Спасо-Преображенская церковь погоста Николо-Высока
Спасо-Преображенская церквь погоста Николо-Высока, Весьегонского района. Согласно историческим свидетельствам, чин освящения престолов в трапезной части храма в честь святителя Николая и Архистратига Михаила и прочих Небесных сил безплотных был совершен в мае 1820 г. С мая 1820 г. в трапезной части этого удивительного храма начались регулярные богослужения, прекратившиеся в 1939 г. В это же время, до 1834 г. продолжалась внутренняя отделка главного Преображенского храма, который лишь после этого был освящен. В главном храме регулярные богослужения совершались в теплое время года, в трапезной части – в холодный период.
Погост Никола-Высока расположено по дороге Иваново - Дюдиково, на левом высоком берегу реки Ламь.
В исторической литературе и в источниках встречаются название «село Романовское», «Романовское, что на высоке», в народе «Никола».
В 1677 г. упоминается как погост Николая Чудотворца.
Возникло как погост при Преображенской церкви, которая была построена в 1820 г.
Преображенская ц. погост Николо-Высока. Фото Снеткова Н., май 2020 г.
При селении во второй половине XIX в. размещалась почтовая станция с 5 лошадями на Моложско-Устюжском тракте и постоялый двор, находившийся в общественной собственности крестьян д. Романовское, с 1878 г. земское училище, заменённое в 1893 г. церковно-приходской школой, руины которой сохранялись до 2017 г., а затем были разобраны.
В селе ежегодно проводились две крупных ярмарки: 9 мая – Никольская с оборотом до 3000 рублей, 6 августа – Преображенская с оборотом до 1500 руб. (даты по старому стилю).
Фото нач. ХХ в. Очевидно, праздник и ярмарка. Видно здание церковно-приходской школы, из архива Ирины Садиковой.
Население погост1858 г. - 9 дв., 51 чел.; 1889г. 11 дв., 28 чел.; 1931 г. – 17 дв., 31чел.; 1963 г. – 8 дв., 22 чел.; 1993 г. – 3 дв., 3 чел.; 2008 г. – 2 дв., 3чел. На 2020 г. на погосте располагается несколько домов и склады. Из них: почтовое отделение, фельдшерский пункт, здание магазина (не функционирует), плюс два дачных дома, в которые иногда приезжают отдыхать и заброшенные избы.
В советское время соседняя деревня Романовское стала центром одноимённого сельского совета и стала именоваться как село, Ярославский же тракт, проходивший ранее около Преображенского храма, стал огибать погост, храм остался в сторонке, в тени деревьев.
В окрестностях сохранилась курганная группа 11-12 вв. н.э. На 2020 г. постоянного населения на погосте нет.
Здесь находится памятник историко-культурного наследия – Преображенская церковь 1820 г., с престолами Преображения Господня, Николая Чудотворца и Архангела Михаила, который стоит на холме с высотой до 1 км.
Хотя приход этот существовал намного раньше. Он в XVII– XVIIвв. и ранее входил в состав митрополии города Ростова Великого. Так, ревизские сказки духовенства за 1720 г доносят до нас следующую информацию «Село Романовское, церковь Николая Чудотворца, поп Матфей Федоров». То есть уже тогда на погосте Николо-Высока, которое уже в те времена писали как «село Романовское» находилась деревянная Никольская церковь[1].
В XIXв., очевидно, приход уже входил в состав Тверской епархии.
В 1738 г. упоминается «поп Стефан Михайлов 55л., вдов». И мать его вдовая попадья Ксения Григорьевна 73 лет от роду, а также дочь её Федосья Михайловна 42 л. и его поповы дочери девки Ирина 18 л., Гликерия 11л., его ж попова сноха Стефанида Ивановна».
В 1770 г. на погосте была построена деревянная Преображенская церковь с приделом пророка Ильи.
В 1786 г. упоминается «священник Иоанн Иванов 54, а также жена его Гликерия 43 л., бездетны. И второй священник Матфей Федоров Козырев.
И диакон – Сергий Матфеев Козырев, очевидно, сын второго священника[2].
В 1789 г. упоминаются:
Диакон Иоаким Иванов 39/ум.1789. Жена его Дарья Николаева 35/-выбыла Ростовской Епархии Мышкинского уезду в село Шипилово к брату диакону Захару Николаеву.
Дети: Николай 9/ум. в 1791г.
Второй священник Матфей Сергеев упоминается и в 1792 – 97 гг. «54, годы службы: 1792-97. Жена его Ксения Васильева 43. Дети их: Иван 12, Тимофей 3».
В это же время упоминается и третий священник Иоанн Петров, 45. жена его Евдокия Алексеевна, 43. дети их: Алексий, 14. Григорий, 3.
Диаконом в то время был «Иоанн Иванов, 35. Жена его Дарья Николаевна, 34. Сын их Николай, 12».[3]
Пономарь Федор Филипов 16/ум.1790
Жена Евдокия/Авдотья Егорова -/39 Ростовской Епархии Мологского уезда села Суток священника Егора Васильева дочь
Дети Стефан -/6, Ульяна -/8
На место оного пономаря
Пономарь Василей Петров 7/20 того ж села диакона Петра Сергеева сын
Жена Ксения Васильева -/20 Ростовской Епархии Мышкинского уезда села Воскресенского умершего священника Василия Борисова дочь
….
После бывшего пономаря Федора Николаева
Жена его Анна Петрова 20/- выбыла Мологского уезда в село Прозорово к брату своему диакону Матвею Петрову[4].
Строительство нового каменного храма было начато не ранее 1803 г., хотя грамота, т.е. разрешение на постройку храма была получена в 1800 г. Новый храм строился рядом с деревянным храмом, который, скорее всего, был разобран в середине XIXв. Деревянный храм, очевидно, располагался южнее от современного.
Доподлинно известно, что сначала завершили строительство трапезной части, в которой в мае в 1820 г. освятили приделы в честь святителя Николая Чудотворца и Михаила Архангела. Главный же храм освятили лишь в 1834 г., после внешней и внутренней отделки.
Колокольня, которую построили около 1850 г., в стиле классицизма изначально стояла отдельно, но во второй половине XIXв. она была соединена с трапезной частью храма пристроенной папертью. Кирпичные стены храма были оштукатурены и окрашены в желтый цвет, а детали декора побелены.
В это время службу на погосте совершали:
- Тимофей Матфеев Козырев, окончил Тверскую Духовную семинарию, в 1798 г.- пономарь, с 1813 г. – диакон, в 1841 г. уволен за штат.
Три его сына закончили Тверскую Духовную семинарию:
Первый из них - Иоанн Тимофеевич Козырев был диаконом в Николе-Высоке, умер в 1876 г.
- Михаил Тимофеевич Козырев был священником погоста Дубровки современного Сандовского района (1826 г.), затем служил в приходе Спасо-Ренской пустыни 1826-29 гг.
Младший брат – Матфей Тимофеевич Козырев служил священником с. Чистая-Дуброво (1837-1842), затем с. Сукова (1842-1869).
Их потомки служили в Бежецком, Вышневолоцком, Калязинском, Корчевском и Тверском уездах. Так, священник Иоанн Алексеевич Козырев (1885-1937) – был преподавателем Краснохолмского духовного училища в 1904-11 гг. Затем священником с. Пожарье Весьегонского узда (ныне Сандовского района), с 1916 г. служил в Воздвиженской церкви г. Бежецка. Был расстрелян 3 ноября 1937 г. В этот же день был расстрелян и его брат Василий Алексеевич (1889-1937) - священник одного из Бежецких храмов. Их старший брат Сергий, (в монашестве - Григорий (Козырев)) (1882-1937), был викарным архиереем Владимирской, Тверской (с кафедрой в Бежецке) и других епархиях. Расстрелян в 2 сентября 1937 г.[5] Ныне они прославлены в лики святых Новомучеников Церкви Русской.
В 1820 г. дьячком в Преображенской церкви был Дмитрий Иванович Хлебников. Жена его Ксения Иванова – дочь диакона Михаила Ивановича Плиткина[6].
Был в это время и заштатный дьячок Феодор Иванович Ершов, 51 г. (т.е. он родился в 1769 г.) – сын диакона Иоанна (?). Он был женат на Мелании Ивановой (родная сестра Дмитрий Ивановича Хлебникова). Дети их: Агрепина, Любовь, Анна.
Местный дьячок Николай Павлович Судницын (24 л.; т.е. он 1796 г.р.). Его жена Любовь Федорова (дочь Ершова). Он дьячку Димитрию Хлебникову приходился племянником.
Между 1881-85 гг. - псаломщик церкви села Романовское Иван Орлов уволен с должности согласно прошению, на его место определен бывший ученик Краснохолмского духовного училища Александр Рождественский. Учитель Дымцевского училища Павел Гурьев рукоположен в диаконы церкви села Романовское[7].
В 1888 г. священник села Романовское Тимофей Успенский скончался, на его место рукоположен Александр Неклюдов. На место псаломщика (???) определен бывший ученик Краснохолмского училища Николай Рождественский.
В 1891 г. псаломщик села Романовское (Никола Высока) (???) уволен с должности, согласно прошения. На его место определен бывший ученик Краснохолмского училища Николай Воронцов[8].
«Церковь в Никола-Высоке имеет высокий трёхсветный четверик (три ряда световых окон, по три окна в каждом ряду на северной и южной стенах), который имеет гранёную кровлю. Луковичные главы поставлены на высокие гранёные барабаны, которых пять. Центральный барабан световой, остальные глухие. Сильно были понижены по сравнению и отношению четвериком объёмы апсиды и двухпридельной трапезной. Над алтарями приделов установлены два небольших барабана с луковичными главками. Весь объём величественного храма и её общую композицию завершает трёхъярусная колокольня, которая слегка сдвинута к северу от оси самого здания храма. И это вполне объясняется тем, что колокольня была первоначально выстроена отдельно от храма, а затем только соединена притвором. Объём колокольни включает в себя полуярус и резонатор звона и увенчан главой в форме вазы. Высокое внутреннее помещение храма перекрыто восьмидольным сомкнутым сводом, в котором прорезано отверстие для светового барабана. Апсида перекрыта конхой, а четырёхстолпная трапезная часть - системой коробовых сводов с распалубками. Живопись в храме клеевая в лучших традициях барокко»[9].
Фреска «Изгнание торгующих из храма», западная стена Преображенской церкви, фото Макарова С., лето 2015 г.
В 1900 году в храме погоста Никола-Высока (у храма было и второе более официальное наименование - Преображенская церковь села Романовского) священником Александром Неклюдовым был крещён будущий маршал авиации Павел Фёдорович Жигарев, который родился и вырос в д. Бриково и окончил местную церковно-приходскую школу.
Дом, где вырос Павел Фёдорович, сохранился в Брикове до сих пор, на нём установлена мемориальная доска. Родители же маршала авиации нашли свой покой на Никола - Высоковском погосте.
В 1901 г. в храме служили:
- священник Стефан Васильевич Троицкий, 64 г. свящ. С 1863 г. На погосте он упоминается в 1890 г. как законоучитель Романской Церковно-приходской школы.
- 2-й свящ. – Александр Семёнович Неклюдов, 43 г. священник с 1888 г. На погосте упоминается в 1888 г., в 1899 г. – был законоучителем в Чурилковской (хоть это и Чамеровский приход), Рыжковской школах грамотности.
- Диакон Павел Александрович Гурьев, 42г., диакон с 1885 г.
- Псаломщик Николай Рождественский , 43г., в должности с 1888 г.
- второй псаломщик Василий Тимофеевич Воронцов, 68л., на службе с 1851 г.
- Церковный староста крестьянин Алексей Васильевич Щеглов, в должности состоял с 1896 г.
В штат храма входило два священника, диакон и два псаломщика. Церковной земли было – усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 82 десятины и 530 саженей. За приходом числилось – 450 дворов, 1459 мужчин и 1625 женщин[10].
В 1915 г.:
- за место священника Стефана Троицкого – о. Феодор Завьялов, 61г.
- Вместо диакона Гурьева – о. Александр Садиков, 50л.
- вместо псаломщика Воронцова – Павел Шувалов, 30л., который в этом году был переведён в Ширков Погост Осташковского уезда, а оттуда в Николу-Высоку был переправлен – Григорий Поляков.[11]
Село Романовское, от Твери 200 верст, Весьегонска 35 верст.
Церковь Преображенская, постройки 1820 года, каменная, престола три: холодный Преображения Господня, теплые Святителя Николая и Архангела Михаила.
Церковные документы: опись 1879 года, метрические книги с 1791 года, исповедальные росписи с 1831 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Стефан Васильевич Троицкий 64-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1863 года, состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы и законоучителем земской школы, награжден в 1898 году камилавкой.
Священник Александр Семенович Неклюков 43-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1880 года, священником с 1888 года, состоял заведующим и законоучителем Дюдиковской церковно-приходской школы, награжден в 1895 году набедренником.
Диакон Павел Александрович Гурьев 42-х лет, в служении с 1878 года, диаконом с 1885 года.
Псаломщик Николай Иванович Рождественский 43-х лет, в должности с 1888 года.
Псаломщик Василий Тимофеевич Воронцов 68-ми лет, в служении с 1851 года.
Церковный староста крестьянин Алексей Васильевич Щеглов, в должности с 1896 года.
Прихожане: 1) Священника Троицкого — в селе Романовском, в деревнях: Стафурове, Топорищеве, Кобылине, Острецове, Дьячкове, Щербинине, Труфанове, Горбачеве, Привороте, Дюдиковской Поповке, Ильине, Еремейцеве, Новом, Талашманке - 218 дворов (707 мужчин, 823 женщины).
2) Священника Неклюдова - в селе Романовском, в деревнях: Боловине, Подольском, Чучелове, Брикове, Романцеве, Башкине, Шушмирове, Микляеве, Кошелеве, Рыжкове, Орде, Филиппове, Грязной Поповке, Сычеве, Мосеевском, Каменке, Дюдикове - 232 двора (725 мужчин, 802 женщины).
В 1914 году служили: Священник Александр Неклюков 58-ми лет, окончил семинарию, на службе 34 года, в Преображенском храме 26 лет.
Священник Феодор Завьялов 61-го года, из 4-го класса семинарии, на службе 39 лет, в Преображенском храме 1 год.
Штатный диакон Александр Садиков 50-ти лет, на службе 29 лет, в Преображенском храме 10 лет.
Псаломщик Николай Рождественский 58-ми лет, на службе 26 лет.
Псаломщик Павел Шувалов 30-ти лет, на службе 3 года.
Прихожан в деревнях: Романовское, Подольское, Боловино, Чучелово, Бриково, Романцево, Башкино, Шушмирово, Микляево, Кошелево, Рыжково, Орда, Филиппово, Ильинское, Топорищево, Новое, Острецово, Кобылино, Дьячково, Стафурово, Щербинино, Грязная Поповка, Труфаново, Сычево, Мосеевское, Горбачево, Дюдиковская Поповка, Талашманки, Каменка, Еремейцево, Дюдиково, Беняково, Приворот - 1662 мужчины и 1892 женщины. [12]
Итак, в приход входили следующие селения: Романовское, Подольское, Боловино, Чучелово (современное Веселово, где постоянного населения нет), Бриково, Романцево, Башкино (ныне без постоянного населения), Шушмирово (ныне несуществующая деревня), Микляево, Кошелево (ныне один жилой дом), Рыжково (ныне урочище), Орда, Филиппово, Ильинское, Топорищево, Новое, Острецово, Кобылино (современная д. Горка), Дьячково (ныне урочище), Стафурово, Щербинино (ныне урочище), Грязная Поповка (современная Добрица), Труфаново (ныне урочище), Сычёво (без постоянного населения), Мосеевское (ныне заброшенное селение), Горбачёво, Дюдиковская Поповка (не существует, входит в состав д. Дюдиково), Талашманка (ныне заброшенная), Каменка (ныне – один жилой дом), Еремейцево (ныне – без постоянного населения), Дюдиково, Беняково, Приворот. Почему-то у Добровольского не была учтена д. Огнишино и хутор Коверниково.
Вокруг храма расположился старинный погост, на котором есть старинные захоронения, например, Ильи Васильевича Якунцова (+ 1882 г., скончавшегося в возрасте 54-х лет), Шувалова Алексея Васильевича (1875-1908), Шуваловой Анны Матвеевны (1875-1933), Фёдор Жигарев (июнь 1964г.) из д. Бриково, отец маршала авиации СССР Павла Фёдоровича Жигарева ( 1900-1963)[13], «прахiЯшугиных», Кротовой Домны Никановны (1868-26 апреля 1956), Белова Анатолия Фёдоровича (1937-1947) из Ленинграда , который «Неожиданно скончался на школьной скамье», плюс несколько чугунных крестов и каменный безымянный памятник. И ещё могила ребёнка – Вовочки Квяткевича (1956 – 1957): «Прохожий, поклонись могиле сей – здесь почил мой сын,/ который даже год не жил./ На всё, как видно Божья воля-/ Такая уж ему доставалась доля./ Страдая жить, с рождения терпеть,/ болеть, болеть и умереть./Зимою вьюги, летом соловьи,/ Для деда с внуком пускай свои поют вам песни нежной трелью,/Над вашей нежной колыбелью./ Спокойно спи, сынок, под сенью пряда,/ На кладбище Никола с дедом рядом.». А также захоронения жителей многих уже заброшенных и исчезнувших деревень, например, жителей несуществующей ныне д.Труфаново - Кудрявцевой Анны Васильевны и Кудрявцева Александра Васильевича. Родился. 20 сентября 186(6-8?) – умер 22 августа 1957 г.
Одно из старинных надгробий Николо-Высоковского погоста, фото Снеткова Н., май 2014 г.
В 1930 г. в храме совершали своё служение:
- Церковным старостой был Князев Иван Семенович из д. Сиротка.
- Священник Беляев Николай Иванович, бывший военный, был раскулачен.
- Псаломщик Михаил Егорович Калачев из д. Игнатково. Был раскулачен, а в 1937 г. расстрелян.
- Дьячок Ляпин Степан Григорьевич из д. Билюково.
- Продолжал своё священническое служение о. Александр Неклюдов, которому на тот момент было уже 72 года. Он был лишён избирательных прав.
- Диакон Рождественский Николай Иванович, бывший псаломщик. В 1924 г. пожизненно лишён всех избирательных прав. Ему было также 72 года.
- Священник Садиков Александр Петрович (65 л.), бывший в своё время диаконом в этой церкви, у него было конфисковано всё личное имущество.[14]
Сам храм был закрыт в 1939 г., колокола были сняты ещё в 1930 г., Курочкин из д. Стафурово с мужиками возили остатки сброшенных колоколов на станцию Овинищи на подводах, оттуда их отправляли на переплавку. Один осколок колокола сохранился у одного жителя д. Добрица с изображением Преображения Господня.
Последним священником был - Беляев Николай Иванович, а на клиросе в то время пел – Иван Феоктистов.
Преображенская ц. в Николо-Высока, 1960-е гг. Фото из архива Виктора Смолкина.
После закрытия церковь была превращена в склад с сохранением всей утвари, которую в 1962 г. частично передали в действующую Казанскую церковь с. Чамерово.
С конца 1980 гг. – начала 1990-х гг. храм начал подвергаться нападениям грабителей, которые искали в наших краях только исторические ценности с целью наживы и легкой и безмятежной жизни. Что-то спасли сами верующие – разобрали по домам и тайникам. И эти следы потерялись, тем более многие деревеньки опустели, а бесхозные избушки были ограблены всё теми же преступными лицами.
Большая цепь краж по полузаброшенным деревням имела место быть зимой 2014-15г. Пустующие и дачные дома были вскрыты в деревнях Сычёво, Горбачёво, Мосеевское, Башкино и другие. Пропали, естественно, и культовые ценности – образа, старинные книги на церковнославянском и многое другое. Многие свидетели, в частности О. Разживин, чья юность прошла в соседней деревне Паскино, отмечал, «что работники склада и райпо надлежащим образом следили за храмом и его утварью, по мере необходимости проводили небольшой косметический ремонт, латали кровлю и трещины, проводили уборку, держали здание в достойной чистоте и порядке». Поэтому, благодаря такому отношению, утварь сохранялась в Преображенской церкви довольно таки долго, около полувека, а сам храм сохранил свою могущественную форму и прекрасные фрески[15].
Все фрески в храме были выполнены местной бригадой, которая работала в многочисленных храмах Весьегонского уезда, например, в Покровской церкви с. Болонино, современный Краснохолмский район, Антоновское - Молоковский район, с. Любегощи и другие). В Николе-Высоке вся живопись в главном храме никогда не подновлялась, сохранила свой первозданный золотистый оттенок, которым разливается на весь храм, несмотря на то, что досками заколочено большинство окон.
«Положение Христа во гроб», фреска алтарной части Преображенской церкви, фото Макарова С., лето 2015 г.
Исследователи отмечают, что «у мастеров не всегда безукоризненный рисунок, но зато превосходное чувство цвета и формы». Живопись же в трапезной части храма сильно потемнела от времени, плюс ко всему, её самостоятельно в 1950-х гг. «обновили» местные умельцы масляными красками.
Сюжет композиционно построен на молитву «Верую». Стены паперти расписаны под мрамор, а под колокольней имеется роспись простого качества, которая потрескалась и постепенно осыпается. В апсиде сохранился традиционный сюжет страданий Христовых (очень похожа была алтарная часть храма в селе Любегощи - фрески не сохранились) - это Моление о чаше, Распятие (практически не сохранилось), Снятие с Креста и Положение во гроб. На сводах апсиды - Новозаветная Троица с Ангелами.
Преображенская ц. Николо-Высока, 1970-е гг. Фото из архива Макарова С.
«Последний храм, который мы посетили, - в Никола-Высока (ударение на -ы). Символично или нет, но мы попали туда в грозу. С водохранилища пришла огромная черная туча, дождь встал стеной. Огромная церковь с высокой колокольней темной массой показалась за красивой аллеей из старых берез.
Она исключительна по сохранности, целы все своды, колокольня, в храме росписи первой половины XIX века – выдающиеся по качеству, могущие быть главной “изюминкой” всего Весьегонского района. Как и сама церковь, напоминающая огромные соборы под Бежецком: в Градницах или Еськах.
До середины 1990-х гг. здесь стоял целый (!) высокий иконостас и престол с резной сенью. Вандалы из столиц приезжали на грузовиках, вырубали иконы, да не одни иконы - срубили всю резьбу на иконостасах. Картина варварского разгрома в церкви ужасна. Это сделали не безбожники в 1930-х, это сделали люди, которые сейчас ходят по улицам рядом с нами.
После этого вступился “Господин молний”. В сильную грозу загорелись купола и стропила кровли. Верх горел несколько дней. Все железо скрутило в дугу, и его сняли. Теперь купол, если не будет немедленной реставрации (а ее, конечно, не будет), обречен. Его росписи уже погибли. Очередь за живописью на стенах»[16].
Панорама Николы-Высоки, 1970-е гг. Фото из архива Макарова С.
Отдел архитектуры и градостроительства г. Твери в 1992 г. производил обследование Преображенской церкви с. Никола-Высока, Весьегонского района, Тверской области.
Результаты обследования показали:
1) фундамент каменный, ленточный, имеет равномерную осадку, находится в удовлетворительном состоянии;
2) цоколь из красного кирпича;
3) наружные стены из красного кирпича имеют вертикальные и горизонтальные трещины, штукатурка осыпалась;
4) внутренние стены имеют трещины, штукатурка местами осыпалась;
5) купола и перекрытие имеют трещины в местах, где протекала кровля, штукатурка осыпалась, металлические закладные детали сводов проржавели, один купол снесён грозой (имеется в виду купол на северо-восточном углу четверика);
6) кровля железная, местами отсутствует, на карнизах поросла травой и кустарником, протекает;
7) полы дощатые по балкам, местами прогнулись и прогнили. Прочие сведения: печи отсутствуют, дымоход требует ремонта, оконные блоки частично сгнили, требуют замены. Ремонт здания не проводился[17].
Чамеровский священник о. Александр Мискин (годы службы в Чамерово 1986-1992) с чамеровскими и романоскими прихожанами у Преображенской ц. в Николо-Высока.
В этом же году храм был передан верующим, начались нерегулярные богослужения в летнее время, которые начал совершать священник с. Чамерово – о. Александр Мискин, затем эту традицию продолжил о. Николай Карпец. В 1995 г., летом, гроза ударила в центральный купол храма, от этого на четверике сгорела вся кровля. После этого, через некоторое время, осыпались все фрески на сводах, а в трапезной части роспись, подновляемая в 1950-х гг., потемнела от времени и сырости. С 2009 г. все богослужения полностью были прекращены[18].
С 1992-2013 гг. председателем приходского совета был Михаил Семёнович Рыбушкин из Санкт-Петербурга. Похоронен в Никола-Высоке. По храму помогали – Валентина (+2013 г.) и Тамара Поздняковы из д. Романцево.
Весной 2014 г. частично обрушился один из лучших иконостасов зрелого классицизма в Тверской области в летнем храме. Полностью же иконостас рухнул зимой 2015-16 гг. Летом 2016 года кладбище было ограждено новой металлической оградой. Также в том же году были разобраны руины церковно-приходской школы. Недалеко от храма сохранился старинный священнический дом.
В главном алтаре сохранилась старинная напрестольная сень, правда, без столпов, а также 3 Престола. Проход же на колокольню утрачен. В сторожке, которая ещё в былые времена была пристроена к храму, неизвестными лицами оборудована молельная комната.
В конце лета – в начале осени 2016 г. в округ храма были спилены деревья и кустарники и установлены леса. Летом 2017 г. в храме был проведён субботник.
В ноябре 2017 г. при поддержке центра «Сельская церковь» (центр – г. Кимры) были начатии работы по консервации Преображенского храма. На лето 2018 г. зацементировали своды четверика храма. На этом все работы пока остановлены.
Престольные праздники в приходе:
- 19 августа Преображение Господне. Стараниями местных жителей в свое время проводился Крестный ход вокруг погоста (аналогично и на Светлой седмице) даже тогда, когда храм не функционировал.
- 19 сентября. Чудо Архистратига Михаила в Хонех.
- 21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. («Михайлов день»).
- 19 декабря. Святителя Николая Чудотворца. («Никола зимний»).
- 22 мая. Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийск (Малая Азия) во град Бари (Италия). («Никола вешний»).
- 2 августа – Ильин день (в память о престоле в бывшей деревянной церкви).
На погосте также особо почитался День Святой Троицы.
В приходе:
В заброшенной деревне Мосеевское – Косьма (Кузьма) и Дамиан (14 июля и 14 ноября). Там в 1850 г. была построена деревянная часовня, которая не сохранилась. Здесь же особо чтили зимний праздник свт. Николая (19 декабря).
В д. Башкино – мчч. Фрола и Лавра (31 августа). В этой деревне с 1849 г. стояла деревянная часовня в честь этих святых, которая не сохранилась.
В деревнях Новое и Каменка – Казанской иконы Божьей Матери (21 июля и 4 августа) – между этими селениями с 1878 г., стояла несуществующая ныне Казанская деревянная часовня.
в д. Дюдиково – Спаса Нерукотворного (Спас Хлебный, или Ореховый, 29 августа). В Дюдиковской Поповке стояла деревянная часовня Спаса Нерукотворного 1878 г., которая также не сохранилась. Причем, еревня Дюдиково дважды страдала от большого пожара в 1918 и 1942 гг., по словам старожилки деревни, ныне покойной Валентины Шаниной (+2015 г.).
В 1901 г. И. И. Добровольским в Тверском статистическом епархиальном сборнике не была учтена также деревянные часовни в д. Романцево (посвящение часовни нам неизвестно).
Д. Ильинское, судя по названию, праздновали особо Ильин день (2 августа), а также в д. Сычеве. В с. Романовское – День Св. Троицы. В Противье – Успение Пресвятой Богородицы («Успленьё», 28 августа) и Духов день, т. к. деревня входила в приход Успенской Ламской пустыни.
В д. Еремейцево – Воздвиженье Креста Господня (27 сентября),
Деревни Филипово и Орда – влмц. Параскевы Пятницы (10 ноября) – там с 1849 г. стояла деревянная часовня в честь этой святой.
У д. Горка (старое название «Кобылино») и ныне располагается обустроенный силами местного населения источник.
В с. Романовское, где располагается местная одноимённая администрация, располагается памятник природы – берёзовая роща. Местный ДК и библиотека не функционирует, как и колхоз. У посёлка Романовский Льнозавод сохранились остатки известного когда-то в Весьегонском районе Льнозавода.
В д. Дюдиково функционирует магазин, ДК и библиотека. Колхоз развален. В деревне располагается берёзовая роща - также являющаяся памятником природы.
У д. Беняково – поклонный Крест с иконой Божьей Матери «Неопалимая Купина».
В д. Огнишино сохранилась деревянная часовня конца 19 начала 20 вв., которая была приписана к погосту Николо-Высока. Посвящение часовни неизвестно. В 1901 и 1914 гг. часовня также не была учтена епархиальными властями. Ныне она приписана за часовней присматривает 90 – летняя б. Саша.
Всего часовен получается в приходе было всё-таки семь, а не пять.
Анастасий Иванович Присёлков из д. Паскино (потомок священнической фамилии села Чамерово - сын о. Иоанна, внук о. Николая Присёлковых) так писал о Преображенской церкви: "Так стоит и гибнет на укор живущим, /Церковь, как невеста, лучшая из лучших». Этот стих осенью 2017 г. отыскала его родственница – Анна Приселкова. Привожу его полностью:
Время изменилось
В культе произвола
Звонница умолкла,
Церковь на затворе
Колокол обрезан,
Увезён в опалу
Над Всевышним Спасом
На амвоне склады.
Утро на погосте. Поднимаясь в гору
Путник проходящий поклонился долу –
Всем лежащим в роще векового дома
А окрест, как видно,
В мареве весеннем
Светом вечной жизни,
Вездесущим оком
Солнце поднималось
Красное высоко,
Освещая церковь
Рощу и деревни,
Да грачи кричали
Над погостом древним.
Нынче еще выше поднялись кудряво
Светлые березы на погосте старом.
Шире и темнее, как заплаты, раны
Ржавою петлею охватили главы.
Так стоит и гибнет, на укор живущим,
Церковь, как невеста, лучшая из лучших;
Доживая время, брошенная всеми
В жертвенной опале, точно в вражьем стане,
Почернели стены, сломана ограда.
Где чтецы стояли пред лицом Всевышним
Протекает крыша, разместились склады...
Темные, как шлемы,
Мрачно смотрят в небо
Луковицы главы.
(А. И. Приселков)[19]
На сводах четверика фрески не сохранились, но с фотографии 1983 г. мы видим в медальонах разных размеров Бога Саваофа в небесной славе и Ангельские силы. На западной стене у входа в трапезную часть мы видим изображение мытаря и фарисея, изображённых виде скульптур, над входом мы видим сцену изгнания Христом торгующих из храма. Справа от сцены изгнания изображён Вход Господень в Иерусалим, слева – проклятие смоковницы. Над сценой изгнания изображено исцеление слепорожденного, остальные фрески на западной стене сохранились неразборчиво. После мытаря и фарисея по обеим сторонам в рамках были написаны какие-то тексты. Надписи были и в оконных проёмах в первого светового ряда. На южной стене во втором световом ряду между оконными проёмами изображены сцены Благовещения, Обрезания Господня и Бегства в Египет. В третьем световом ряду - фрески сохранились весьма плохо. Между вторым и третьим световыми рядами в медальонах изображены евангелисты – на южной стене Матфей и Марк, на северной – Лука и Иоанн Богослов.
На северной стене мы видим сцены Рождества Христова, Сретения Господня и Отрока Иисуса в Иерусалимском храме посреди старейшин и учителей. Третий ряд фресок не сохранился.
В алтаре на сводах изображена Троица Новозаветная с ангельскими силами, а в оконных проёмах сцены Моление о чаше, Распятия (не сохранилось, кроме фрагмента снизу), Снятия с Креста, Положения Христа во гроб. На каменной алтарной преграде со стороны алтаря справа от Царских врат изображены три святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, слева – святители Святитель Николай Чудотворец, Варсонофий и Арсений Тверские.
Росписи в трапезной были расписаны на слова «Верую» - Символа веры. Масляные фрески потемнели от времени и от сырости и разобрать их изображение на сегодня возможно только специалистам. Здесь сохранилась одна печь (вторая – разобрана), иконостасы двух приделов. В алтаре правого придела потревожены полы.
Под колокольней росписи более простого качества, масляная, на восточной стене колокольни, над входом изображён Христос в рост, а справа и слева Ангелы со свитками. Роспись потрескалась и осыпается.
Стены паперти расписаны под мрамор. Деревянные перекрытия паперти разрушаются. Над входом на северном крыльце сохранился металлический лист стершимся изображением Преображения Господня.
На фото 1983 г. мы видим, что в центральном иконостасе иконы были утрачены, кроме диаконских дверей, на которых изображены Первомученик и архидиакон Стефан и Архидиакон Лаврентий. Иконы в местном ряду, очевидно, были частично перенесены в Казанскую церковь с. Чамерово. Над Царскими вратами мы видим Спаса Вседержителя, сидящего на престоле. Справа от него, в отдельном киоте, изображение Богородицы, слева – Иоанн Предтеча. На втором ярусе иконостаса были парами изображены святые Апостолы, а в третьем ярусе - Ветхозаветные праведники и пророки. В самом верху было изображение Бога-Отца. На сегодня ничего из икон не сохранилось.
Преображенская ц., Николо-Высока, фото Снеткова Н., апрель 2020 г.
Крыша в трапезной части сильно прохудилась и протекает, что угрожает сводам, которые в скором времени начнут осыпаться. Центральный свод хоть и зацементирован, но требует полноценной кровли. Потолок паперти весь сгнил, угрожает падению. Вот в таком состоянии этот уникальный храм нашей местности встречает свое 200-летие без молитвенной жизни и надежды на былое возрождение.
Источники:
1. Статистический сборник Тверской епархии за 1901г. / И.Добровольский.
2. Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области / сост. Г.А. Ларин. — Тверь, Тверское кн.-журн. изд-во, 1994. — 150 с.
3. Ларин Г.А. Весьегония : словарь-справ. / Геннадий Ларин. — М.: ИД «Ключ-С», 2010. — 450 [1] с., [12] л. цв. ил.: ил., портр. — Библиогр.: с. 430—434 (170 назв.). — Указ. имён: с. 435—449.
4. Тверская епархия: сайт. -- URL : tvereparhia.ru
5. Разживин О. Воспоминания [Электронный ресурс] / Олег Разживин // - URL: http://sobory.ru/article/?object=13539
6. Позднякова Т. Воспоминания [Электронный ресурс] / Тамара Позднякова // - URL: http://www.spasi-hram.ru/taxonomy/term/40
[1] Сайт http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=9497&st=70 (дата обращения 13. 12. 2018).
[2] Родословные списки по духовенству Весьегонского уезда.
[3] Зелов Н. Весьегонская жизнь, статья. Август 2016 г.
[4] Ревизские сказки за 1790 г. Ссылка: https://vk.com/gorinskoe (дата обращения: 06.05. 2020).
[5] Зелов Н. Весьегонская жизнь, статья. Август 2016г.
[7] «Тверские Епархиальные Ведомости», 1881-1885 гг., Елена Селифонова, библиотекарь Кесемской библиотеки. 2020 г.
[8] «Тверские епархиальные ведомости», 1888, 1891 гг., Елена Селифонова, библиотекарь Кесемской библиотеки, 2020 г.
[9] Здесь не звонят уже колокола. Чамеровская библиотека, 2017 г.
[10] И. И. Добровольский. Тверской епархиальный статистический сборник, 1901 г.
[11] Добровольский И.И. Статистический сборник по Тверской епархии за 1901г.
[12] По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
[13] Па́вел Фёдорович Жи́гарев (6 [19] ноября 1900, д. Бриково, Тверская губерния — 2 октября 1963 года, Москва) — советский военачальник, Главный маршал авиации (1955). Главнокомандующий ВВС СССР (1949—1957). Кандидат в члены ЦК КПСС (1952—1961). Депутат Совета национальностей Верховного Совета СССР 3-го созыва (1950—1954).
[14] Селифонова Е. И. - библиотекарь с. Кесьма, краевед. Материал по репрессированному духовенству.
[15] Олег Разживин. Воспоминания. Рукопись, 2013 – 2014 гг.
[16] Павел Иванов. « Баскаки –Титовское -…- Никола-Высока».
[17] Сайт «Собор.ру».
[18] Ещё в 2008 г. нерегулярные богослужения в храме в летнее время проводил священник с. Чамерово – протоиерей Николай Григорьевич Карпец. Утварь приносили с последнего дома, что у реки. Там жил некий Василий, который присматривал за церковью.
[19] Сайт «Бамбуковые заросли». https://anny-panda.livejournal.com/tag/Приселковы (Дата обращения 13. 12. 2018 г.).
Никита Снетков, Татьяна Снеткова