Троице – Казанский храмовый комплекс города Весьегонска
Для своей работы я выбрал данную тему, потому что считаю историю родного края очень интересной. Мы должны знать историю нашего города, чтобы сохранить ее и передать следующим поколениям.
История России неотделима от православной веры, а православная вера неотделима от храма. Издревле церковь была украшением каждого города и села. Присутствие храма, часовни или хотя бы креста служило свидетельством того, что данная местность населена православными людьми. Храм – это «дом Господень»», «земное небо», «дом молитвы». Вся жизнь христианина от рождения (крещение – духовное рождение) до смерти (отпевание – проводы в жизнь вечную) связана с храмом. Истинный христианин с радостью и печалью, с бедой и надеждой всегда спешит в храм. Там человек вступает в общение с богом, обращается к нему с молитвой.
По данным «Тверского Епархиального Статистического Сборника» в 1901 году на территории Весьегонского уезда было 111 церквей, включая два собора и два монастыря, Антониев и «Камень», и 200 часовен.
В юго-восточной части «старого» Весьегонска, на Соколовой горе, самой возвышенной части города, на высоте 14 м, в разные годы был построен храмовый комплекс. Он состоял из Троицкой и Казанской церквей, колокольни, часовни благоверного князя Александра Невского.При создании Рыбинского водохранилища большая часть города была затоплена, а перед этим деревянные дома были разобраны и перевезены на более высокое место, кирпичные - разрушены, вырублен городской сад и все зеленые насаждения. Оказались разрушены и весьегонские храмы: Богоявленский собор, церковь Кирика и Иулитты, часовни. Частично сохранился только Троице-Казанский комплекс.
А храмы и монастыри -
Не камни, а строенья духа,
Равно снаружи и внутри,
Пускай сегодня здесь разруха.
Они по-прежнему стоят
Под слоем пыли, под водою,
Они по-прежнему парят
Над смутою и над бедою.
Когда застынешь посреди
Развалин, совершая требу,
Прислушайся и обрати
Глаза к задумчивому небу.
И, стоит руки развести,
Поймешь, как вечное преданье,
Что можно зданье разнести,
Да не разрушить мирозданье.
( С. Хомутов)
Глава 1. Строительство храмового комплекса.
Храмовый комплекс на Соколовой горе, самой возвышенной части юго-восточной части старого Весьегонска, стал складываться одновременно с началом регулярной застройки, когда село Весь Ёгонская стало в 1776 г. уездным городом Весьегонском. В 1777 г. сюда была перенесена деревянная Троицкая церковь с Ильинским приделом, поставленная годом ранее на другом месте (ещё до утверждения регулярного плана города). Рядом с деревянным храмом в конце XVIII – начале XIX в. была построена кирпичная Казанская церковь.
Две церкви стояли на площади, сохранившей лишь часть своей первоначальной территории. С севера и востока она выходит на берег Рыбинского водохранилища. Комплекс и теперь играет важную градостроительную роль, замыкая перспективы двух взаимно перпендикулярных улиц: Софьи Перовской и Калинина. Несмотря на утрату завершений, церкви являются архитектурными доминантами старого Весьегонска, господствуя над окружающей деревянной застройкой.
Глава 2. Троицкая церковь
В 1776 году недалеко от каменного Богоявленского собора на средства прихожан была построена деревянная церковь св. Троицы и пророка Ильи (приложение 2).Через год, в 1777 году, после очередной сильной водополицы, эта новая церковь была перенесена на другое, высокое место – Соколову гору, туда же перевели и старое кладбище.
В конце 18 – начале 19 вв., а точнее в 1811 году, рядом с деревянным Троицким храмом была построена кирпичная Казанская церковь. В 1858 году хотели расширить трапезную, но вместо этого построили кирпичную Троицкую церковь (1868), тогда же, очевидно, разобрали и старую деревянную. Церковь была четырехугольная, одноэтажная.
Ее размеры: высота - 3 сажени; длина -14; ширина – 8. Кровля железная, шатровая на 2 ската.
Кирпичная зимняя Троицкая церковь с престолами Троицы Живоначальной, Илии Пророка, Казанской иконы Божией Матери – прямоугольное в плане здание в русском стиле с выступом притвора на западном фасаде. Первоначально храм имел высокий одноглавый восьмерик, поставленный на четверике первого этажа. После его утраты в советское время весь объём покрыли вальмовой кровлей, на которой в 1990-е гг. была установлена небольшая главка. Южный и северный фасады церкви в соответствии с внутренней структурой имеют трёхчастную композицию: апсида – храм – трапезная, подчёркнутую лопатками. Храмовая часть дополнительно расчленена на три прясла с входом в центре. Растёсанные прямоугольные окна имеют килевидные завершения. Обрамления из полуовала сохранились на ложных окнах на восточном и западном фасадах. Притвор оформлен на углах пилястрами и завершён треугольным фронтоном. Внутри поперечные капитальные стены отделяют храм от алтаря и трапезной.
В храме были деревянные полы и две двойные деревянные двери без украшений и надписей, на простых петлях. Паперть располагалась с западной стороны. Предположительно, что эта церковь была построена по образцам проектов архитектора К.А. Тона в псевдорусском стиле.
В советское время Троицкая церковь была закрыта. В 1933-50 годы в ней размещался кинотеатр, а затем в 1955 г. в него (из здания Казанской церкви) переехал районный архив. В 1960-е гг. обрушилась часть балок потолка.
В 1970-е был произведен ремонт здания: для поддержания потолка были возведены массивные столбы-опоры. После ремонта архив вернулся на прежнее место, а в алтарной части обосновалась машиносчетная станция.
В 2000-х гг. Троицкая церковь возвращена верующим, в ней проходят летние службы.
Глава 3. Казанская церковь
В конце XVIII - начале XIX в. была построена кирпичная Казанская церковь. Сначала, в 1792 - 1793 гг. , сооружена трапезная, в которой в 1801 г. был освящён придел Рождества Иоанна Предтечи. Строительство самого храма было завершено в 1811 г. Отдельно стоящую колокольню возвели в 1820 - 1823 гг., а затем её соединили с трапезной, разобрав западную стену последней и обстроив нижний ярус колокольни с юга и севера невысокими объёмами. Главный мастер, строивший церковь, неизвестен.
Церковь была кирпичная, отштукатуренная, сочетала формы раннего классицизма и традиционного барокко.
Казанская церковь выстроена по традиционной продольно-осевой схеме. Композиция включает храм - двусветный четверик с крупной прямоугольной апсидой, чуть более узкую, сильно вытянутую трапезную и столпообразную квадратную в плане колокольню, от которой полностью сохранился только нижний ярус. Храм некогда был пятиглавым, а колокольня трёхъярусной с высоким шпилем. В настоящее время четверик храма завершён четырёхскатной кровлей. Фасады каждого из трёх объёмов церкви отличаются по декору. Храм, хотя и выстроен позднее основной части трапезной, выдержан в более традиционных формах. Трёхосевые фасады четверика расчленены узкими лопатками на три прясла. Окна с лучковыми перемычками оформлены рамочными наличниками и завершены щипцовыми сандриками с заплечиками. На южном фасаде в центре расположен входной проём, сохранивший кованое одностворчатое дверное полотно. На северном фасаде входу отвечает ложный проём. Венчающий карниз четверика с несложной профилировкой включает двухступенчатые зубцы. Декор апсиды аналогичен храму. Фасады трапезной (три восточные прясла - первоначальные) выдержаны в формах, характерных для провинциальной архитектуры раннего классицизма. Стены разделены пилястрами на пять равных прясел по числу окон. Прямоугольные проёмы заключены в рамочные наличники. По осям окон сверху и снизу расположены прямоугольные горизонтальные филёнки. Профилированный венчающий карниз, раскрепованный над пилястрами, дополнен сухариками. Фасады колокольни характерны для позднего классицизма. Нижний ярус завершается треугольными фронтонами с круглыми окнами в тимпанах. В основании второго яруса проходит фриз с квадратными нишками. От проёмов звона сохранились только нижние части.
Размеры церкви: высота - 5,5 сажени; длина -17; ширина – 5. Кровля железная, шатровая на 4 ската. На церкви 5 глав (1- посередине, 4- по углам), крыты белой жестью. Кресты на главах деревянные, обложены с боков жестью. Полы в казанской церкви, как и в Троицкой, тоже были деревянные. Две двойные двери: наружная дверь железная без украшений, внутренняя деревянная на простых железных петлях. Паперть располагалась с западной стороны.
Храм, перекрытый сомкнутым сводом, тремя арочными проёмами сообщается с апсидой, в которой, как и в бесстолпной трапезной, полулотковый свод. В интерьере сохранились фрагменты клеевой живописи конца XIX в., прописанной маслом в начале ХХ в.
Святые мученики Флоръ и Лавръ,
раннехристианские мученики II век
Святой Алексей митрополит Московский
Икона Серафима Саровского
Отдельно стоящую колокольню возвели в 1813 году, а затем ее соединили с трапезной, разобрав западную стену казанской церкви. Колокольня была кирпичная, четырехугольная, трехъярусная с высоким шпилем (сейчас полностью сохранился лишь только нижний ярус).
Колоколов на ней было 6 штук. На большом была сделана следующая надпись: «Сей колокол перелит усердием доброхотных дателей 1862 года февраля 5 дня в Ярославле мастером Черышниковым, весу 106 пуд». На втором колоколе: «Лил г. Елабуги купец Димитрий Шишкин».
В советское время церковь была закрыта. В 1935 году с колокольни был сброшен большой колокол, а в 1938-1939 гг. в помещении (от колокольни до главного здания церкви с куполами) размещался городской физкультурный зал. В связи с переносом города и созданием Рыбинского водохранилища в Казанской церкви был устроен архив. После окончания войны (в 50-е годы) в здании Казанской церкви расположилась электростанция, а на колокольне - пожарная каланча.
Казанская церковь - средняя часть храма - фрагменты фундамента электростанции
В 1960-е гг. два верхних яруса колокольни были разобраны, и церковь совсем потеряла свой культовый вид
На стенах еще сохранились фрагменты клеевой живописи конца XIX века, выполненной маслом около 1913 года в память 300-летия дома Романовых бежецким цеховым мастером А.Г. Яковлевым.
С каждым годом роспись на стенах блекнет и исчезает...
Святой преподобный Сергий Радонежский
Глава 4. Часовня благоверного князя Александра Невского.
В ограде Троице-Казанского комплекса в память события 4 апреля 1866 года (очевидно, в честь начала работы Весьегонской земской уездной управы, а может быть, в память избавления Александра II от покушения Каракозова) была построена часовня благоверного князя Александра Невского. Она была каменная, отштукатуренная. Сохранился только один ее снимок. В советское время (в 30-годы ХХ века) она использовалась под керосиновую лавку. В 1940-41 гг. была разобрана.
Заключение
Казанская церковь будет восстановлена:
«11 апреля 2024 г. в ГКУ Тверской области «Дирекция по развитию и сохранению объектов культуры и культурного наследия» состоялось рабочее совещание, посвященное началу проведения проектных работ по восстановлению старинного памятника – Казанской церкви на Соколовой горе в г. Весьегонск.»
Подготовил ученик 6 - “А” класса МБОУ «Весьегонская СОШ» Макеров Алексей
Руководители: Павлова Наталья Анатольевна, Петрова Ирина Михайловна