патент с правом торговли на базарах и ярмарках в селе Кесьма. Тяркин Андрей Васильевич, состоятельный крестьянин. Тяркин Иван Афанасьевич, торговец лошадьми. Тяркин Николай Афанасьевич, торговец лошадьми. Староста церкви села Остолопово. Тяркин Семен Андреевич, торговец мануфактурными товарами на базарах. Тяркин Степан Федорович, торговец лошадьми. Тяркин Федор Макарович, состоятельный крестьянин. Тяркины Евдокия Игнатьевна и Прасковья Игнатьевна, торговля мануфактурными товарами в своей деревне и на базарах в селе Кесьма. Беляков Михаил Иванович, торговец на базарах. Лебедевы: Павел Федорович, Роман Федорович, Иван Павлович и Михаил Павлович. В хозяйстве кузница и занятие торговлей. Орешкины Иван Сергеевич и Павел Сергеевич. В хозяйстве кузница и занятие мелкой торговлей. У Котлова Николая Сергеевича, крестьянина деревни Неверово, пять десятин земли. Состоятельный крестьянин Сергеюшков Василий Максимович. В деревне Коровкино достаточно предпримчивые и состоятельные крестьяне Ванины. У Василия Кондратьевича, Ивана Михайловича и Кондратия Михайловича в собственности сепараторы, два маслодельных завода , мануфактурная и бакалейная лавки. Чайная и торговое место в селе Кесьма. Крестьянин деревни Коровкино Набузин Тимофей Михайлович торговец лошадьми. В деревне Раменье торговал лошадьми Огородов Николай Александрович. В деревне Перемут торговали бакалейными товарами братья Старостины (Алексей и Степан Никифоровичи). Помимо этого у Старостиных сапожная мастерская. В Первую мировую войну владельцы сапожных мастерских облагались особым налогом. Для нужд армии ежемесячно поставлять военному ведомству одну пару сапог. В деревне Остолоповский Холм, называемой местными «Холмушка» мелочная лавка у Богатырева Александра Ивановича. Евдокимов Иван Евдокимович, крестьянин деревни Лушниково, торговал на базарах. В деревне Миньево арендована торговая лавка бароном Геннадием Христофоровичем Штемпелем, для продажи крепких напитков. В деревне выделялся своей состоятельностью Рязанцев Николай Тимофеевич. Рязанцев Александр. Диакон церкви села Мартыново. Награжден за усердие серебряными часами с цепочкой. В деревне Найденка жили охотники Бойцовы Михаил Егорович и Василий Васильевич.

Присяжные заседатели в уголовном суде: Ванин Кондратий Михайлович, Сергеюшков Василий Максимович, Лебедев Иван Павлович, Орешкин Иван Сергеевич,  Рязанцев Николай Тимофеевич,  Тяркин Семен Андреевич.

Ближайшее крупное торговое село Мартыново. В селе земская стойка, постоялый двор и торговые лавки. Гагаренков Иван Васильевич. Торговля бакалейными и колониальными товарами. Гагаренков Иван Давыдович. Торговля мануфактурными и бакалейными товарами.  Жукова Акулина Яковлевна. Бакалейная и мануфактурная торговля. Хлебопекарня. Смородинов Михаил Федорович. Крупный торговец мануфактурными товарами.

Дом семьи Рязанцевых из деревни Миньево приобретен в 80 годах прошлого столетия музеем села Василево Торжокского трайона. Сегодня, в экспозиции под открытым небом, это ценный экспонат, свидетельство о прошлой жизни наших предков.

 

ИСТОЧНИКИ :

Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям.- Тверь,1859.

Газета "Тверские губернские ведомости",1865-1916 г.

Тверской епархиально-статистический сборник. - Тверь,1901.

Справочник волостного деления Тверской губернии. - Тверь,1915.

Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год. - Тверь, 1914.

На фото: дом Рязанцевых в музее села  Василево Торжокского района Тверской области

Подготовила Елена Селифонова, ведущий библиотекарь Кесемской сельской библиотеки

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей