Судьба, ставшая историей

13 февраля в Весьегонской средней общеобразовательной школе прошел краеведческий час, посвященный 180-летию со дня рождения Александра Николаевича Виноградова.

Библиотекари Весьегонской централизованной библиотечной системы провели для учеников девятых классов первого корпуса городской школы встречу-беседу "Судьба, ставшая историей" о иеромонахе, миссионере, китаеведе, краеведе, нашем земляке Виноградове Александре Николаевиче (в монашестве Алексии, 1845-1919). Он родился в с. Чамерово Весьегонского уезда 17 февраля (по новому стилю) 1845 года в семье священника Казанской церкви Николая Сергеевича Виноградова (1818-1880).

Рассказать о судьбе выдающегося человека, знаменитого земляка приехал краевед, библиотекарь Чистодубровской сельской библиотеки-филиала Никита Аркадьевич Снетков. Никита Аркадьевич имеет высшее духовное образование, он окончил Ярославскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. Несколько лет подробно изучал биографию Александра Николаевича Виноградова, писал статьи о нём.

Подробно рассматривать биографию Александра Николаевича в данной статье мы не будем, так как о нём очень подробно написано в статье Никиты Снеткова "Память о знаменитом земляке", напомним лишь самые значимые моменты жизни земляка. Это был человек с незаурядным мышлением, пытливым умом и множеством талантов, которые он, бесспорно, не "зарывал в землю". До нас дошли его рисунки/чертежи с точными обмерами многих деревянных церквей Весьегонского уезда, ныне не существующих. Благодаря А.Н. Виноградову, мы в настоящее время можем представить себе, как выглядели деревянные храмы в селах бывшего Весьегонского уезда.

За сочинение «Весьегонская писцовая книга XVIIв.», он получает звание кандидата юридических наук.

В 1876 г. Виноградовым был написан реферат на тему «Краткие сведения о деревянных старинных храмах Весьегонского уезда и некоторых при них достопримечательностях, также курганах и насыпях по Весьегонскому уезду Тверской губернии». В благодарность за этот кропотливый труд его избирают членом Археологического общества на правах сотрудника.

В 1877 г. за рукописный сборник русских и карельских песен Весьегонского уезда Тверской губернии он избирается членом Географического общества.

Александр Николаевич создал новый и необычный для того времени в провинции учебный курс по церковной археологии. Это сейчас студенты-семинаристы Духовных школ в обязательном порядке изучают этот предмет в Семинариях и Духовных академиях, но в XIXв. церковная археология, как отдельная дисциплина, только-только зарождалась и важность её для будущих священно и церковнослужителей не всегда осознавалась должным образом, поэтому администрация Ярославской духовной школы того времени сочла этот курс нецелесообразным, поэтому и отказалась внести его в учебное расписание.

С 1878 по 1881 гг. Виноградов А.Н. являлся слушателем Санкт-Петербургского археологического института. Одновременно он продолжает изучать и описывать памятники деревянного зодчества в Тверской, Ярославской и Новгородской губерниях. Можно сказать, что он одним из первых из русских ученых обратил внимание на катастрофическое исчезновение этих уникальных памятников. Тогда же Виноградов принимается за составление учебного пособия для подготовки реставраторов. Им был подготовлен учебный курс публичных лекций цель которых была привлечь внимание общественности к данной проблеме и с помощью общественного мнения наметить некоторые решения по спасению деревянных памятников архитектуры в центральных губерниях Российской империи. Но, к великому сожалению, он не получил на этом поприще никакой поддержки.

10 мая 1880 г. Виноградов по собственному желанию принимает монашество с именем Алексий, через некоторое время рукополагается в священный сан, становится иеромонахом. Начинается новая веха в его жизни – миссионерское служение. Получив золотой наперсный крест миссионера, он указом Святейшего Синода назначается в состав 16-й русской духовной миссии в Китай.

До 1895 г. пребывал в России. В это время он прославился как синолог, писал научные труды и публикации, многие из них так и остались неопубликованными. С 1889 г. за передачу в дар Академии художеств ценной коллекции видов и чертежей памятников древнерусского зодчества назначен почетным вольным общником данной Академии. Также «За участие в переводах на китайский язык богослужебных книг Православной Церкви о. Алексию в 1884 г. было передано благословение Святейшего Синода, а в 1893 г. за поднесенные императору Александру III научные труды по истории миссионерской деятельности западных и российских проповедников объявлена благодарность.

