Старообрядческое кладбище в деревне Чурилково
12 октября 2024 г. с небольшой группой энтузиастов - любителей истории родного края посетили старообрядческое кладбище в д. Чурилково (бывшего Романовского сельского поселения). Этот поход мы задумали давно, но по разным причинам это мероприятие всё откладывалось. Погоду выбрали неподходящую, но другого времени у нас просто не было. А во время посещения погоста дождик на время прекратился. Намокли, но остались довольными.
Строго говоря, от старинных могил сохранились лишь бугорочки, кладбище сильно заросло, но есть могилы и памятники с датами. В основном, это могилы прошлого и нынешнего столетия. Сейчас на этом погосте практически никого не хоронят. Последнее захоронение датируется 2019 г. Спасибо большое нашему проводнику – Кабанову М. Без его помощи долго бы блуждали по зарослям, хотя сам погост был у нас под носом.
Сама д. Чурилково возникла между 1682 и 1710 гг. на месте одноименной пустоши усилиями карел, переселившихся сюда из соседних деревень дворцовой карельской Чамеровской волости. Дворов было 47 (1859), 67 (1889), 83 (1931), 79 (1963), 48 (1993), 38 (2008). Численность населения: 212 человек (1859 год), 250 (1889), 279 (1931), 220 (1963), 114 (1993), 86 (94 % русские) в 2002 году,76 в 2010 г.
Во второй половине 19 - начале 20 вв. д. Чурилково играла роль духовного центра местного старообрядчества. По сведениям И.Добровольского, к 1901 году в деревне в 10 дворах проживали раскольники (старообрядцы) общим числом до 50 человек. До принятия закона «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. старообрядцев в литературе именовали «раскольники».
На староверском кладбище с 1849 г. стояла, видимо, не первая, ныне не существующая деревянная старообрядческая часовня Пророка Илии. Вполне вероятно, что само более позднее по сравнению с другими карельскими селениями возникновение деревни связано с религиозными верованиями небольшой части карел и их стремлением к обособлению от официальной церкви. В общине был свой предводитель, группа наставников и уставщик.
В Советское время некоторые из старых жителей деревни продолжали исповедовать себя старообрядцами беспоповского толка. Для случайных путников у них была отдельная посудина на тот случай, если попросят воды или поесть. Свою посудину чужому не давали, дабы не оскверниться. Если посудина случайно осквернялась от прикосновения неверного никонианина – её требовалось ликвидировать.
Сохранился до нашего времени Рассказ о возвращении к Православной Церкви, крестьянина с.Чурилкова Чамеровской волости Петра Егорова. Из сборника «Свет во тьме раскола: замечательные случаи обращения раскольников в православие из секты безпоповцев. Данный сборник был составлен учителем Владимирского духовного училища П. Ф. Новгородским в 1888г. Данный рассказ был помещён во 2-ю часть сборника. Орфографию и пунктуацию данного рассказа мы частично сохраняем.
Вот что было рассказано им:
«Был я ревностным беспоповцем, борющий на церковь православную, но случилось мне познать истину православную таким образом.
Был я в гостях у собратьев, тоже у безпоповцев филлиповцев, карельской деревне – Чурилкове, Чамеровской волости и прихода, села Чамерово, у крестьянина Тараса Богданова. Во время нашего с ним разговора, когда разговор коснулся книг, именно: какие книги, уважаемые старообрядцами, мне более всего нравятся, - то я сказал ему, что мне более всего нравятся следующия книги: «Сочинение Андрея Денисовича Выгорецкаго об антихристе» и «Челобитная соловецких отцев страдальцев».
После этого он мне показал две книги и сказал: вот посмотри-ка какия книги мне подарил чамеровский священник (Приселков Николай Иванович – прим.), в то время когда я вставлял у него стекла.
Название одной из этих книжек я и забыл, помнится, что «Истина», но которая именно не упомню, кажется, что 24-я, и «Беседы глаголемому старообрядцу»; это было в 1873 г. на другой день Рождества Христова. Взяв эти книги, я начал читать их так ревностно, что даже не сел и обедать. По прочтению их, между нами разговора никакого не было, так как я всё время читал в «Истине» ответы безпоповцу, обвинявшему православную церковь за слабости. Эти ответы безпоповцу меня очень сильно заинтересовали. Видя это толпившиеся около стола старообрядцы, начали посмеиваться надо мной, говоря: этому ревнителю не надо ни пива, ни дрожеников, только одни книги. Но хозяин на это сказал: «И книги-то эти от попа, их и читать-то не стоит».
В ответ на это, я не возразил им ни слова. Книги же эти я попросил позволения взять к себе домой. Хозяин, как любящий меня собрат, в этом мне не отказал, только просил, чтобы я, по прочтении их, скорее возвратил ему; что я и исполнил. Когда я принес ему обратно книги, то тогда намерения своего ему не высказал, а просил, как бы мне достать из деревни Тимхова «Великий Катехизис». Он мне сказал, что скоро поедет в ту деревню и привезет его мне. Когда я получил Катехизис, стал читать уже не по-прежнему – только одне буквы, а принялся вникать в подробность. Прочитав эту книгу, я сказал родному брату, отдельно от меня жившему, что я де сомневаюсь в непоколебимости старообрядчества. Он, сердито посмотрев на меня, сказал: не поповские ли книги, привезенныя от Тараса, тебя безумца поколебали? На это я ему сказал: «Это верно, из этих то книг я и узнал истину, и прибавил, что если бы я знал, где печатается «Истина», то я на последние деньги выписал ещё хотя две книжки, так как я прочитал на обертке этой книжке, что подписная цена за книжку 30 копеек». С этой целью и обратился я к священнику нашего прихода, а ныне духовному моему отцу Стефану Троицкому, села Николы Высоки, Весьегонскаго уезда, как мне узнать, где находится эта редакция?
Он мне сказал: «У нас книг «Истина», сколько угодно, да мы и обязаны вам давать, только у нас их не спрашивают, а сами мы не набиваемся». Услышав это, я очень обрадовался и поехал в неделю православия, т.е. в первую неделю великого поста к Николе, где и получил от старшаго священника 10 экземпляров журнала «Истина», где слушал литургию и проповедь, сказанную отцем Стефаном, об иконоборцах. Это еще более возбудило во мне желание доискаться истины. Случилось это в 1874 г. я весь этот год читал кое-какие книги церковной и гражданской печати в свободное от занятий время. Вследствие чего старообрядцы начали замечать во мне колебание, так как в праздники я стал реже ходить на общее моление в моленную, а прежде был жаркий ревнитель и богомолец. Когда же я стал разговаривать с некоторыми старообрядцами, что-де мы ошибаемся и даже обманываем себя, то они стали меня бегать по приказанию своего наставника вышесказанной дер. Чурилково Петра Егорова, который им всем запретил говорить со мной о вечности существования церкви и священства, и даже велел называть меня еретиком. При встрече моей с наставником пришла следующая мысль: «Дай пойду к нему поговорить».
Взяв данную мне священником книгу Григория, митрополита Петербургского, «Истинно-древняя и истинно православная церковь» пришел к нему, т.е. наставнику Петру Егорову, пригласив с собой вышесказанного Тараса Богданова; войдя в избу, где находился наставник, мы, поклонившись ему, сказали: «Благослови, отче». «Тараса благословляю, а тебя нет», - сказал наставник. «Ты клади так, без благословения, потому что проповедуешь новую веру».
Севши на лавку, я спросил: «Какую новую веру? Ведь вы сами знаете, что вера, по писанному в книгах, должна быть едина, а у нас в одном дому три веры, церковь же Христова составляется из трех чинов священства с мирянами?» На это он мне ответил: «Да, нам и не нужно священство, потому что я и сам в чине священства». Я спросил: «Почему вы считаете себя имеющим чин священства?» Он сказал: «Разве вы не избрали меня пасти словесное Христово стадо; даже ты первый и ездил-то в Рыбинск к отцу Семеону просить его, чтобы он благословил меня на эту должность?»
