Деревня Кузьминское
Деревня Кузьминское расположена в 5 километрах к юго-востоку от деревни Пронино.
Название произошло от мужского личного календарного имени Кузьма, означающего «мир, украшение», «мир, порядок, мироздание»; «заботящийся о красоте».
Деревня расположена на левом берегу реки Суховетки при впадении в неё ручья Коноплянка. Рельеф всхолмлённый с высотами до 180 м, почвы суглинистые.
Известна с 1492–150318 гг. из «Правой грамоты бежецких писцов...», которая подводит итог тяжбы Василия Борисовича Нелединского с московским Симоновым монастырём за деревню.
Из грамоты видно, что возникла деревня двумя десятками лет раньше относительно времени создания документа, т.е. в 1470–80-е гг. Монастырь сумел отсудить деревню в свою пользу и это определило её дальнейшую судьбу. До 1764 г. она входила в вотчину Симонова монастыря (статус крестьян — монастырские), в 1764–1841 г. управлялась коллегией экономии (экономические крестьяне), в 1841–66 гг. министерством государственных имуществ (государственные крестьяне). С 1866 г. в общей системе сельского управления.
Как и очень многие другие селения Весьегонского края была разорена в Смутное время и «запустела», но уже к 40-м гг. XVII в. возродилась, причём не усилиями карел-переселенцев, а стараниями коренных обитателей, выживших в те страшные годы и вернувшихся в родные места.
В «Сборнике статистических сведений» за 1889 год читаем:
«Кузьминское. Деревня Чернецкого прихода. Бывшая государственная. С березами около некоторых домов. По восточному скату возвышенности. При трех колодцах, двух прудах в деревне и один пруд в поле. Ручей Ветка. Поля со скатами. Почва - суглинок. Выгон по еловому дровяному лесу и заросли. Разверстка по платежной силе. Последний передел был в 1874 году, по рабочей силе. Небольшая часть покоса делится ежегодно. Лес полосками. Усадьбы, переделенные при общем переделе, перестали переходить с 1879 года. Аренда тремя домохозяевами Кузьминского, с двумя крестьянами из деревни Мотаево, у собственника из деревни Борщево 23 десятины покоса за 55 рублей. Бык мирской. Зимой держат по очереди. Бобыли за пастбище платят один рубль с череда. Дети учатся в деревне Мотаево у солдата. Оплата 1 рубль 50 копеек за зиму. Или 3 рубля за выучку читать. (Две, четыре зимы). Учат детей еще в деревне Борщево за плату 80 копеек с ученика за зиму. Промысел: батраки, пастухи и плотники в Ярославской губернии».
До 1918 г. относилась к Чернецкому приходу.
Число хозяйств и численность населения:
В 1858 г. – 31 хозяйство – 195 жителей
В 1889 г. – 49 хозяйство – 227 жителей
В 1931 г. – 61 хозяйство – 263 жителя
В 1963 г. – 25 хозяйство – 79 жителей
В 1993 г. – 15 хозяйство – 22 жителя
В 2008 г. – 11 хозяйство – 14 жителей
В 2020 г. – 4 жителя
Фото Екатерины Курниковой
Березовая роща возле деревни Кузьминское, где так любила собираться молодежь со всей округи, была посажена Алексеем Ивановичем Ивановым.
В большой и дружной семье Алексея Ивановича и Натальи Александровны Ивановых было семь дочерей и один сын.
Его внучка поделилась с нами проникновенным стихотворением, которое написала одна из дочерей, Качан Альбина Алексеевна.
Родовое гнездо
Здесь когда-то была большая деревня,
Здесь когда-то был дом наш родной,
А теперь здесь царство крапивы,
Чудный сад здесь зарос травой.
Покосилась родная избушка,
Нет ступенек уже на крыльце.
Смотрит мутными окнами словно старушка,
С горькой думой на темном лице.
А когда-то здесь смеха столько звучало,
Детский топот и лай собак
Всем здесь места всегда хватало.
Не забыть дом родной никак.
Здесь летали пчелки-трудяги.
Принося нам янтарный мед.
И в соломенной шляпе папа
Их лелеял, любил и берег.
Папа с мамой гнездо родовое
Нам ведь столько строили лет.
И осталось оно пустое...
Никого здесь давно уже нет.
Белоствольных берез рядочек.
Яблонь, слив и разных кустов.
Для сынка, внучков и дочек.
Их сажал лучший самый из всех отцов,
Не могло в страшном сне присниться папе,
Что останется дом пустой.
Что кусты и деревья, что сажал он для внуков
зарастут густою травой.
Из последних дней в саду он старался,
обихаживал там и тут.
Что приедут дети и внуки.
Будут ягоды, яблоки есть - добрым словом
его помянут.
Безо всяких научных вузов,
папа все по хозяйству умел,
Шил одежду, шапки и обувь, пчеловодные курсы вёл.
Мы не очень тогда понимали
Каково всех нас вам с мамой поднять.
Мало, мало мы вам помогали.
Лишь теперь всё сумели понять.
Тяжела деревенская жизнь
При такой огромной семье.
И за все, дорогой наш отец,
Говорим: "Спасибо тебе".
А на кухне трудилась мама.
Выпекая шедевры из ничего.
Загляну я в окошечко с поля
Не увижу уж там никого.
Часто снится мне вкус ватрушек,
Хруст огурчиков и волнушек.
Хлеб ржаной... Хоть на час бы вернуться назад.
Ах! какая была мастерица!
Прясть и ткать, сеять и жать...
Нe забыв у икон помолиться,
А потом у печи хлопотать!
А какое варила пиво...
Не сравниться уж тут никому!
Всё умела без всяких книг и рецептов
В огороде, в поле, в дому.
Золотые мамины руки
Хлеб пекли почти через день
Уж они никогда не знали скуки.
Не была в почёте здесь лень.
Вам досталась трудная доля,
С малых лет до последних дней.
Словно чья-то злая воля.
Обнимала родных людей.
Вы простите нас мама и папа.
Что сберечь мы гнездо не смогли.
Разлетелись, как птицы по свету
И курлычем мы грустно вдали.
Не вернуть, не исправить былое.
Всё. что сделали в жизни не так.
Далеко ты, гнездо родовое.
Мы не можем приехать никак.
Ты стоишь, деревенька родная.
Вдалеке от больших городов.
Ждешь, как прежде, приезда на лето
Сыновей, дочерей и внучков.
А они почему-то не едут,
Не скользит сюда больше нога?
Может некогда иль заболели?
Иль ушли в мир иной навсегда?
Как давно это все здесь было,
А как будто всё было вчера...
Многолюдные прежде деревни и сёла.
Лишь остались в сердцах навсегда.
Только ветер один здесь гуляет,
Где звучала прежде гармонь.
И дымок из труб не сбегает,
Не увидеть в окошках огонь.
И какой же Мамай всё порушил?
Ведь стояли же сотни лет?
Кто прошляпил, кто все разрушил?
Как всегда — виноватых нет.
Ураган ли, тайфун промчался
По родимой нашей Земле?
Ктo он за это за всё в ответе?
Видно те, кто сидел и сидит в Кремле.
В нищете год за годом жила деревня,
Только «стригли» её как могли,
Урожай забирали под корень
И в конце концов до нуля довели,
Каково было людям с гнездом родовым расстаться
И бежать путь на край хоть Земли.
Не от "сладкой" жизни спасаться,
А на чёрный хоть хлеб получать рубли.
Только тот. кто родился в деревне,
Всю трагедию может понять.
Что всевышний Отец наш скажет на небе?
Как могли Землю - Мать так предать?
ИСТОЧНИК
Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010
Фото из архива семьи Ивановых