Весьегонск. Люди и события
Дорогие наши читатели!
Мы продолжаем опубликовывать тексты докладов, прозвучавших на юбилейных X весьегонских краеведческих чтениях "Славен город делами, славен город людьми: жители Весьегонского района - защитники Родины" и предлагаем вашему вниманию обобщённое исследование историка, краеведа, научного руководителя краеведческого клуба "Весь" Александра Ивановича Кондрашова.
Весьегонский округ находится на северо-востоке Тверской области, где проходит граница с Вологодской областью. Восточная часть его расположена на берегах Рыбинского водохранилища. Юг округа граничит с Ярославской областью. Площадь – 2047 кв. км. Население – 10,5 тыс. человек.
Название города говорит о его древнем происхождении. «Весь» – название одного из племён, которые заселяли северную часть Восточной Европы. Вторая часть названия города ведет свое происхождение от слова «иогги», что по-фински значит «река». В произношении «егонь», «егна», слово это до сих пор встречается в топонимике Весьегонского округа: речка Егница, деревня Ёгна и т.д. Первое письменное упоминание о селе Весь Ёгонское, по мнению историков, относится к 1447 году. В 1776 году Указом Екатерины IIсело Весь Ёгонское преобразовано в город, центр Весьегонского уезда.
Благодаря ежегодной Богоявленской ярмарке, Весьегонск был известен далеко за пределами губернии. На ярмарку в конце ХVIIIвека приезжали купцы из Москвы, Ярославля, Вологды, Каргополя, Архангельска, Астрахани и многих других городов. Ярмарка служила пунктом обмена мучных и рыбных товаров севера на мануфактурные товары столиц и центральных губерний.
Среди конкретных событии городской истории одним из самых ярких было создание здесь летом - осенью 1812 года, в период Отечественной войны против Наполеона, Егерского Её Императорского Величества великой княгини Екатерины Павловны батальона («Весьегонского батальона»). Его сформировал по поручению великой княгини владелец имения Любегощи полковник, князь Александр Петрович Оболенский. В ноябре, после торжественного смотра в Твери, батальон двинулся к Витебску для соединения с действующей армией. Он принял участие во всех основных сражениях Заграничного похода русской армии 1813 года, в том числе при Кульме и Лютцене, а также в «битве народов» при Лейпциге.
Невозможно перечислить в кратком очерке всех выдающихся людеи, родившихся или живших в Весьегонске. Назовём лишь некоторых из них. Это доктор искусствоведения Александр Васильевич Караганов, художник-график Геннадий Павлович Клюшин, всемирно известный математик Павел Петрович Коровкин, Герой обороны Севастополя Фёдор Ильич Максимов, «финансовый король Урала» Николай Васильевич Мешков, профессор-геолог Зоя Александровна Образцова, министр СССР Николай Александрович Петровичев, академик-физик Гурий Николаевич Савин, заслуженный артист РСФСР Иван Петрович Яшугин, главный маршал авиации Павел Фёдорович Жигарев.
Весьегонский район и сам город познал лихую долю в период создания и начала работы Рыбинской ГЭС. Исчезли красивейшие храмы, знаменитый городской сад, широкие улицы с добротными купеческими домами. От старого города остались лишь фрагменты нескольких окраинных улиц. Сейчас на месте прежнего Весьегонска плещутся волны рукотворного моря – самого большого искусственного водохранилища в Европе, ставшего крупным источником электроэнергии для Рыбинской ГЭС.
Весьегонск – самый северный город нынешней Тверской области. Он стоит среди лесов и болот, открыт на восток водным просторам Моложского плеса Рыбинского водохранилища, в нём есть пристань для причаливания грузовых и пассажирский судов, железнодорожная станция, через город проходит автодорога Тверь-Устюжна. Он утратил немало архитектурных памятников, но сохранил главное – душу, которая живет в его гражданах, передающих культурные традиции каждому следующему поколению через семейное воспитание, школу, уникальную Весьегонскую библиотеку.
В годы Великой Отечественной войны из района (в нынешних его границах) ушли на фронт 14500 весьегонцев, 6200 земляков погибли.
Водил в бой дивизии и корпус генерал-лейтенант, Герой Советского Союза И.М. Афонин. Под руководством нашего прославленного земляка, командующего ВВС Красной Армии, главного маршала авиации П.Ф. Жигарева осуществлялись действия воздушных армий и авиационных частей. Генерал-лейтенант Г.И. Шанин из деревни Горка, командовавший группой войск Первого Дальневосточного фронта, освобождал от японской оккупации Северную Корею.
Уроженец Весьегонска, танкист, старший лейтенант В.В. Беляев за «мужество и героизм, проявленные при форсировании реки Пилица и удержании плацдарма на её западном берегу» был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
Храбрость и мужество в боях за Родину проявил лётчик, весьегонец Н.В. Тихонов. Он сбил 16 вражеских самолётов. 4 февраля 1944 года капитану Николаю Викторовичу Тихонову посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.
Охватывая три столетия участия весьегонцев в морских сражениях, походах, путешествиях и другой деятельности, связанной с защитой от врагов морских рубежей России, приходишь к выводу: земляки родились на чистых моложских берегах и своими подвигами вписали славные страницы в историю Российского флота.
7 июля 1770 г. русский флот нанес сокрушительное поражение турецкому флоту в Чесменской бухте. Главный герой сражения – весьегонский дворянин, лейтенант Д С. Ильин, сжёгший турецкий флот. Он стал всенародным героем. Дмитрий Сергеевич похоронен в с. 3астижье ныне Лесного района, памятник ему восстановлен земляками. В память о славном герое Чесменского морского боя 12 июня 1886 года со стапелей Балтийского завода был спущен первый в мире минный крейсер. Ему было присвоено имя «Лейтенант Ильин». 31 мая 1911 г. его исключили из состава флота в связи с ветхим техническим состоянием.
15 ноября 1914 г. на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге был спущен на воду эсминец «Лейтенант Ильин» (в советском флоте «Гарибальди», затем «Войков»). До 1936 г. находился в составе Балтийского флота, а потом вошел в состав Тихоокеанского флота. После победы над милитаристской Японией, миноносец «Лейтенант Ильин» был награждён орденом Красного знамени.
Приказом главнокомандующего ВМФ России 15 октября 2000 г. базовому тральщику Черноморского флота «6Т-40» проекта 1265, заводской номер 127, присвоено имя «Лейтенант Ильин». Сейчас он в составе действующих кораблей Черноморского флота.
Много написано о героизме русских моряков во время боя крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрон в начале русско-японской войны. М.Н. Храбростин, старший судовой врач крейсера «Варяг», вскоре после воины ушёл в отставку, возглавил земскую больницу в Кесьме Весьегонского уезда, создал коммуну для безземельных крестьян, где трудился вместе с ними, очень много сделал для местного здравоохранения, о чём напоминает мемориальная доска на бывшем здании больницы. В 2012 г. усилиями Общественного Совета, краеведов Весьегонского района, при поддержке районной администрации и Ассоциации тверских землячеств, во дворе бывшей земской больницы был установлен памятный камень, посвященный М.Н. Храбростину.
Отдельного повествования заслуживают Николай Алексеевич и Алексей Алексёевич Бирилевы, первый из них – кругосветный мореплаватель, а другой – первый морской министр России. При министре А.А. Бирилеве началась работа по поиску путей восстановления флота и разработки программы военно-морского строительства после русско-японской войны (1904-1905 гг.). 7 марта 1906 г. действительная служба нижних чинов во флоте сокращена до 5 лет.
Славные страницы вписаны в военно-морскую летопись страны нашими земляками в советское время, прежде всего, во время Великой Отечественной войны.
Навигационно-гидрографическим обеспечением операции Военно-Морского Флота СССР руководил весьегонец, контр-адмирал Я.Я. Лапушкин.
Другой наш земляк – С.М. Воробьёв – у стен пылающего Сталинграда огнем орудий поддерживал наземные части. Он командовал группой кораблей Волжской военной флотилии. Вот что писал о флотилии командующий 62-й армией В.И. Чуйков: «О роли моряков этой флотилии, об их подвиге скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия и не выполнила свои задачи».
В годы Великой Отечественной войны в Весьегонске располагался Воендревкомбинат, выпускавший продукцию для фронта. С января по апрель 1944 г. это предприятие входило в Военно-строительное управление Краснознамённого Балтийского флота. 3а 4 месяца предприятие изготовило для нужд флота: домиков разборных 4х6 – 75 ед.; столов походных – 270 ед.; стульев походных – 450 ед.; оконных переплётов – 600 кв. м; дверных коробок – 2700 кв м; дверного полотна – 1800 ед.; табуреток – 480 ед.; половой доски – 430 кв. м и другой древесной продукции.
Весьегонцы, в честь которых названы географические объекты на морской карте мира, – Бирилев, Веровский, Веселаго, Корсаков, Милюков, Ухтомский, Шиллинг.
Название «Весьегонск» носил в 60-70-е годы прошлого века речной буксир на Енисее, а сейчас теплоход-сухогруз, под таким же именем, – также на Енисее.
Славные страницы вписаны в военно-морскую летопись страны в советское и наше время земляками: капитанами Iранга Н.А. Объезжевым, В.В. Сидориным и другими моряками.
Учитывая вклад весьегонцев в дело обороны Отечества, в защиту от врагов морских рубежей России, общественность Весьегонского округа может ходатайствовать перед Министерством обороны РФ о присвоении строящемуся военному кораблю название «Весьегонск».
Александр Иванович Кондрашов
историк, краевед, научный руководитель краеведческого клуба "Весь",
почётный гражданин Весьегонского муниципального округа