Я ответил: «Этого не довольно, тут требуется рукоположение, а не простое благословение нерукоположенного мужика-наставника, чтобы устраивать таинства церковныя, а у нас их нет; в Евангелии написано: «Аще не снесте плоти Сына человеческаго, живота не имате в себе», поэтому мы теперь находимся без жизни будущей». Он ответил: «Мы не нуждаемся в этом, потому что мы живем девственно и по обрядам пустынножителей, кои никогда не причащались, а также и без прочих таинств обходились, даже им и погребения было не нужно; этого примера и мы держимся».
Тут одна старуха, слушая нашу беседу спросила: «Неужели и прежде были попы, женились и в церковь ходили?» Я ответил: «Да, это все было. Она в ужасе вскрикнула: ой, батюшки, что же это такое; куда же я пришла? (она была прежде православною и недавно совратилась в раскол), а вы мне, батюшка, говорили, что прежде все были холостые да девицы и пустынники, а примером показали Богородицу - потому что она в девицах родила Христа».
Желая продолжать прерванный разговор, я взял недельное учительное Евангелие и начал читать, как вдруг напали на меня наставник и его сестра, говоря: «Так ты соблазнитель за тем к нам пришел, чтобы соблазнять?» При этом, выхватив из рук у меня книгу, наставник вытолкнул меня вон.
Этим и кончилась наша беседа. Вскоре отправился в Москву и в день Святыя Троицы был присоединен к православию. Спустя немного времени я узнал, что в селе Сутках есть древнее благовестное Евангелие Феофилакта болгарского; мне сильно захотелось почитать его, и я отправился в это село с намерением попросить его у священников на короткое время для чтения. Когда же я его получил и стал читать, то еще более утвердился в правоте православной церкви. Однажды летом взял я это Евангелие, вышел на улицу, сел под окном и стал читать. В это время подошел ко мне мой брат и, увидев, что я читаю древнюю книгу, спросил: где я взял ее? Я ему сказал. Он попросил меня, что бы я дал и ему почитать. Я исполнил его желание. Он, читая многого не мог понять, стал просить меня, чтобы я ему, по возможности, объяснил; я ему истолковал, как мог, и показал некоторые места, необходимыя для его вразумления. Брат, увидя такия ясныя доказательства о церкви и Таинствах и убедившись в справедливости православной церкви, в один из праздничных дней пошел в церковь, и присоединился к православию; его примеру последовала и сестра. Это сильно подействовало на православных карел нашего места, так что, даже самые закоренелые из раскольников стали разговаривать с нами о церкви и таинствах и читать книги, которыя я им даю. 30 ноября 1876 года было у нас с ними еще одно собеседование. На это собеседование собралось более 80 человек слушателей.
Беседа происходила в доме двоюродного моего брата Михаила Андреева Ромакина. Со стороны старообрядцев были: Иван Иванов Бошкинов, Михаил Ромакин, Петр Егоров, Филипп Александров, и рыбинский купец Иван Дегтярев. А со стороны православных: я, и брат мой Степан, и несколько слушателей.
Беседа началась ровно в 9 часов утра, 2 Января 1877 года, а окончилась в 7 часов вечера. На беседе мне предложили следующий вопрос: какое теперь время? Время ли антихриста, или время благочестия?
На это я им ответил: «Я сознаю, что теперь время благочестия у нас в России, кроме Западной Европы, и время благоприятное».
Они спросили: «Почему ты не признаешь теперешняго времени антихристовым?»
Я ответил: «Потому, что не видится оно таким, как оно предуказано отцами церкви.
А мы так сознаем, что настоящее время антихристово, потому что все, писанное, окончилось, что римское царство пало и предсказанное в Апокалипсисе число 666 на русской церкви окончилось, и в Кирилловой книге 11 знамении и в книге о Вере написанное все сбылось».
Я спросил: «Когда, по вашему мнению, все это сбылось, то где же антихрист? Да еще прежде антихриста должны придти пророки, Илья и Енох, на обличение антихриста, а их никто нигде не видел и не слышал?»
Наставники спросили меня: «А как ты думаешь, неужели Илия чувственно будет на земле?»
Я ответил: «Действительно будет, потому что в Благовестнике написано: «Яко же Иоанн первому, так и Илья второму пришествию предтеча будет», и в прологе 20 го июля в слове похвальном святому пророку Илии, прочел следующее: «Пророцы убо вси воплощение сына Божия послани быша жестокосердому проповедати Израилю, Илия же един не токмо ко Израилю послан бысть, но и ко второму его пришествию предтеча сохранен есть, за еже проповедати, яко уже при дверях владычный приход, и лукавое предсказати мечтательное и мерзское царство антихристово». И в Златоусте почаевской печати в неделю 20 ю прочитал следующее: «будут труси и глади и пагубы по местом, вся же сия начало болезнем; скончавающужеся року жития и оставшим трем летом и пол, будет царство антихристово». После этого я сказал: «За неимением старинных книг, я не могу более ничего показать в опровержении ваших доводов, лучше послушаем людских бесед, коих вы сроду, может быть, не слыхали. Дозвольте, я буду читать беседы с безпоповцами Филиппова и Аристова согласия, происходившия в Петербурге с игуменом Павлом. Заглавие было следующее: «Беседы об Илии и Енохе, и об антихристе, и о седминах Данииловых». По прочтении заглавия беседы, я сказал: «Слушайте внимательно», - и начал читать эти беседы, и прочитал с начала до конца. Потом начал читать «Воззвание игумена Павла». Все слушали с большим вниманием. По прочтении этих бесед начался спор; одни говорили, что эти беседы односторонния, другие же говорили, что односторонняя беседа не может представлять таких затруднительных вопросов, на которые требовалось особое усилие отца Павла, чтобы доказать их несправедливость, а другому, менее начитанному ни за что не обличить бы. Все что я читал, пересказывал им по-карельски, вследствие чего эти беседы и сделались общепонятными. Наконец, слушатели начали расходиться, и я, желая оставить беседу, попрощавшись, обещал быть на беседе и на другой день.
Беседа наша не пропала даром: один из слушателей, почтенный старик Тарас Корнилов, присоединился к Православной Церкви, несмотря на все усилия расколоучителей удержать его в своем согласии.
(Истина книжка 59-я.)
Список людей, похороненных на Чурилковском погосте (списано с могильных табличек, возможны ошибки; многие захоронения безымянные).
- Берегов Михаил Иванович 1898-1961
- Быстров А.Ф. 20.10 1886 – 27.11. 1955
- Вагурина Людмила Ивановна 29.08. 1914 – 2.04. 1994
- Инина Евгения Михайловна 23.12. 1921 – 16.09. 1977
- Кабанова Мария Романовна 1910-1994
- Клюкушкин Михаил Васильевич 23.11. 1929 – 23.02. 1999
- Кодак Екатерина Максимовна 5.07. 1905 – 16.02. 1984
- Костин Илья Иванович 15. ? 1901 – 20. ? 1967
- Кочетков Андрей Владимирович 03.08. 1979 – 19.05 . 2019
- Кочеткова Ирина Николаевна 21.01. 1961 – 06.01. 2016
- Лачугова Валентина Григорьевна 1928-2012
- Лачугов Павел Максимович 20.06. 1925 – 07.02. 1998
- Маричева Ольга Васильевна 12.07. 1920 - 17.01. 1986
- Маслова Наталья Максимовна. Сконч. 11.01. 1982 г.
- Тихомиров Павел Фёдорович 23.06. 1929 – 24.12. 1972
- Тихонова Васса Савельевна 14.01. 1907 – 7.07. 1984
- Шабанов Владимир Александрович 4.01. 1939 – 26.05. 1998
- Шанская Вера Арсеньевна 1928-2013
Никита Снетков, библиотекарь Чистодубровской сельской библиотеки