Светлана Грошева "Колёса победы"
Мой дедушка Прокофьев Николай Михайлович родился 27 апреля 1912 года в городе Кашин Калиниской области в семье крестьянина.
Учился в 1-ой Кашинской школе, закончил 7 классов, затем школу тракторных механиков. В 1938 году получил специальность инженера-механика, пройдя курсы при Тимирязевской академии. Работал в Братсковской МТС. Участник боев с белофиннами в 1939 году.
1936 год. Артвзвод
В июле 1941 был призван на службу Овинищенским РВК. Но на войну ушёл только в 1943 году.
До этого военкомат зачислил его в резерв для подготовки специалистов – механизаторов, танкистов и водителей. В течение некоторого времени он работал преподавателем, а затем был направлен на фронт, где служил водителем.
В годы Великой Отечественной шоферы играли важную роль в снабжении армии и повышении её мобильности. Они выполняли задания не только в тылу, но и под огнём врага на передовой.
Перед ним стояла важная задача – обеспечивать подвоз боеприпасов. Каждый день, каждый час, каждая минута были полны напряжения и ответственности. Водители, такие как он, играли ключевую роль в снабжении войск необходимыми ресурсами. Без них боевые действия могли бы затормозиться, а солдаты остались бы без поддержки.
Дед быстро освоился с новой ролью. Его руки уверенно держали руль, а глаза внимательно следили за дорогой. Несмотря на опасности, он старался сохранять спокойствие и сосредоточенность. Ведь от его работы зависели жизни многих людей.
Каждое задание было важным, каждое движение — взвешенным. Но даже в самые трудные моменты он находил силы улыбнуться своим товарищам, поддерживая их морально.
Служба водителя на фронте была нелёгкой, но наш Николай Михайлович справлялся с ней достойно. Он понимал, что его вклад в общее дело имеет огромное значение. И хотя порой казалось, что силы на исходе, он продолжал двигаться вперед, зная, что его усилия не напрасны.
20 февраля 1945 года. Польша
В любых погодных условиях, под обстрелом и бомбёжками, рискуя собственной жизнью, по ухабам разбитых дорог доставлял бесценные грузы к месту назначения.
Водителей на фронте ценили, ведь чтобы доставить невредимым груз под вражеским обстрелом, надо было быть смелым и хладнокровным, чтобы поддерживать автомобиль в рабочем состоянии, надо было отлично знать технику, уметь в сложных фронтовых условиях устранять технические неполадки, проявляя при этом профессиональную смекалку. За время боёв показал себя стойким и мужественным воином.
1 марта 1945 года. Г. Цветтль. Австрия
Воевал в звании гвардии сержанта в составе 31-го гвардейского стрелкового корпуса, входившего в состав 31-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона. Принимал участие в сражениях 1-го Украинского фронта в составе 31-го отдельного зенитно-артиллерийского гвардейского Краснознамённого дивизиона, в Курской битве и в боях за Бреслау.
5 мая 1945 года
В период Великой Отечественной войны он принимал участие в ряде ключевых операций, таких как Курская дуга, форсирование Днепра, освобождение Киева, Львова, Дрогобыча, Тернополя, Каменно-Подольска и Ровно.
г. Штейнталь
Он прошёл через Польшу, форсировал реки Сан и Вислу, освобождал Краков, Дрезден, Прагу и Верхнюю Силезию. Дошёл до Бранденбургских ворот и участвовал в освобождении Австрии.
После победы он ещё почти год оставался в этих местах. Перед демобилизацией получил ранение и контузию, после чего долго лечился в госпитале.
За свои заслуги он был награждён медалью «За боевые заслуги», орденом Красного Знамени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и медалью «Доблесть и отвага».
Из наградного листа медали "За отвагу":
«За время боёв показал себя стойким и мужественным воином в Курской операции. Прокофьев работал водителем автомашины по подвозу боеприпасов, несмотря на бомбёжку в пути и вблизи батареи обеспечил батарею боеприпасами в срок.
В боях за Бреслау, когда на батарее вышли боеприпасы, тов. Прокофьев по бездорожью доставлял боеприпасы с отдаленного артсклада на батарею и обеспечил стрельбу батареи по вражеской авиации. Работал на батарее водителем, одновременно выполнял работу в дивизионе по подвозке и остальных грузов, которые доставлял в срок».
После войны в декабре 1946 года он вернулся домой, где его ждали жена с детьми, и работал главным инженером в Братсковской МТС.
В 1947 году родилась моя мама. В 1963 году его направили в Кесемскую МТС.
Минули годы с момента его ухода из жизни, но образ его навечно запечатлён в моей памяти как образ человека спокойного и доброго, деда пяти внуков и меня, его любимой внучки.
Светлана Грошева