Указом Святейшего Синода от 19 октября 1895 г. был вновь назначен в состав уже 17-й миссии. Здесь он продолжил свою деятельность по переводу христианской литературы на китайский язык. В связи с осложнением психического заболевания в 1898 г. был вынужден навсегда покинуть миссию и в Китай больше не вернулся.

До конца жизни он постоянно вспоминал о времени своего пребывания в Китае, за что в монашеской среде Оптиной пустыни (в братию которой он был назначен Синодом) получил прозвище «Пекин». Страждущий приступами психического заболевания, он не оставлял своих научных занятий, будучи всеми покинут. Этому способствовало и то, что, исходя из-за своего заболевания, он не нес каких-либо монастырских (трудовых или административных) послушаний, кроме чередных и общих богослужений, как штатный иеромонах обители, то есть вне богослужебного времени он был предоставлен сам себе. Он рисовал картины, писал иконы и портреты исторических персонажей, занимался и фресковой живописью, расписывал храмы обители, занимался реставрациями храмовой живописи и икон. В последние годы жизни он занялся археологическими раскопками вблизи Козельска. Не все понимали его деятельность, некоторые из братий монастыря относились ко всему этому  настороженно.

В приступах заболеваниях он бросал все дела, однажды он хотел снять с себя священнический сан и монашеский чин и даже в 1904 г. просил об этом Святейший Синод, на что получил спустя какое-то время отказ. В последние годы жизни ему всё казалось, что о нем вот-вот вспомнят, поэтому он переписал набело все свои рукописи, привел в порядок черновики и весь архив, все пронумеровал, подписал, озаглавил, проставил даты окончания тех или иных исследований, все это подшил и сложил в специально заказанные ящики.

Умер иеромонах Алексий (Виноградов) от голода в 1919 г. в Оптиной пустыне. Захоронение его впоследствии было утеряно.

«Драматизм судьбы великого ученого – в его одиночестве, полной изоляции от официальной науки, для которой Алексий был похоронен при жизни. Даже могила его не сохранилась. Многочисленные сочинения, оставшиеся в рукописи, не напечатаны. Часть трудов (в основном картины) утрачена или рассеяна. Однако дела человека переживают его смерть. Рано или поздно к людям вернется наследие ученого-миссионера, человека поистине энциклопедических знаний, которого Н.И. Конрад назвал одним из крупнейших русских синологов» (Чигиринский М.Забытый энциклопедист // Наука и религия. №8. 1991. - С. 5-6)

В 1926 году Оптинский музей ликвидировали, а книги и архив А.Н. Виноградова передали в Отдел рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина.

На протяжении всей своей жизни иеромонах Алексий (Виноградов) интересовался этнографией, палеографией, археологией, живописью, историей и библеистикой. Он исследовал памятники старины в Тверской, Ярославской, Новгородской, Иркутской, Красноярской и других губерний, оставив после себя зарисовки и чертежи с измерениями памятников архитектуры. В Тверской губернии, на своей родине в Весьегонском уезде, он явился собирателем материалов по этнокультуре карел-переселенцев и русских обитателей сельских поселений, занимался краеведением.

Став иеромонахом, и отправившись в духовною миссию в Китай, он интересовался историей Востока и в особенно китаеведением, поэтому им был внесён значительный вклад в изучении переводов христианской литературы на языки восточных народов.

17 февраля (по новому стилю) 2025 года исполняется 180 лет со дня рождения иеромонаха Алексия (Виноградова).

Нам очень хотелось, чтобы подростки знали о том, каким человеком и учёным был их земляк, иеромонах Алексий (Виноградов), оставивший после себя память не только на два столетия, но и на многие годы вперёд.

Спасибо Никите Аркадьевичу за интереснейший рассказ и почетание памяти выдающегося земляка!

 

В заключении встречи ребятам была представлена выставка-обзор книг из краеведческого фонда центральной библиотеки, в которых есть информация о семье Виноградовых.

В статье использовались материалы из ранее опубликованной статьи Никиты Снеткова "Память о выдающемся земляке. Александр Николаевич Виноградов".

Подготовила к публикации Елена Щепетова, библиограф центральной библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей