Весьегонск педагогический – о трёх выдающихся учителях Весьегонского района середины прошлого столетия

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию ещё одну работу, ставшую призёром муниципального краеведческого конкурса "Веков и судеб яркий след".

Нам кажется, что быть учителем – это тяжёлый труд. Учитель должен не только хорошо разбираться в своём предмете, но и ещё идти в ногу со временем, используя новые технологии и методики обучения.

Учитель – это не профессия, а больше призвание. Он даёт знания, формирует ценности, развивает умения и навыки учащихся. Именно учитель проходит рядом с детьми важные этапы их жизни, помогая им осознать свои таланты и найти свое место в обществе.

Наша весьегонская земля славится учителями.

Учитель, которого знали и помнят несколько поколений весьегонцев – Степухин Фёдор Васильевич. Судьба его сложная и интересная. Этот удивительный человек родился в д. Пореево Весьегонского уезда. Отец и мать –крестьяне, братья занимались извозом.У мальчика с раннего детства была тяга к знаниям. В 1892 году Фёдор Васильевич закончил земскую школу, в 1896 году – Весьегонское высшее начальное училище. Затем он закончил Череповецкую учительскую семинарию (1899 году), и в этом же году прослушал летние учительские курсы в Устюжне.

С 1 августа 1899 года по 1 июля 1900 года был учителем и заведующим детского приюта в г. Гатчина. С 1900 по 1904 год – работал заведующим и учителем Копорского училища.

В 1901 году прослушал в г. Павловск летние учительские курсы. С1904 по 1907 учился в Петербургском учительском институте и после его окончания до 1914 года учительствовал в Старорусском начальном училище и женской гимназии.

В 1912 и 1913 годахучился на Московских и Харьковских летних учительских курсах.

С июля 1914 года по январь 1918 год во время Первой мировой войнаы был на службе, числясь преподавателем в учебных заведениях. Изучая послужной список Фёдора Васильевича, мы выяснили, что на службу он попал в звании младшего офицера – делопроизводителя полкового суда.Войну закончил в звании штаб-капитана. После окончания войны остался преподавать в Старой Россе в школе 2-ой ступени.

С 1919 г. более 40 лет работал преподавателем истории и географии в Весьегонской средней школе. Был высоко эрудированным преподавателем в области истории.

Не одно поколение учеников выпустил в жизнь Фёдор Васильевич. Среди них известные учёные и работники культуры, учителя и врачи, инженеры и общественные деятели.

О его педагогическом мастерстве, неутомимой общественной деятельности, огромном авторитете среди учащихся, родителей, коллег рассказывалось в журналах «География в школе», «Работник просвещения», «Огонёк», областной газете «Пролетарская правда», в местных газетах «Колхозный призыв», «Весьегонская правда», «Ленинский завет». Он был замечательным краеведом, знатоком нашего края, его истории, географии.

Фёдор Васильевич работал внештатным корреспондентом журнала «Работник просвещения», «Учительской газеты» – писал статьи заметки о весьегонской школе, о лучших её преподавателях и учениках. На страницах местной газеты постоянно публиковались его краеведческие статьи об учителях, истории города, раскопке могильников, о переселении в наши края карел, о талантливых ученых, художниках, артистах, о государственных деятелях, посещавших наш край.

 Талантливый весьегонский педагог выступил с трибуны 17 Всероссийского съезда Советов, входил в состав комиссии по разработке Конституции РСФСР.

Ф.В. Степухин многие годы читал лекции в педагогическом техникуме, Народном доме, рабоче-крестьянском университете, красноармейском клубе, учреждениях, на предприятиях города, в колхозах района.

«На какую бы тему не читал Федор Васильевич и перед какой аудиторией не выступал, – отмечается в одном из многочисленных отзывов о проделанной работе земляка, – он вкладывает в каждое выступление столько души и сердца, столько теплоты и истинной поэзии, что слушатели – будь то рабочие, колхозники или интеллигенция – уходят с лекции обогащенными новыми знаниями и очарованные лектором».

За активную лекционную работу среди населения Ф.В. Степухин 15 декабря 1947 года был награждён Почётной грамотой комитета по делам культурно-просветительской работы среди населения при Совете Министров РСФСР.

В 1948 году ему присваивают звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», а 1949 году вместе с 12 другими учителями Весьегонского района был удостоен высшей государственной награды страны – ордена Ленина.

Подвижник, всю жизнь отдавший народному образованию.

28 июля 2019 года по инициативе Общественного Совета района в Весьегонске была открыта памятная доска Фёдору Васильевичу Степухину. На торжественном событии собирались его ученики, краеведы, учащиеся, педагоги, земляки.

 

«Нередко мы считаем свой край неинтересным, бедным по природе – это, мол, не Крым, не Кавказ. Но стоит только внимательно присмотреться к окружающей нас природе, заглянуть в историю своего края, сопоставить прошлое с настоящим, ознакомиться с краеведческой литературой, и тогда он предстанетперед нами совершенно вдругом виде,раскроет нам свои богатства…»– так писал о нашем крае заслуженный учитель РСФСР Александр Александрович Виноградов.

Александр Александрович Виноградов родился в деревне Кишкино Весьегонского уезда Тверской губернии 8 июля 1883 года.

Родители его были крестьяне, но из тех, кто умел писать и читать, освоив грамоту самостоятельно. Александр был их единственным сыном, и они многое сделали для того, чтобы он смог получить образование.

Маленький Саша учился особенно хорошо, поэтому учитель Горской школы настоятельно советовал его отцу определить мальчика в Весьегонское городское четырёхклассное училище.

Учился он преимущественно на «отлично», о чём свидетельствуют его те­тради и дневник, а также похвальные листы. По совету директора училища отец Александра Алексан­дровича отвёз его в Рыбинск, где было открыто механико-тех­ническое училище и ремесленная школа при нём. Александр успешно выдержал экзамены и был принят на трёхгодичный срок обучения с предоставлением общежития. Именно в училище открылись его педагогические способности, он отлич­но объяснял слабоуспевающим ученикам материал, который они не могли понять на занятиях. В 1903 году заканчивает Александр Александрович Рыбинское техническое училище.

Александр Александрович усиленно занимался самоподготовкой и экстерном сдал экзамен на звание учи­теля начальной школы с правом преподавания в министер­ских двухклассных училищах при Петербургском учебном округе, а затем выдержал конкурсные испытания и посту­пил в Петербургский учительский институт.

По его окончании в 1908 году он был направлен в город Лугу учителем городского училища и женской гимназии. Однако, будучи человеком разносторонним, Виноградов нашёл для себя новый интерес – политическая экономика, добился разрешения оставить учительство и поступил в Коммерческий институт в Москве. Педагогическую деятельность Виноградов не бросил, он продолжал заниматься со слабоуспевающими гимназистами и преподавал в Исправительной колонии для малолетних преступников.

В 1917 году направлен директором коммерческого училища в село Великое под Ярославлем. Там он женился на Ольге Федоровне Всехсвятской, работавшей учи­тельницей в селе Великое. Молодая семья приехала в Весьегонск.Виноградов сразу же включился в просветительскую работу. В первую очередь он настаивал на том, чтобы сохранить предметы быта и украшения, а также великолепные библиотеки из помещичьих усадеб, вместе с А.И. Тодорским, А.В. Киселёвым, И.Е. Мокиным он стоял у истоков создания Весьегонского музея. Затем начал борьбу за сохра­нение архивов.

В августе 1918 года Виноградов А.А. начал исследование курганов в окрестностях города. Вместесо школьниками провёл ряд раскопок на террито­рии Весьегонского и Сандовского районов, выпустил неболь­шую книжку по археологии края «Бодачёвский курганный могильник». Значительная часть находок была передана Твер­скому музею, часть из них пополнила музейную коллекцию Весьегонского музея.

В феврале 1920 года на съезде учителей его избрали ходоком к В.И. Лени­ну хлопотать об улучшении материального положения весьегонского учительства. Это тоже была удивительная история.

С гордостью Александр Александрович пишет о своей встрече с Лениным, о той помощи, которая по указанию Ильича была учителям оказана. Эти воспоминания, по-видимому, остались для него незабываемыми, в автобиографии он раз за разом возвращался к этому эпизоду своей жизни, перечислял, кому, где и сколько раз он об этом рассказывал, сколько раз он выступал с воспоминаниями на радио, кто и когда записывал его воспоминания на плёнку, наконец, он издал небольшую книжечку «Воспоминания о В.И. Ленине». В любом случае его поездка не была напрасной. В Весьегонск пришла посылка с мануфактурой, книгами, письменными принадлежностями для учителей, и продовольственной паёк был немного увеличен.

В 1967 году отмечали 50-летие Октября. В новом здании райкома партии проходила встреча ходоков к В. И. Ленину (А. А. Виноградов). На встрече также присутствовали: И.А. Петрушкин, В. А. Андреев, О. И Образцова, М. И. Петровых и журналист из Калинина З. Бурд. Журналистов привлекла книжка воспоминаний А. А. Виноградова о встрече с Лениным. Всё в ней было хорошо, но смущало то обстоятельство, что весьегонские большевики 1920 году не выполнили указание Наркомтруда, а стало быть, и самого Ленина, о повышении продовольственного пайка учителям уезда, выдаче обуви и керосина. В этой беседе зашёл разговор о том, что как-то нехорошо получается, и старому учителю пришлось согласиться на маленькую фальсификацию. Чтобы читателей не смущали правдивые строчки резюме автора воспоминаний о Ленине, то их предложили убрать с помощью ножниц. Так желаемое было выдано за действительное.

Московский писатель и журналист Павел Шелест в своей книге «По следам ходоков» уже писал:

- Так что же, легче стало жить весьегонским учителям после вашей поездки?

- Ещё бы! – Александр Александрович широко взмахивает руками. – Через короткое время после моего возвращения в адрес Учительского союза пришло шесть тюков сукна, шёлка, ситца и других тканей. Одновременно уисполком объявил всем учителям, что, согласно полученному строгому указанию Наркомтруда, он увеличивает выдачу им за счёт местных ресурсов хлебного пайка, обуви, керосина. 

В другой раз Виноградова отправили к наркому просвещения А.В. Луначарскому с просьбой об открытии в Весьегонске художественной школы. А.А. Виноградов принял активное участие в организации и открытии в Весьегонске детской художественной школы-студии. Учеником этой студии был сын руководителя народного образования Александра Прокофьевича Серова – Владимир, будущий народный художник СССР. Одна из самых известных его работ, написанная в 1950 году, «Ходоки у Ленина». Сюжет картины Владимиру Александровичу Серову подсказал учитель Виноградов, не раз посещавший дом Серовых и лично встречавшийся с Ильичом.

Разъезжая по деревням с лекциями и докладами, Александр Александрович всегда обращал вни­мание на талантливых детей, старался помогать им, некото­рых даже отвозил в Москву и Ярославль на деньги, получен­ные от чтения лекций или на свои собственные.

В деревнях Виноградов помогал открывать деревенские «университеты», детские клубы, библиотеки, на свои средства покупал книги, сам дома занимался с малограмотными и неграмотными, привлек к этим занятиям и свою жену, и других учителей.

В ноябре 1920 года в городе с его участием открылся рабоче-крестьянский университет. Учебная программа, рассчитанная на 8 месяцев, была обширной и включала изучение обществоведения, литературы, математики, сельского хозяйства, геологии и даже археологии.

В 1930 году А.А. Виноградов был у поэта Демьяна Бедного на квартире в Москве.

Благодаря Александру Александровичу неполная сред­няя школа в Горе стала средней. В 1937 году местные жители вновь командировали его в Москву к народному комиссару просвещения А.С. Бубнову с просьбой выделить на открытие и оборудование в школе 8 класса 10 000 рублей.

 

Вновь Виноградову посодействовала Надежда Константи­новна Крупская, и средняя школа в деревне Гора была откры­та в том же году. Александр Александрович стал преподавать в ней географию, а его супруга Ольга Федоровна русский язык и литературу.

Просветительскую деятельность Виноградов совмещал с работой в музее, который он возглавлял с 1923 по 1926 год. К этой работе он подходил творчески.

«При Виноградове музей начинался с фасада! На нём – изображение земли со стратосферой. Здесь Александр Александрович начинал экскурсии. Рядом, на улице, стояла будка сторожа, разрисованная подобно шлагбауму. Сторожем в это время был Василий Викторович Шмелёв из деревни Старое – на деревянной ноге, с Георгием на груди. «Дядя Вася» жил при музее, исполнял обязанности сторожа и смотрителя... Из больших сеней дверь вела в экспозицию, в ней – узкие проходы, всё пространство уставлено экспонатами.

 

При музее работал краеведческий кружок, благодаря которому экспозиция музея постоянно пополнялась. Во время фольклорных экспедиций им вместе с учениками было собрано множество частушек, песен, сказок и сказаний, которые были переданы Калининскому педагогическому институту, а сам Виноградов в 1924 году издал брошюру «Частушка-эхо».

В 1926 году из Весьегонского музея было изъято множество экспонатов, судя по сохранившемуся в музее списку, все они напоминали о прежнем режиме и прежней истории.

С 2015 года Весьегонский краеведческий музей носит имя Александра Александро­вича Виноградова. Сотрудники музея и многие весьегонцы до­вольно долго и упорно добива­лись этого, и не случайно. В их памяти имя этого человека на­всегда связано с музеем, так как именно он был главным пропагандистом музейного дела, воспитавшим поколения краеведов.

После смерти жены, Ольги Фёдоровны, переехал в подмосковный поселок Нахабино, где жили и преподавали в школах его дочери. По его инициативе в Нахабино был открыт краеведческий школьный музей героя Великой Отечественной войны Дмитрия Михайловича Карбышева, организовано несколько краеведческих кружков.

В 1968 году, в восьмидесятилетнем возрасте, за заслуги в области народного образования А.А. Виноградову было наконец-то присвоено звание Заслуженного учителя РСФСР и назначена персональная пенсия.

Александр Александрович собрал вместе со своими помощниками – юными краеведами – произведения устного народного творчества. Около 50 тысяч частушек, песен, поговорок, записанных сельским краеведом, приобрёл Государственный литературный музей. Они хранятся в Российском государственном архиве в личном фонде А.А. Виноградова (Ф.№1428).

Поразительно, как много он сделал для родного края, для сельской школы, музея! Многие экспонаты Весьегонского музея связаны с именем Виноградова. Земляки чтят память А.А. Виноградова, знатока родного края.

И еще одна судьба, на вид хрупкой женщины – Нины ВасильевныВерхоланцевой. Она – народная просветительница, педагог, талантливый художник, поэт, режиссер. Родилась 1908 года в Москве, на Малой Грузинской.

После окончания школы Нина Васильевна начинает учиться живописи. Наступит 1917 год – это сложный период для страны и для народа, Верхоланцевым предложили выехать заграницу для получения большого наследства. Поехал брат Вася. Он не вернулся из заграницы, а те деньги, которые он высылал, Верхоланцевы сдавали в фонд индустриализации.

В 1930 году Нина Васильевна в Сочи знакомится с Михаилом Осиповичем Зюком(Нехамкиным), осенью переезжает к нему в Ленинград. Жизнь молодой семьи была скромной. 26 февраля 1932 года у них родился первый сын, которому по тогдашней моде дали революционное имя Марат. Первое время семья жила в Ленинграде, потом Михаил Осипович был отправлен на Дальний Восток. Нина Васильевна последовала за мужем. В 1935 году они вернулись в Москву. Затем переехали в Полтаву, где 15 августа 1936 года Михаил Осипович был арестован. Нина Васильевна с Маратом возвратились в Москву. Первое время их никто не беспокоил, так как брак с Михаилом Осиповичем не был зарегистрирован. Нина Васильевна сама начала добиваться встреч с мужем, писала письма в прокуратуру, ходила по тюрьмам, пыталась доказать его непричастность к заговору, но все было тщетно. За два месяца до расстрела мужа, 25 апреля 1937 года, в семье родился младший сын Михаил.

5 сентября 1938 года Нина Васильевна получила предписание о месте ссылки – вгород Весьегонск Калининской области.

В Весьегонске им с сыновьями жилось сначала плохо – они встретили здесь непонимание, недоверие и отчужденность со стороны жителей города. Нина Васильевна устроилась на работу в школу, где сначала вела уроки рисования, а позднее немецкого языка. Черная полоса в жизни Верхоланцевых не закончилась: слегла, приехавшая в Весьегонск Анна Николаевна. Весной 1939 года заболевает и перестает ходить двухлетний сын Миша. Перенос города, война, голод, холод– все это усугубляло положение семьи. В 1944 году в Весьегонск возвращается Миша, у которого с раннего детства проявляются способности к рисованию. Бабушка предсказывала ему быть знаменитым и не ошиблась.

 Настоящая слава пришла к Нине Васильевне, когда она вышла на пенсию в 1963 году и стала руководить театральными коллективами Весьегонского Дома культуры и Дома пионеров и не оставляла эту работу до самой своей смерти.

В Доме культуры она занималась общественной работой, не получая денег за постановки. Стесненная в средствах, Нина Васильевна отказывалась их получать по следующей причине: она имела право ставить те постановки, которые считала нужными и ставила так, как она хотела. Получив областную премию в 1972 году, она отдала ее в фонд мира. А еще она изготавливала бутафорию, декорации, искала и находила необходимую для спектаклей мебель, шила костюмы. Некоторые спектакли повторяли несколько раз. Весьегонские артисты выступали со своими спектаклями не только в городе, но и ездили в сельские клубы. Около 10 лет Н.В. Верхоланцева руководила, одновременно с работой в Доме Культуры, театральным кружком Дома пионеров. Она вела кукольный и драматический кружки.

 В 1967 году Нина Васильевна вместе с детьми поставила спектакли Год с винтовкой и плугом», «Каменный гость», «Сказки Андерсена». Постановок было несколько в год, как в хорошем театре.

Кроме Дома культуры и Дома Пионеров, она вместе с другими учителями руководила кукольным театром в Весьегонской школе № 2, где были поставлены спектакли «Снегурочка» и «Ночь под Рождество». В течение нескольких лет под ее руководством в школе проводились новогодние литературные карнавалы, где выступали до 100 персонажей. Говоря о театральных постановках, нельзя не вспомнить об агитбригаде. С 1965 года она стала руководить Весьегонской агитбригадой, которая буквально через 2 года, в 1967 году, заняла 1 место на зональном смотре агитбригад в Смоленске и летом выехала в Москву на Всероссийский смотр.

В следующие десять лет Нина Васильевна подготовила десятки прекрасных агитспектаклей. Она писала сценарии не только для Весьегонской агитбригады, но и для Сонковской, Торопецкой и других агитбригад. До конца своих дней она вела домашний кружок изобразительного искусства, многие её ученики стали профессиональными художниками. Народную просветительницу помнят в Весьегонске. В 2005 г. на доме, где она жила, была открыта мемориальная доска, в том же году в Тверском издательстве вышла книга её стихотворений.

Какой же была эта удивительная женщина? Она была самой ласковой и вежливой в Весьегонске. Нина Васильевна, хрупкая на вид женщина, была искренна, простодушна, сдержанная в высказываниях, выдержана, но очень сильная духом. «Провела детство и юность среди необычных людей, она всегда оставалась преданной идее светлого будущего». Ее отличала необычная работоспособность. Она была талантливым художником, видным поэтом, прекрасным режиссером. Никогда не повышала голоса, но ее все слушались. Молодежь города была влюблена в нее. Большую часть работы она делала у себя дома, на квартире. Прошло много лет, но жители города с теплом и благодарностью вспоминали своего педагога, руководителя-наставника, эту удивительную женщину, так много сделавшую для весьегонцев.

Анастасия Батан, Анна Ганичева, Дарья Мурцева, Дарина Ожигина - учащиеся МБОУ "Весьегонская СОШ"

Руководитель: Полубенцева Елена Викторовна

 

 

 

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей